Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ СОШ п. Цементный и следующих нормативно - правовых документов: 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. 3.Учебный план АООП (вариант 1) МАОУ СОШ п. Цементный 4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание.– М.: Просвещение, 2013. 5.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ СОШ п. Цементный (вариант 1) 7. Учебный план МАОУ СОШ п. Цементный Ручной труд играет огромную роль в развитии ребенка и создает благоприятные условия для его обучения и воспитания. Цель предмета: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры, обучение простейшим практическим знаниям и умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Задачи: 1.Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека. 2.Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека. 3.Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей. 4.Расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. 5.Формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметнопреобразующей деятельности. 6.Формирование интереса к разнообразным видам труда. 7.Развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). 8.Развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). 9.Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений. 10.Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). 11.Формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. 12.Формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекционная работа предусматривает: 1.Коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами. 2.Развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; 3.Коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по ручному труду, который доступен большинству обучающихся. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в предоставлении свободы в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своей местности. Общая характеристика учебного предмета Ручной труд дает возможность развития движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Развивая моторику в процессе занятий ручным трудом, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. На уроках ручного труда обогащается опыт детей знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Ручной труд характеризуется многообразием операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д. При изготовлении объектов на уроках используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Уроки ручного труда позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал, положительно сказывается на развитии познавательной деятельности. Предусмотрены следующие виды ручного труда: работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами; работа с бумагой и картоном; работа с нитками; Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда планируются экскурсии в мастерские школы.Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения, изобразительного искусства, математики. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с Учебным планом МАОУ СОШ п. Цементный , рабочая программа в 1 классе рассчитана на 66 часов в год (2часа в неделю), во 2 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), в 3 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), в 4 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Личностные результаты освоения учебного предмета 1 класс -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; -владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, -принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 2 класс осознание себя как гражданина России; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; -владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, -принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. 3 класс -формирование представления о себе; -формирование представлений о собственных возможностях; -овладение начальными навыками адаптации в новом социальном пространстве; -овладение элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; -формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия; -формирование способности к принятию социального окружения, формирование умения определить свое место в нем, принятие ценностей и социальных ролей, соответствующих индивидуальному развитию ребенка; -формирование социально значимых мотивов учебной деятельности; -формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях; -формирование эстетических потребностей, чувств; -формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; -формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. 4 класс -положительное отношение и интерес к труду; -понимание значения и ценности труда; -отношение к труду как к первой жизненной необходимости; -понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; -осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке; -умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»; -привычка к организованности, порядку, аккуратности; -устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности; -установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 1классе: Минимальный уровень: Достаточный уровень: -знать названия инструментов, необходимых на -знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, уроках ручного труда, их устройства, -приемы, формообразования, соединения деталей; приемы формообразования, соединения -иметь навыки правильного скатывания «колбаски», деталей; расплющивания глины и пастилина; -правильно и точно знать отличия пластилина и -различать по текстуре глину и пластилин; глины, работы с ними; -знать, какой бывает природный материал; -работать