3.27 РП КВД Человек и общество 11 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и общество»
для обучающихся 11 класса составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования и Федеральной образовательной программе среднего общего
образования.
Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук —
философии, психологии, социологии, политологии, юриспруденции, экономики,
экологии и др. — с целью подготовить школьника к жизни в обществе. Таким
образом, основная цель обществознания — социализация подростка, его
приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского
общества, что закреплено в основах конституционного устройства современной
России. С этим неразрывно связано воспитание у молодых граждан России
чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее;
формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией,
патриотизма, уважения к другим народам, толерантности и культуры мира;
приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям; развитие умений
анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые для человека
знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания
в своей практической жизни, делать ответственный выбор. Также представляется
важным создание необходимых условий для адаптации подрастающего
поколения в обществе, облегчение процесса социализации индивида, его
приобщение к существующим общественным ценностям.
Цель курса: выработка у учащихся способности самостоятельно
ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и
адекватный ответ «вызовам» времени; систематизация, углубление и обобщение
знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса.
Задачами курса являются:
- формирование или развитие представлений учащихся о социальных
явлениях и общественных процессах;
- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
- повышение уровня правовой культуры;
- соотнесение объектов познания со своим жизненным опытом.
В рамках данного курса предусмотрены такие формы работ, как беседы,
дискуссии, виртуальные экскурсии и т.д. Данная программа реализуется с
применением следующих видов деятельности: индивидуальная, групповая и
фронтальная.

В учебном плане на изучение курса внеурочной деятельности «Человек и
общество» отводится 1 час в неделю в 11 классе, 34 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ЧЕЛОВЕК
И ОБЩЕСТВО»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•
•

•

•

•

•
•
•

Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего
общего образования по внеурочному курсу «Человек и общество» должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций,
позитивных
внутренних
убеждений,
соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта
и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций.
Патриотического воспитания:
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России.
Эстетического воспитания:

• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
• убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
• стремление проявлять качества творческой личности.
Экологического воспитания:
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие
человека, включая понимание языка социально-экономической и политической
коммуникации;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
• мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении
всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

1.
•
•
•
•

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы внеурочного курса
«Человек и общество» должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии
их достижения;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе
учебно-познавательных.

•

•
•
•
•
•
•
•
•

•

•
2.
•
•

•

Базовые исследовательские действия:
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию,
ключевые понятия и методы социальных наук;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных
объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
Совместная деятельность:
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

• оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
• предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать
идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
• осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
• самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
• давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
Самоконтроль:
• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать
приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
• уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Принятие себя и других:
• признавать свое право и право других на ошибки;
• развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты
1)Владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях
социальной стратификации; формах и факторах социальной мобильности в
современном обществе, о семье как социальном институте, возрастании роли
семейных ценностей; направлениях социальной политики в Российской
Федерации, в том числе в области поддержки семьи;
о структуре и функциях политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и
полномочиях органов государственной власти;
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том
числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи,
созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека,

гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического
единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России, общественной
стабильности и целостности государства на примерах разделов «Социальная
сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных
отношений в Российской Федерации».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных
понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных
явлений при изложении собственных суждений и построении устных и
письменных высказываний, включая понятия: социальные общности,
социальные группы и отношения между ними, социальная стратификация,
социальное неравенство, социальный статус, социальная роль, социальная
мобильность, семья и брак, этнические общности, нация, социальные нормы,
социальный контроль и самоконтроль, социальный конфликт, политическая
власть, политический институт, политические отношения, политическая система,
государство, национальная безопасность, политическая культура, политическая
элита, политическое лидерство, политический процесс, право, источник права,
система права, норма права, отрасль права, институт права, правонарушение,
юридическая ответственность, нормативный правовой акт, закон, подзаконный
акт, законодательный процесс, правовой статус, гражданство Российской
Федерации, налог;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: власть,
социальная справедливость, социальный институт;
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные, иерархические и другие связи при описании
социальной структуры, формы государства, политической культуры личности и
ее политического поведения, системы права, нормативно-правовых актов, прав,
свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер
жизни общества; права и морали; государства и права; действия правовых
регуляторов и развития общественных процессов;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальной, политической
сферы жизни общества, включая универсальные методы науки, а также
специальные методы социального познания, в том числе социологические
опросы, биографический, сравнительно-правовой метод, политическое
прогнозирование.

6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная
сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных
отношений в Российской Федерации», для анализа социальной информации о
социальном и политическом развитии российского общества, направлениях
государственной политики в Российской Федерации, правовом регулировании
общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников
разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять
поиск
политической
и
правовой
информации,
представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых
сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять
факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении разделов
«Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование
общественных отношений в Российской Федерации».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с
опорой на полученные знания о структуре общества, социальных отношениях,
политической сфере, правовом регулировании и законодательстве Российской
Федерации, представлять ее результаты в виде завершенных проектов,
презентаций,
творческих
работ
социальной
и
междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты.
8) Использовать политические и правовые знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, ориентации в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознания
роли непрерывного образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач при изучении
разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование
общественных отношений в Российской Федерации».
9) Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных
знаний о структуре общества и социальных взаимодействиях, политической
сфере и законодательстве Российской Федерации собственные суждения и
аргументы по проблемам социальной мобильности, ее форм и каналов в
современном российском обществе; миграционных процессов; тенденций

развития семьи; участия субъектов политики в политическом процессе;
опасности коррупции и необходимости борьбы с ней; соотношения прав и
свобод человека с обязанностями и правовой ответственностью;
конкретизировать теоретические положения о конституционных принципах
национальной политики в Российской Федерации; социальных конфликтах,
включая этносоциальные, и путях их разрешения; государственной поддержке
социально незащищенных слоев общества и мерах социальной поддержки семьи
в Российской Федерации; федеративном устройстве и политической системе
Российской Федерации на современном этапе; государственном суверенитете;
избирательной системе в Российской Федерации; государственной службе и
статусе государственного служащего; основах конституционного строя
Российской Федерации; субъектах гражданских правоотношений; юридической
ответственности и ее видах; правовом регулировании оказания образовательных
услуг; порядке приема на работу, заключения и расторжения трудового
договора, в том числе несовершеннолетних граждан; защите трудовых прав
работников; порядке и условиях заключения и расторжения брака; правах и
обязанностях налогоплательщика; принципах уголовного права, уголовного
процесса, гражданского процесса фактами социальной действительности,
модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта.
10) Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых
услуг, зафиксированных в законодательстве Российской Федерации; находить,
анализировать
и
использовать
информацию,
предоставленную
государственными органами, в том числе в цифровой среде, в целях управления
личными финансами и обеспечения личной финансовой безопасности.
11) Оценивать социальную информацию по проблемам социальных
отношений, политической жизни общества, правового регулирования, в том
числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень
достоверности информации; соотносить различные оценки социального
взаимодействия, политических событий, правовых отношений, содержащиеся в
источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных
(модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том числе норм
морали и права.
12) Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью
полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных
конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, включая нормы морали и права, ценностей; осознавать

неприемлемость антиобщественного поведения, опасность алкоголизма и
наркомании.
Тематическое планирование
11 класс
Тематические блоки, темы

Основное содержание

Политическая сфера (20 ч)
Политическая власть и
политические отношения (2ч)

Власть и политическая власть. Субъекты
политики
в
современном
обществе.
Политические
институты.
Политическая
деятельность. Политические отношения

Политическая система.
Государство — основной
институт политической
системы (3 ч)

Структура и функции политической системы.
Политическая система Российской Федерации
на современном этапе. Государственный суверенитет.
Функции
государства.
Форма
государства: формы правления, государственнотерриториального устройства, политические
режимы. Типология форм государства. Понятие
правового государства

Государство Российская
Федерация. Государственное
управление в Российской
Федерации (4 ч)

Основы конституционного строя Российской
Федерации.
Федеративное
устройство
Российской
Федерации.
Субъекты
государственной
власти
в
Российской
Федерации.
Конституционный
статус
и
полномочия высших органов государственной
власти
в
Российской
Федерации.
Государственная
служба
и
статус
государственного служащего в Российской
Федерации.
Направления
государственной
политики в Российской Федерации. Опасность
коррупции,
антикоррупционная
политика
государства,
механизмы
противодействия
коррупции.
Обеспечение
национальной
безопасности
в
Российской
Федерации.
Государственная
политика
Российской
Федерации по противодействию экстремизму

Политическая культура

Функции политической культуры общества.

Тематические блоки, темы

Основное содержание

общества и личности.
Политическая идеология (2 ч)

Политическая социализация. Формирование
политической
культуры
личности.
Политическое поведение. Функции СМИ в
политике.
Интернет
в
современной
политической коммуникации. Политическое
участие, его типы и формы. Причины
абсентеизма. Роль политической идеологии в
обществе.
Основные
идейно-политические
течения современности

Политический процесс и его
участники (3 ч)

Характеристики
политического
процесса.
Классификация видов политических процессов.
Роль средств массовой информации в
политической жизни общества. Признаки,
функции, виды политических партий. Типы
партийных систем

Избирательная система (2 ч)

Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная
кампания. Избирательная система в Российской
Федерации

Политические элиты и
политическое лидерство (2 ч)

Формирование политической элиты. Функции
политической элиты в обществе. Функции
политического лидера. Типология лидерства

Повторительно-обобщающий
урок по разделу
«Политическая сфера» (2 ч)
Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации (14 ч)
Система права. Правовые
отношения. Правонарушения
(4 ч)

Право в системе социальных норм. Источники
права. Нормативные правовые акты, их виды.
Законы и
законодательный
процесс в
Российской Федерации. Система российского
права. Правовые отношения, их субъекты.
Особенности
правового
статуса
несовершеннолетних.
Правонарушение
и
юридическая
ответственность.
Функции
правоохранительных
органов
Российской
Федерации

Тематические блоки, темы

Основное содержание

Конституционные права,
свободы и обязанности
человека и гражданина в
Российской Федерации (4 ч)

Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Личные
(гражданские),
политические,
социальноэкономические и культурные права и свободы
человека и гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Международная защита
прав человека в условиях мирного и военного
времени

Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых правоотношений (6
ч)

Гражданское
право.
Гражданские
правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических
лиц.
Гражданская
дееспособность
несовершеннолетних. Семейное право. Порядок
и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Трудовое право. Трудовые правоотношения.
Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и
обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная
ответственность.
Защита
трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетних
работников

Поурочное планирование
11 класс
Тема урока
Форма проведения
Политическая сфера (20 часов)
Политическая власть
Урок-игра
Политические институты

КВН

Функции государства

Урок с применением игровых
технологий

Формы государства

Дебаты

Правовое государство

Ученый совет

Конституционный строй

Театрализованное представление

Высшие органы гос.власти

Диспут

Статус государственного служащего

Ролевая игра

Механизмы противодействия коррупции

Урок-суд

Политическое поведение

Беседа

СМИ и политика

Регламентированная дискуссия

Политический процесс

Деловая игра

Классификация видов политического
процесса
Типы политических систем
Типы избирательных систем

Брейн-ринг
Пресс-конференция
Что? Где? Когда?

Избирательная кампания в РФ

Интегрированный урок

Политическая элита

Викторина

Политическое лидерство

Урок-игра

Повторение «Политическая сфера»

КВН

Повторение «Политическая сфера»

Урок с применением игровых
технологий

Право (14 часов)
Источник права

Интегрированный урок

Законодательный процесс
Правовые субъекты

Диспут
Регламентированная дискуссия

Правонарушения

Ученый совет

Конституция РФ

Театрализованное представление

Права человека в РФ

Диспут

Права гражданина РФ

Ролевая игра

Почему без обязанностей нет прав?

Интегрированный урок

Гражданское право

Беседа

Семейное право

Пресс-конференция

Трудовое право

Урок-суд

Защита прав работников
Трудовые права несовершеннолетних
Специфика биржи труда в РФ

ТЕСТ
Регламентированная дискуссия
Ученый совет

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1. Библиотека ЦОК
2. РЭШ
3. Видеоурок
Список используемой литературы
Обществознание, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев
А.И. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».