Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
С введением Федерального Государственного Образовательного
Стандарта образовательный и воспитательный процесс должен строиться
на
основе освоения
способов
деятельности
обучающихся,
их
профессиональногосамоопределения, на формировании у них познавательных
и созидательныхспособностей, необходимых для успешной социализации в
обществе. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести
уверенность в себе,стать профессионалом – процесс длительный. Проблема
профессиональнойориентации с учётом личностных факторов становится в
наши дни, какникогда актуальна.
В связи с этим особую актуальность приобретает работа над
профессиональным самоопределением школьников, которая необходима и
возможна в рамках реализации концепции профильного обучения.
В настоящее время предприятия химической промышленности
испытывают потребность в квалифицированных кадрах. Ученым-химикам и
инженерам- технологам предстоит решать важнейшие задачи в жизни
современного общества. Существует также много профессий, которые не
относятся к химическим, но требуют глубокого знания химии. К сожалению,
современные школьники имеют очень слабое представление о химических
специальностях и учебных заведениях, где они могли бы эти специальности
приобрести.
Программа внеурочной деятельности «Химия в моей будущей
профессии» составлена для реализации в 6 классе, призвана помочь
сознательному, обоснованному выбору профессии, позволяет осознанно
выбрать профиль обучения, совершить первичное профессиональное
самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и осознанность
обучения в старших классах, и подготовка к следующей ступени образования,
а в целом, и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет
сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого
человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит
хорошего профессионала.
Цель программы: расширение кругозора обучающихся о профессиях,
где необходимы химические знания, подготовить их к обоснованному
выбору, удовлетворяющему личные интересы и общественные потребности.
Данный курс позволит ориентировать обучающихся на выбор профиля,
предусматривающего углубленное изучение химии; развивать интерес к
предмету как важнейшей области будущей практической деятельности;
знакомить с профессиями, для которых необходимы химические знания;
отработать навыки обращения с химическими веществами и с соблюдением
правил безопасной работы; развивать учебно-коммуникативные умения.
Программа внеурочной деятельности «Химия в моей будущей
профессии» общеинтелектуального направления рассчитана на 17 часов, 0,5
часа в неделю, в соответствии с Планом внеурочной деятельности. Программа
реализуется в течение одного учебного года и предназначена для учащихся
шестого класса
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Универсальные учебные действия
Личностные:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение на уровне общего образования законченной системой
химических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
• развитие готовности к решению творческих задач, умения находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время
учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные
ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных
продуктивных видах деятельности;
•
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую
химическую науку
Метапредметные:
Регулятивные УУД
• способность к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений; умение управлять своей познавательной
деятельностью;
• умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
• формирование
и развитие по средствам химических знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию; возможность выбора профильного образования на
основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых
познавательных интересов;
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно взаимодействовать в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности
Система контроля для планируемых результатов строится сучётом
необходимости:
• определения динамики картины развития обучающегося на основе
выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы –
зоныближайшего развития ребёнка;
• выделения основных направлений оценочной деятельности – оценки
результатов деятельности систем образования различного уровня,
педагогов,обучающихся.
Предметные:
1.
Применение основных методов познания: наблюдение, измерение,
эксперимент.
2.
Описание свойств твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение
их существенных признаков.
3.
Соблюдение правил безопасной работы при проведении опытов.
4.
Пользование лабораторным оборудованием и посудой.
5.
Раскрытие смысла понятия «раствор», вычисление массовой доли
растворённого вещества в растворе, приготовление растворов с определённой
массовой долей растворённого вещества.
6.
Проведение опытов по получению и изучению химических свойств
различных веществ.
7.
Грамотное обращение с веществами в повседневной жизни.
Содержание программы курса
Введение. Химия в профессиях (1 ч.)
Цель и актуальность курса. Классификация профессий. Профессии, где
необходимы знания химии. Какие профессии востребованы в нашем поселке
и Свердловской области.
Раздел 1: «ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» (8 ч.)
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук.
Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние
веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон
сохранения массы веществ.
Практическая работа № 1 «Знакомство с химической посудой».
Практическая работа № 2 «Очистка примесей».
Практическая работа № 3 «Качественные реакции на ионы».
Раздел 2. «ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В
ПРОФЕССИЯХ» (8 ч.)
Практическая работа № 4 «Качественная реакция на содержание крахмала».
Практическая работа№ 5 «Экспертиза продуктов питания на содержание
красителей».
Практическая работа № 6 «Определение рН среды косметических средств»
Практическая работа № 7 «Изучение органолептических свойств сока»
Практическая работа № 8 «Приготовление растворов с заданной массовой
долей»
Практическая работа № 9 «Реакция нейтрализации»
Практическая работа № 10 «Анализ продуктов питания на содержание
витамина С»
Практическая работа № 11 «Изучение органолептических свойств воды»
Формы организации занятий
Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительность занятий 40
минут. Встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол,
коллективно-творческое дело, лабораторный практикум, журнал, экскурсия.
Программа предусматривает теоретические, практические и экскурсионные
занятия.
Тематическое планирование курса «Химия в твоей будущей
профессии»
№
Раздел содержания курса
1
Введение. «Химия в
профессиях».
Раздел 1: «Химические
понятия»
Раздел 2. «Химический
эксперимент в профессиях»
ИТОГО:
2
3
Кол-во
часов
1
Кол-во практических работ
8
3
8
8
17
11
№
1
2/1
3/2
4/3
5/4
6/5
7/6
Календарно- тематическое планирование курса
«Химия в твоей будущей профессии»
Тема
Форма проведения Образова
тельный
ресурс
Введение (1 час)
Химия в профессиях.
беседа
Раздел 1: «ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» (8 часов)
Химические термины.
лекция
Вещества и смеси.
лекция
Атомы и молекулы.
эксперимент
Химические элементы.
Символы химических
элементов. Простые и
сложные вещества.
Физические и химические
Беседа,
явления. Признаки
эксперимент
химических реакций.
Роль химии в жизни
Беседа,
человека. Химия в системе
эксперимент
наук.
Практическая
«Знакомство с химической
работа
посудой».
Практическая
работа
9/8
«Качественные реакции на
Практическая
ионы».
работа
Раздел 2. «Химический эксперимент в профессиях» (8 часов)
10/1
«Качественная реакция на
Практическая
содержание крахмала».
работа
11/2
«Экспертиза продуктов питания
Практическая
на содержание красителей».
работа
12/3
«Определение рН среды
Практическая
косметических средств»
работа
13/4
«Приготовление растворов с
Практическая
заданной массовой долей»
работа
14/5
«Изучение органолептических
Практическая
свойств сока»
работа
15/6
«Реакция нейтрализации»
Практическая
работа
16/7
«Анализ продуктов питания на
Практическая
8/7
«Очистка примесей».
17/8
содержание витамина С»
«Изучение
органолептических
свойств воды»
работа
Практическая
работа
Перечень учебно – методического, материально –
технического,информационного обеспечения.
1. Химическая посуда и лабораторное оборудование.
2. Изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи.
3. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных
демонстраций (компьютер, проектор)