Пояснительная записка Актуальность и назначение программы С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта образовательный и воспитательный процесс должен строиться на основе освоения способов деятельности обучающихся, их профессиональногосамоопределения, на формировании у них познавательных и созидательныхспособностей, необходимых для успешной социализации в обществе. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе,стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональнойориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, какникогда актуальна. В связи с этим особую актуальность приобретает работа над профессиональным самоопределением школьников, которая необходима и возможна в рамках реализации концепции профильного обучения. В настоящее время предприятия химической промышленности испытывают потребность в квалифицированных кадрах. Ученым-химикам и инженерам- технологам предстоит решать важнейшие задачи в жизни современного общества. Существует также много профессий, которые не относятся к химическим, но требуют глубокого знания химии. К сожалению, современные школьники имеют очень слабое представление о химических специальностях и учебных заведениях, где они могли бы эти специальности приобрести. Программа внеурочной деятельности «Химия в моей будущей профессии» составлена для реализации в 6 классе, призвана помочь сознательному, обоснованному выбору профессии, позволяет осознанно выбрать профиль обучения, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и осознанность обучения в старших классах, и подготовка к следующей ступени образования, а в целом, и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала. Цель программы: расширение кругозора обучающихся о профессиях, где необходимы химические знания, подготовить их к обоснованному выбору, удовлетворяющему личные интересы и общественные потребности. Данный курс позволит ориентировать обучающихся на выбор профиля, предусматривающего углубленное изучение химии; развивать интерес к предмету как важнейшей области будущей практической деятельности; знакомить с профессиями, для которых необходимы химические знания; отработать навыки обращения с химическими веществами и с соблюдением правил безопасной работы; развивать учебно-коммуникативные умения. Программа внеурочной деятельности «Химия в моей будущей профессии» общеинтелектуального направления рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю, в соответствии с Планом внеурочной деятельности. Программа реализуется в течение одного учебного года и предназначена для учащихся шестого класса Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Универсальные учебные действия Личностные: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • овладение на уровне общего образования законченной системой химических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности; • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку Метапредметные: Регулятивные УУД • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью; • умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: • формирование и развитие по средствам химических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; возможность выбора профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; Коммуникативные УУД: • самостоятельно взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности Система контроля для планируемых результатов строится сучётом необходимости: • определения динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоныближайшего развития ребёнка; • выделения основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов,обучающихся. Предметные: 1. Применение основных методов познания: наблюдение, измерение, эксперимент. 2. Описание свойств твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков. 3. Соблюдение правил безопасной работы при проведении опытов. 4. Пользование лабораторным оборудованием и посудой. 5. Раскрытие смысла понятия «раствор», вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе, приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества. 6. Проведение опытов по получению и изучению химических свойств различных веществ. 7. Грамотное обращение с веществами в повседневной жизни. Содержание программы курса Введение. Химия в профессиях (1 ч.) Цель и актуальность курса. Классификация профессий. Профессии, где необходимы знания химии. Какие профессии востребованы в нашем поселке и Свердловской области. Раздел 1: «ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» (8 ч.) Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение. Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Практическая работа № 1 «Знакомство с химической посудой». Практическая работа № 2 «Очистка примесей». Практическая работа № 3 «Качественные реакции на ионы». Раздел 2. «ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПРОФЕССИЯХ» (8 ч.) Практическая работа № 4 «Качественная реакция на содержание крахмала». Практическая работа№ 5 «Экспертиза продуктов питания на содержание красителей». Практическая работа № 6 «Определение рН среды косметических средств» Практическая работа № 7 «Изучение органолептических свойств сока» Практическая работа № 8 «Приготовление растворов с заданной массовой долей» Практическая работа № 9 «Реакция нейтрализации» Практическая работа № 10 «Анализ продуктов питания на содержание витамина С» Практическая работа № 11 «Изучение органолептических свойств воды» Формы организации занятий Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительность занятий 40 минут. Встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, лабораторный практикум, журнал, экскурсия. Программа предусматривает теоретические, практические и экскурсионные занятия. Тематическое планирование курса «Химия в твоей будущей профессии» № Раздел содержания курса 1 Введение. «Химия в профессиях». Раздел 1: «Химические понятия» Раздел 2. «Химический эксперимент в профессиях» ИТОГО: 2 3 Кол-во часов 1 Кол-во практических работ 8 3 8 8 17 11 № 1 2/1 3/2 4/3 5/4 6/5 7/6 Календарно- тематическое планирование курса «Химия в твоей будущей профессии» Тема Форма проведения Образова тельный ресурс Введение (1 час) Химия в профессиях. беседа Раздел 1: «ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» (8 часов) Химические термины. лекция Вещества и смеси. лекция Атомы и молекулы. эксперимент Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Физические и химические Беседа, явления. Признаки эксперимент химических реакций. Роль химии в жизни Беседа, человека. Химия в системе эксперимент наук. Практическая «Знакомство с химической работа посудой». Практическая работа 9/8 «Качественные реакции на Практическая ионы». работа Раздел 2. «Химический эксперимент в профессиях» (8 часов) 10/1 «Качественная реакция на Практическая содержание крахмала». работа 11/2 «Экспертиза продуктов питания Практическая на содержание красителей». работа 12/3 «Определение рН среды Практическая косметических средств» работа 13/4 «Приготовление растворов с Практическая заданной массовой долей» работа 14/5 «Изучение органолептических Практическая свойств сока» работа 15/6 «Реакция нейтрализации» Практическая работа 16/7 «Анализ продуктов питания на Практическая 8/7 «Очистка примесей». 17/8 содержание витамина С» «Изучение органолептических свойств воды» работа Практическая работа Перечень учебно – методического, материально – технического,информационного обеспечения. 1. Химическая посуда и лабораторное оборудование. 2. Изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи. 3. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор)