Пояснительная записка. Рабочая программа курса внеурочной деятельности Развитие функциональной грамотности обучающихся: модуль «Читательская грамотность» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287), а также федеральной рабочей программы воспитания. Модуль «Читательская грамотность» предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Цель курса Развитие функциональной грамотности обучающихся: модуль «Читательская грамотность» в основной школе состоит в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов. Задачи программы: • формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; • приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка, направлены на совершенствование речи школьников, и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, владеть различными видами работы с текстом, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. Данная программа предназначена для использования в 9 классах, на реализацию отводится по 1 часу в неделю, итого по 34 часа в год. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Развитие функциональной грамотности обучающихся: модуль «Читательская грамотность» Личностные УУД: Ученик научится: • определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное; • отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию; • выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста; • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста; • объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности: Познавательные УУД: умение обучающегося ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации; ориентироваться в оглавлении; добывать новые знания; Регулятивные УУД: Ученик сможет: обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме; давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные УУД: Ученик научится: устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; задавать вопрос; составлять план текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности: 1) Ученик научится: пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 2) Ученик получит возможность научиться: выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов); 3)Обучающийся сможет увеличить уровень достижений во всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования, т.к. он научится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, подбирать аргументы и формулировать выводы, составлять разные виды планов, а также находить в тексте требуемую информацию и выделять основную. Занятия по программе могут проводиться с использованием следующих форм работы: • практикум • беседа • дискуссия • урок-игра • урок-исследование • диспут • творческая работа • анализ текста • практикум-диагностика Выпускник научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; • находить в тексте требуемую информацию (определять основные элементы текста, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; • выделять главную и избыточную информацию; • прогнозировать последовательность изложения идей текста; • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; • выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Содержание курса Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (16 ч.) Цели и задачи курса. Диагностический тест. Поиск информации для решения поставленной цели. Применение различных видов чтения. Типы текстов. Специальные тексты. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический). Стили речи. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Способы представления информации: словесно, символами, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Поиск и выбор информации. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Самостоятельная организация поиска информации по заданной теме. Реферативное сообщение. Выделение главной и избыточной информации. Прогнозирование содержания текста. Практикум-диагностика. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (9 ч.) Формирование установки на чтение. Приём «Ассоциативный куст». Управление процессом осмысления текста во время чтения. Приём «Чтение с остановками». Составление плана текста для пересказа. Подробный пересказ. Сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Приём «Чтение про себя с вопросами». Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. Критический анализ и оценка информации. Диагностика читательской грамотности. Урок-игра «Турнир юных ораторов» (Выступление с небольшими сообщениями по заданному тезису). Работа с текстом: оценка информации (9 ч.) Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Приём «Прочти вслух и выскажись». Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Знакомство с основными приёмами послетекстовой стратегии. Приёмы «Кластер» и «Рыба». Критическое отношение к рекламной информации. Метод «Прочти вслух и выскажись». Мониторинг сформированности читательской грамотности. Собственная точка зрения. Тематическое планирование № 1 Темы и разделы программы Раздел №1 Работа с текстом: поиск информации и Количество часов 16 2 3 понимание прочитанного Раздел №2 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Раздел №3 Работа с текстом: оценка информации Итого 9 9 34 ч. «Поурочное планирование» № п/п Тема занятия 1 Вводное занятие. Определяем цели и задачи курса. 2 Диагностический тест (по тексту статьи «За и против комикса»). 3 Поиск информации для решения поставленной цели. Применение различных видов чтения. Форма проведения Количество часов Беседа 1 Диагностичес кий практикум Исследование 1 1 Электронные (цифровые) образователь-ные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Русская виртуальная библиотека (rvb.ru) 4 Типы текстов. Специальные тексты. Беседа 1 5 Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический). Практикум 1 6 Стили речи. Языковые особенности разных стилей речи. Исследование 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Архив: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия (rusedu.org Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Архив: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия (rusedu.org Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Архив: презентации, уроки, тесты, 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 рефераты, visual basic, методика, учебные пособия (rusedu.org Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Творческая работа Текст, тема текста, основная мысль текста. В.Быкова «Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое…») Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. В.Быкова «Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое…») Способы представления информации: словесно, символами, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Поиск и выбор информации. Анализ текста 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Анализ текста 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Исследование 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Дискуссия 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 1 Русская виртуальная библиотека (rvb.ru) Русская виртуальная библиотека (rvb.ru) Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Самостоятельная организация поиска информации по заданной теме. Реферативное сообщение. Выделение главной и избыточной информации. Практикум 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Творческая работа 1 Практикум 1 Прогнозирование содержания текста на примере рассказа А. Авдея «Старший леший». Работа по тексту «Кино для пчёл» (по Ю.Дмитриеву «Если посмотреть вокруг…». Формирование установки на чтение. Приём «Ассоциативный куст». Управление процессом осмысления текста во время чтения. Приём «Чтение с Творческая работа. 1 Практикумдиагностика 1 Исследование 1 Практикум 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 остановками». 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Составление плана текста для пересказа. Подробный пересказ. (Текст «Неправильная сгущёнка»). Сжатый пересказ. (по тексту «Музей почтовых открыток» (задание ЧГ «Дом смотрителя»)). Вопросы по содержанию текста. Приём «Чтение про себя с вопросами». Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. Критический анализ и оценка информации. Диагностика читательской грамотности. (Задание ЧГ «Последняя рубашка»). «Турнир юных ораторов» (Выступление с небольшими сообщениями по заданному тезису) Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Приём «Прочти вслух и выскажись». Русская виртуальная библиотека (rvb.ru) Творческая работа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Практикум 1 Дискуссия 1 Исследование 1 Практикум 1 Практикумдиагностика 1 Урок-игра 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Беседа 1 Диспут 1 Исследование 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Архив: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия (rusedu.org Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Русская виртуальная библиотека (rvb.ru) Дискуссия 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Архив: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия (rusedu.org 30 31 32 33 34 Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Знакомство с основными приёмами послетекстовой стратегии. Приёмы «Кластер» и «Рыба». Критическое отношение к рекламной информации. Метод «Прочти вслух и выскажись» (Задание ЧГ «Осознанное потребление»). Мониторинг сформированности читательской грамотности. Собственная точка зрения. Творческая работа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Практикум 1 Дискуссия 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Практикумдиагностика 1 Дискуссия 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4 76c2 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ • Библиотека ЦОК • Издательство «Планета»: Уроки литературы. 6 – 10 классы. Мультимедийное приложение к урокам. • «Русская литература» Мультимедийная библиотека • Архив учебных программ и презентаций (http://www.rusedu.ru/) • Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/) • Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/) • Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»(http://www.feb-web.ru/)