аккуратно с природным материалом; -уметь работать с нитками; -соблюдать технику безопасности на уроках; -ориентироваться в задании, сравнивать образец с - ровно вырезать из бумаги заданные фигуры; натуральным объектом с частичной помощью -правильно работать с клеем; учителя; - уметь выполнять элементарные работы с -соблюдать технику безопасности при работе с иглой и нитками; ножницами, иглой, клеем - оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий; -при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по технологической таблице; Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 2 классе: Минимальный уровень: Достаточный уровень: -знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, -приемы, формообразования, соединения деталей; -расплющивания глины и пастилина; -различать по текстуре глину и пластилин; -знать, какой бывает природный материал; -уметь работать с нитками; -ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя; -соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, клеем по -знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, -приемы формообразования, соединения деталей; -правильно и точно знать отличия пластилина и глины, работы с ними; -работать аккуратно с природным материалом; -соблюдать технику безопасности на уроках; -ровно вырезать из бумаги заданные фигуры; -правильно работать с клеем; -уметь выполнять элементарные работы с иглой и нитками; -оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); -уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий; -при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по технологической таблице; Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 3 классе: Минимальный уровень: Достаточный уровень: -знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с помощью учителя; -знать названия некоторых поделочных материалов, называть их; -знать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами; -знать виды трудовых работ; -знать основные приёмы работы, выполнять их с помощью учителя; -выполнять простые инструкции учителя; -отвечать на простые вопросы с помощью учителя; -знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать их, использовать их с помощью учителя; -анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя; -использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя; -оценивать свою работу с помощью учителя; -осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя. по -знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности; -знать названия некоторых поделочных материалов, называть их; -знать виды трудовых работ; -отвечать на простые вопросы; -выполнять простые инструкции учителя; -знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и использовать их; -знать основные приёмы работы, выполнять их с помощью учителя; -знать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами; -анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя; -использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя; -оценивать свою работу с помощью учителя; -осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 4 классе: по Минимальный уровень: Достаточный уровень: -знать виды трудовых работ; -знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; -знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство; -знать правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; -знать приёмы работы (приёмы разметки деталей, приёмы выделения детали из заготовки, приёмы -знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину; -знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; -знать виды художественных ремёсел; -уметь находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; -руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими формообразования, приёмы соединения деталей, приёмы отделки изделия); -уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; -анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; -определять способы соединения деталей; -составлять стандартный план работы по пунктам; -владеть некоторыми технологическими приёмами ручной обработки поделочных материалов; -работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и картоном, с нитками и тканью, с проволокой и с металлом, с древесиной, конструировать из металлоконструктора); -выполнять несложный ремонт одежды. инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требования при выполнении трудовых работ; -на основе полученных представлений о материалах осознанно подбирать их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; -отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки; -экономно расходовать материалы; -работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; -осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; -оценить своё изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); -устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; -выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда. Формирование базовых учебных действий Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные базовые учебные действия: -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; -целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; -понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении; -стремление к безопасному поведению в природе и обществе; -положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; -самостоятельность в выполнении учебных заданий. Регулятивные базовые учебные действия: -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) -работать с учебными принадлежностями(инструментами) -организовывать рабочее место; -передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; -оценивать действия одноклассников; -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные базовые учебные действия: -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; -устанавливать видо - родовые отношения предметов; -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; -уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой; -наблюдать; -работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. Коммуникативные базовые учебные действия: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий; -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Содержание учебного предмета Работа с глиной и пластилином Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Работа с природными материалами Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия). Работа с бумагой Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; - разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; - разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок). Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Картонажно-переплетные работы Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги». Работа с текстильными материалами Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы). Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз», Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема». Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани. Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки). Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение). Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена). Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки Работа с древесными материалами Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов. Работа металлом Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание». Работа с проволокой Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков. Работа с металлоконструктором Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой. Комбинированные работы с разными материалами Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха. Содержание учебного предмета 1 класс, 66 ч. Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся. Работа с пластилином. Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина); раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина); скатывание кругообразными движениями в ладонях -«скатывание» шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», Соединение плоских деталей приемами «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Выполнение заготовок для букв и цифр. Работа с природными материалами. Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с бумагой. Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: 1.Разметка бумаги.Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: -разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; -разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; -разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. 2.Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». 3.Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). 4.Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». 5.Сминание и скатывание бумагив ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Работа с нитками. Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: (упражнения в разрывании и резании ниток разной длины; связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку). Инструменты для швейных работ: игла, наперсток, ножницы. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. Изготовление плоских игрушек, кисточки из цветных ниток к шапочке. Вдевание нитки в иголку, закрепление в начале и конце строчки. Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» на полоске картона. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов. Вышивание «в два приёма» нитками одного цвета. Содержание учебного предмета 2 класс, 34ч. Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся. Работа с пластилином. Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина); раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина); скатывание кругообразными движениями в ладонях -«скатывание» шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», Соединение плоских деталей приемами «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Выполнение заготовок для букв и цифр. Работа с природными материалами. Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с бумагой. Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: 1.Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: -разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; -разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; -разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. 2.Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». 3.Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). 4.Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». 5.Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Работа с нитками. Элементарные сведения о нитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: (упражнения в разрывании и резании ниток разной длины; связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку). Инструменты для швейных работ: игла, наперсток, ножницы. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. Изготовление плоских игрушек, кисточки из цветных ниток к шапочке. Вдевание нитки в иголку, закрепление в начале и конце строчки. Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» на полоске картона. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов. Вышивание «в два приёма» нитками одного цвета. Содержание учебного предмета 3 класс, 34ч. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда (1 час) Работа с природными материалами (5 часов) Виды природных материалов. Свойства природных материалов (цвет, форма, величина, поверхность гладкая или шероховатая, изменение цвета в связи с сезонными изменениями летом и осенью). Виды работ с природными материалами. Приёмы соединения деталей: с помощью клея, пластилина, заострённых палочек. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, скорлупой грецкого ореха. Работа с бумагой и картоном (11 часов) Сорта бумаги и их назначение: бумага для печати (журнальная, газетная, книжная), для рисования ( рисовальная), для письма (писчая), гигиеническая (салфеточная). Виды работы с бумагой и картоном. Приёмы работы с бумагой и картоном: разметка по шаблону, обрывание бумаги, смазывание деталей клеем. Организация рабочего места при работе с бумагой. Историко-культурологические сведения (применение масок в глубокой древности и в настоящее время; кокошник, его назначение; шлем, его назначение). Виды работы с бумагой: - аппликация из бумаги; - окантовка картона полосками из бумаги; - изготовление изделий из складной бумаги; - изготовление изделий из деталей, вырезанных по шаблону, полушаблону; - изготовление объёмных изделий из картона; - конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел. Приёмы работы с бумагой: -обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба; - резание ножницами; - смазывание деталей клеем для их соединения; - разметка; - разметка по шаблону; - сгибание, перегибание; - нанесение на бумагу рицовки по линейке. Работа с проволокой (3 часа) Элементарное понятие о проволоке. Применение проволоки в изделиях. Виды проволоки: медная, алюминиевая, стальная. Свойства проволоки. Инструменты, применяемые при работе с проволокой. Организация рабочего места при работе с проволокой. Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание руками волной, в кольцо, спираль, намотка руками на карандаш. Получение деталей изделия (лапки паука), букв. Работа с древесиной (3 часа) Элементарные сведения о древесине, о применении древесины в строительстве, в промышленности (изготовление дверей, мебели, музыкальных инструментов, школьных принадлежностей, столярных инструментов, детских игрушек, бумаги). Понятия "дерево" и "древесина", их различие. Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями: ломание руками, зачистка напильником, наждачной бумагой, пиление. Инструмент для обработки древесины ручным способом - столярная ручная пила (ножовка). Экскурсия в столярную мастерскую. Опилки. Краткие сведения о применении опилок в промышленности. Применение опилок в изготовлении поделок (аппликаций). Технология изготовления аппликации из древесных опилок. Организация рабочего места при работе с древесными опилками. Изготовление колышков для растения, изготовление аппликации из древесных опилок. Работа с текстильными материалами (11 часов) Применение ниток в работе. Виды работы с нитками: наматывание на катушки и на картон, сматывание в клубок, сшивание деталей из ткани, пришивание пуговиц, вышивание. Завязывание узелка на нитке. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами. Правила обращения с иглой. Виды ручных стежков и строчек: строчка прямыми стежками, строчка косыми стежками, строчка прямого стежка в два приёма, строчка косого стежка в два приёма. Выполнение строчки прямыми стежками, сшивание двух кругов, выкроенных из ткани, прямыми стежками, выполнение строчки косыми стежками на бумаге в клетку по проколам, изготовление закладки из фотоплёнки, сшивание деталей изделия строчкой косого стежка, изготовление прихватки. Ткань. Что необходимо для изготовления ткани. Виды работы с тканью, инструменты и приспособления, необходимые для работы с тканью: утюг, ножницы, игла, нитки, булавки, шаблоны. Последовательность раскроя деталей из ткани. Содержание учебного предмета 4 класс, 34ч. Работа с бумагой и картоном. Теоретические сведения. Материалы, инструменты и приспособления. Виды бумаги. Свойства бумаги. Цвет бумаги. Размер бумаги. Практические работы. Складывание простых форм из бумаги. Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Геометрическая фигура-раскладка. Фигурка «Рыбка» . Игра «Геометрический конструктор». Работа с тканью. Теоретические сведения. Ткани (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет). Инструменты и приспособления. Плотность переплетения нитей в ткани (редкое, частое переплетение). Раскрой деталей. Практические работы. Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка». Изделие «Салфетка с аппликацией». Работа с бумагой и картоном Теоретические сведения. Бумага (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; Упражнения. Технологические операции с бумагой. Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Правила подготовки циркуля к работе. Сгибание бумаги по заданным обозначениям. Практические работы. Подготовка и содержание в порядке рабочего места; правила поведения на уроках труда; работа с учебником и рабочей тетрадью. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе». Игрушка из бумажных кругов «Попугай». Развёртка изделия. Изготовление «Конверта для писем». Работа с металлоконструктором Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой. Работа с тканью. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Выполняются из готового кроя. Другие виды обработки салфеток-прихваток. Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения. Практические работы. Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий. Работа с металлом. Теоретические сведения. Что надо знать о металле. Применение металла. Виды металлов. Свойства металлов. Цвет металла. Практические работы. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево». Работа с бумагой и картоном. Объект работы. Игрушки. Теоретические сведения. Деление круга на равные части способом складывания. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Точечное клеевое соединение деталей. Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Складывание из бумаги. Практические работы. Изделие «Геометрическая фигура-раскладка». «Геометрические комбинации». Изделие «Объёмное ёлочное украшение». Изделие «Растягивающаяся игрушка». Изделие «Птица». Работа с нитками. Теоретические сведения. Связывание ниток в пучок. Технология изготовления цветов из ниток. Практические работы. Изделие «Цветок из ниток». Аппликация из ниток « Цветы». Изделие «Помпон из ниток». Работа с проволокой. Теоретические сведения. Виды проволоки. Применение в быту. Сборка изделия из разных материалов. Практические работы. Изгибание проволоки. Изделие «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков». Сборка изделия из разных материалов. Изделия из проволоки, бумаги и ниток «Муха», «Паучок». Работа с бумагой. Теоретические сведения. Складывание из бумаги. Технология изготовления изделий способом сгибания бумаги на основе базовой формы «Треугольник». Практические работы. Изделие «Открытая коробочка». Изделие «Коробочка». Работа с древесиной. Теоретические сведения. Что ты знаешь о древесине? Материалы, инструменты. Заготовка древесины. Свойства древесины. Соединение деталей из древесины. Практические работы. Клеевое соединение деталей древесины. Аппликация из карандашной стружки. Аппликация из древесных заготовок. Ремонт одежды. Теоретические сведения. Виды пуговиц. Технология пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Технология пришивания пуговиц с ушком. Практические работы. Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки. Картонажно-переплётные работы. Теоретические сведения. Картонажные изделия. Изделия в переплёте. Материалы. Инструменты и приспособления. Практические работы. Изготовление записной книжки-раскладушки с переплётной крышкой. Ручные швейные работы. Теоретические сведения. Ручные стежки и строчки. Петлеобразный стежок. Практические работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Изделие «Подушечка для игл». Изделие «Тряпичная игрушка-подушка» Тематическое планирование 1 класс, 66 часов № Тема урока Кол-во Основные виды учебной деятельности часов обучающихся 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12 13 14 Человек и труд. Урок труда. Правила работы на уроках труда. Работа с пластилином Пластилин. Свойства, правила работы с пластилином, инструменты для работы. Приём работы с пластилином – размазывание. Аппликация «Яблоко». Приём работы с пластилином – раскатывание столбиков. «Домик». «Ёлочка». Приёмы работы с пластилином – скатывание шара. Лепка предметов шаровидной формы: бусы, мяч, кукланеваляшка. Лепка овощей и фруктов в форме шара: яблоко, апельсин, помидор. Приёмы работы с пластилином – раскатывание шара до овальной формы. Лепка овощей и фруктов: огурец, слива, картофель, виноград. Работа с природными материалами. Где используют природные материалы. Экскурсия. Сбор природного материала. Наклеивание на подложку листьев различной формы. Аппликация из природных материалов «Бабочка». Работа с бумагой Виды и свойства бумаги. Инструменты для работы с бумагой. Правила работы с ножницами. Шаблон. Сгибание бумаги треугольной формы. Изготовление изделия «Елочка». Сгибание бумаги квадратной формы. Складывание бумажного стаканчика 1ч. 6ч. 1 1 1 1 1 целостный, социальноориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -умение пользоваться учебной мебелью уметь выполнять элементарные работы с пластилином; Умениеделать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. 1 4 ч. 1 1 1 уметь выполнять элементарные работы с природными материалами Умение проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий; 1 5ч. 1 уметь выполнять элементарные работы с ножницами, бумагой 1 1 Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на 15 16 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. «Поймай пуговицу». Приемы резания ножницами по прямой линии. Сложение орнамента из квадратов. Резание ножницами по прямым линиям. Сложение орнаментов из треугольников и парусника. Работа с пластилином Приемы вытягивания одного конца столбика. Лепка по образцу предметов конической формы: морковь, свекла, репка. Лепка по образцу свеклы. Прием сплющивания шара. Лепка пирамидки. Лепка по образцу грибов. Работа с природными материалами Изготовление ежа из пластилина и еловой шишки Изготовление по образцу цветка из крылаток клена и пластилина Изготовление по образцу рыбки из шишек и пластилина Работа с бумагой Аппликация из обрывных кусочков бумаги. «Осеннее дерево». Складывание фигурок из бумаги. «Открытка со складным цветком». Складывание фигурок из бумаги. «Открытка со складной фигуркой кошечки». Работа с пластилином Приёмы работы с пластилином – прищипывание, примазывание. Лепка животных «Цыплёнок». Работа с бумагой Резание по прямым коротким линиям. Конструирование «Бумажный фонарик». Резание по прямым коротким линиям. Конструирование «Декоративная веточка». Резание по прямым наклонным линиям. Конструирование «Флажки». Резание по прямым длинным линиям. Конструирование «Бумажный цветок». Работа с пластилином Лепка по образцу рельефов букв и цифр. Лепка многодетальных фигурок животных «Котик». Работа с бумагой наглядном материале; 1 1 5ч 1 1 1 1 Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. организовывать рабочее место; 1 3ч. 1 1 1 3ч. 1 1 уметь выполнять элементарные работы с клеем, бумагой Положительное отношение к окружающей действительности, 1 1ч. 1 способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию 4ч. 1 Умение адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Умение ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя 1 1 1 2ч 1 1 Умение работать с учебными принадлежностями 4ч. Уметь наблюдать, слушать и понимать 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. Приемы резания ножницами по изогнутым линиям. Изготовление листочков из бумаги. Сминание и скатывание бумаги. Аппликация «Веточка рябины». Приемы резания по кривым линиям. Аппликация из смятой бумаги «Цветы в корзине». Работа с нитками Откуда берутся нитки. Свойства ниток. Сматывание ниток в клубок. Наматывание ниток на картонку. «Бабочка». Изготовление кисточки из ниток. Работа с бумагой Аппликация «Фрукты на тарелке» Вырезание из бумаги круга. Изделие «Снеговик». Вырезание из бумаги круга. Изделие «Гусеница». Вырезание из бумаги овала. Изделие «Цыпленок в скорлупе». Складывание фигурок из бумаги. Изделие «Пароход». Сгибание углов. Изделие «Стрела» Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Плетеный коврик». Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Птица». Работа с пластилином Лепка из пластилина макета Изготовление «Ежика» из пластилина и природных материалов. Изготовление «Птицы» из пластилина из тростниковой травы Изготовление макета «Бабочка и гриб». Изготовление макета «Девочка в лесу». Работа с бумагой Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз. Изготовление цветка из бумаги. Коллективная аппликация «Букет цветов». Складывание бумаги. Приемы сгибания бумаги. Изготовление декоративной птицы из бумаги. Работа с нитками Инструменты для швейных работ. Приёмы шитья. Шитьё по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям) 1 1 1 инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Умение обращаться за помощью и принимать помощь 1 4ч. 1 1 1 1 8ч. 1 1 1 1 1 1 1 уметь работать с нитками; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней. умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу) 1 5ч. 1 1 Умение вступать в контакт и работать в коллективе, работать в парах. 1 1 1 4ч. 1 1 1 целостный, социальноориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий 1 7ч. 1 1 Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; вступать в контакт и работать в 62. 63. 64. 65. 66. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 способом «игла вверх – вниз». Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» геометрических фигур. Как работать с нитками. Вышивание. Вышивание способом «в два приема» Вышивание по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям). Вышивание по проколам способом «в два приема» контуров ягод, букв и других предметов. ИТОГО Тема урока 1 1 1 1 коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий; Умение проявлять самостоятельность при выполнении заданий; 1 66 Тематическое планирование 2 класс, 34 ч. Кол-во Основные виды учебной деятельности часов обучающихся Работа с глиной и пластилином Форма на плоскости прямоугольных геометрических фигур (куб, параллелепипед). Лепка по образцу и с натуры овощей и фруктов. Работа с природными материалами Изготовление зайчика из желудей 2 1 Изготовление рыбки из скорлупы ореха Работа с бумагой и картоном Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном 1 2 1 Складывание фигурок из бумаги (пакет для хранения изделий) Работа с нитками Виды работы с нитками Пришивание пуговиц Работа с глиной и пластилином Применение глины для изготовления посуды Лепка из пластилина чашки конической формы Работа с природными материалами Изготовление аппликации из засушенных листьев клена Работа с бумагой и картоном Изготовление аппликации «Яблоко» Работа с нитками Изготовление фигурки из связанных пучков нитей 1 1 2 1 2 1 1 2 1 целостный, социальноориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); -умение пользоваться учебной мебелью уметь выполнять элементарные работы с пластилином; Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Уметь выполнять элементарные работы с бумагой и картоном, с нитками Умение проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий; Уметь выполнять элементарные работы с пластилином 1 1 1 1 1 1 1 Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в 14 Работа с глиной и пластилином Глиняная посуда в форме шара 3 1 15 Применение глины для скульптуры 1 16 Лепка из пластилина фигурки «Медвежонок» Работа с бумагой и картоном Изготовление игрушек в форме шара Работа с нитками Сматывание ниток в клубок Работа с природными материалами Свойства шишек Композиция из шишки и листьев «Пальма» Работа с линейкой Разметка бумаги и картона по линейке Изготовление предметной аппликации «Утенок» Работа с тканью Применение и назначение ткани в жизни людей Изготовление игольницы. Работа с бумагой и картоном Вырезание из бумаги деталей цветка 1 Изготовление поздравительной открытки Работа с пластилином Лепка композиции к сказке «Колобок» Работа с бумагой и картоном Что надо знать о дорожных знаках Изготовление из бумаги указателя «переход» Работа с текстильными материалами Вышивка Приемы вышивания нитками Изготовление закладки для книг Работа с тесьмой Применение тесьмы Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы ИТОГО 2 1 1 2 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 № п/п Тема урока 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 3 1 3 1 1 1 2 1 1 общем темпе; знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. организовывать рабочее место; Уметь выполнять элементарные работы с природными материалами Положительное отношение к окружающей действительности, Способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию Умение адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Умение ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя Умение работать с учебными принадлежностями Уметь наблюдать, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Умение обращаться за помощью и принимать помощь Уметь работать с нитками; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) 34 Тематическое планирование 3 класс, 34 ч. Количе Основные виды учебной деятельности ство обучающихся часов Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. (1час) 1. Материалы, инструменты используемые 1 на уроках ручного труда. Правила обращения с ножницами и с иглой Работа с природными материалами. (3часа) 2. Виды природных материалов. Виды работ 1 с природными материалами. 3. Изготовление аппликации из засушенных листьев "Птица". 1 4. Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов "Рыбки". Работа с бумагой и картоном (2часа) Сорта бумаги, виды и приёмы работы с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги "Медвежонок и ёлочка". Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление картины на окантованном картоне. 1 5. 6. 1 целостный, социальноориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной среды; умение ориентироваться в пространстве; умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; уметь делать рациональную разметку по шаблону и линейке. уметь смазывать клеем бумагу по всей поверхности при склеивании и окантовочные полосы. 1 Работа с проволокой. (2часа) 7. 8. Применение проволоки в изделиях, ее свойства. Инструменты, используемые при работе с проволокой. Правила обращения с проволокой. Приёмы работы с проволокой: сгибание руками волной, в кольцо, в спираль, на карандаш. 1 умение выполнять элементарные работы с проволокой 1 Работа с природными материалами. (2часа) 9. 10. 11. Работа с природными материалами. Изготовление объёмных изделий из природных материалов. Приёмы соединения деталей. Приёмы работы с пластилином. Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы. Работа с проволокой. (1час) 1 Изготовление из проволоки букв л,с,о,в. 1 1 Работа с бумагой и картоном. (5часов) 12. 13. 14. Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Изготовление складной гирлянды из цветной бумаги. Изготовление цепочки из бумажных колец. 1 Изготовление плоской полумаски "Очки". 1 карнавальной умение соединять детали изделия из природного материала с помощью клея, пластилина, проволоки, ниток, палочек; соблюдать пропорции. 1 умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев; 15. 16. Карнавальные головные уборы. Изготовление каркасной шапочки. Изготовление кокошника. 1 1 Работа с текстильными материалами. (4часа) 17. 18. 19. 20. Применение ниток. Правила обращения с иглой. Завязывание узелка на нитке. Виды ручных стежков и строчек. Выполнение строчки ручными стежками на бумаге в клетку по проколам. Сшивание двух квадратов, выкроенных из ткани, прямыми стежками. Выполнение строчки косыми стежками на закладке. Работа с древесиной. (3часа) 1 уметь вышивать по линиям рисунка. 1 уметь наблюдать, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах. 1 1 Способы обработки древесины ручными 1 инструментами. Экскурсия в столярную мастерскую. 22. Изготовление аппликации "Собачка" из 1 древесных опилок. 23. Изготовление аппликации "Цыплёнок" из 1 древесных опилок. Работа с текстильными материалами. (3часа) 21. 24. Ткань. Виды работы с тканью. 1 25.26. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление прихватки. Работа с бумагой и картоном. (2часа) 2 Объёмные изделия из картона. Коробка. 1 Назначение и форма коробок. 28. Изготовление открытых коробок из 1 тонкого картона. Изготовление коробки с помощью клапанов. Работа с текстильными материалами. (4часа) умение наклеивать материалоотходы (опилки) на картон; умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 27. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Виды ручных стежков и строчек. Выполнение строчки прямого стежка в два приёма на бумаге в клеточку. Выполнение косого стежка в два приёма "зигзаг" по краю изделия. Выполнение косого стежка в два приёма "крестик" по поверхности. Изготовление закладки с вышивкой. Работа с бумагой и картоном. (2часа) Конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел. Изготовление из бумаги матрёшки. ИТОГО 1 1 1 1 1 1 34 часа умение сшивать изделие по краям; умение ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя; Тематическое планирование 4 класс, 34 ч. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема урока Кол-во час. Содержание урока 1 Работа с бумагой. Разметка бумаги. Упражнение на развитие логического мышления и внимания – складывание геометрических комбинаций на фигуре-раскладке. 1 Складывание из бумаги базовой формы «треугольник» и на его основе – фигурки рыбки. Чтение схем-рисунков. 1 Работа с линейкой. Перевод миллиметров в сантиметры. Изготовление игры «Геометрический конструктор». 1 Работа с тканью. Упражнения на дифференциацию пальцев и координацию рук.Беседа о ткачестве. Конструирование схемы переплетения нитей. 1 Беседа о видах работ, при которых используются нитки и ткань. Разметка по лекалу. Беседа об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток. Работа по плану. Что ты знаешь о бумаге? Складывание из треугольников. Геометрическая фигурараскладка. Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка» Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор». Что ты знаешь о ткани? Бумажная схема полотняного переплетения нитей. Технологические операции при работе с нитками и тканью. Игрушка «Кукласкрутка» Отделка изделий из ткани Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок» Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов «Попугай». Развёртка изделия. Изготовление «Конверта для писем» с клеевым соединением деталей. Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям Конверт без клеевого соединения деталей Разметка 1 1 1 Работа с циркулем. Разметка по шаблону. Вырезание. Работа по плану. 1 Анализ конструкции многодетального изделия. Работа с циркулем. Работа по плану. Сборка изделия. 1 Беседа о функциональном назначении изделий из бумаги. Изготовление изделия на основе развёртки. Работа по плану. Вырезание. Склеивание. 1 1 Отделка изделий из ткани. Работа по плану. Работа с чертежными принадлежностями. Технологические операции с бумагой. Анализ образца. Элементы графической грамотности. Сгибание бумаги по условным обозначениям. Работа по плану. Беседа об изделиях декоративно-прикладного геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг со «свободным плетением». Соединение деталей изделия строчкой косого стежка «Салфетка – прихватка» искусства (коврах). Работа с линейкой и угольником. Составление геометрического орнамента. 1 Анализ образца. Работа с угольником. Разметка. «Свободное плетение» из бумаги. 1 Беседа о функциональном назначении изделий из ткани. Анализ объекта. Работа по плану. Сметывание деталей. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Рукавица прихватка» Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево» 1 Анализ объекта. Работа по плану. Сметывание деталей. 1 17 Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук» 1 18 Деление круга на равные части способом складывания. «Складные часы». Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Ёлочная игрушка «Солнышко». Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка» Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. «Птица» Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер» Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет» Связывание ниток в 1 Беседа «Что надо знать о металле». Работа по плану. Корректирование точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе обработки алюминиевой фольги. Работа с алюминиевой фольгой. Работа по плану. Корректирование точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе обработки алюминиевой фольги. Работа с циркулем. Складывание круга. Соединение деталей с помощью клея. Работа с циферблатом. 13 14 15 16 19 20 21 22 23 24 1 Анализ объекта. Работа с линейкой и угольником, циркулем. Работа с шаблоном. 1 Анализ объекта. Тиражирование деталей. Работа с угольником. 1 Анализ объекта. Работа с шаблоном. Вырезание симметричных линий. 1 Работа с линейкой, угольником. Анализ образца. 1 Работа с линейкой, угольником. Анализ образца. 1 Работа с нитками. Анализ аппликации. Работа по 25 26 27 28 29 30 31 пучок. Аппликация «Цветок из ниток» Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток» Связывание ниток в пучок. «Ежики» Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц. Изгибание проволоки. Декоративные фигурки зверей. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Изготовление крышки для коробочки способом сгибания бумаги. Что ты знаешь о древесине?Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. «Аппликация из карандашной стружки «Цветок» Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц с ушком. Изготовление и пришивание вешалки. плану. Работа с нитками. Коррекция внимания, точности, координации движений правой и левой рук и дифференциация движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу в виде кольца. 1 Изгибание проволоки. Анализ объекта. Работа по плану. Коррекция точности, координации движений правой и левой рук. 1 Работа с планом. Анализ объекта и материалов, из которых собирается изделие. 1 Работа с планом. Анализ объекта. Самостоятельное сгибание бумаги. Работа с линейкой. 1 Беседа об инструментах и о применении карандашной стружки в аппликации. Работа с точилкой. Работа с точилкой. Анализ образца. Склеивание карандашной стружки. 1 Анализ аппликации. Работа по плану. Работа с древесными заготовками. 1 Беседа. Пришивание пуговиц. 1 Работа с иглой. Беседа о назначении вешалки. Пришивание вешалки. Работа с лекалом. 32 Зашивание простого разрыва ткани. 1 Работа с иглой. Беседа. Зашивание разрыва ткани. 33 Ручные швейные работы. 1 34 Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкая игрушкаподушка «Девочка» или «Рыбка». 1 Беседа об оборудовании швейной мастерской. Рассказ о профессиях швеи, наладчика швейного оборудования. Работа с тканью, иглой. Анализ изделия. Работа с лекалом. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Материально – техническое обеспечение. Средства обучения и воспитания учебного предмета «Ручной труд» включают: Учебно-методический комплект: 1.Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1-4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). СПб.: филиал изд – ва «Просвещение», 2011. 2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013. Учебно-практическое оборудование: предметов различной формы, величины, цвета; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера. Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная, для аппликаций и оригами); картон (обычный, цветной); ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.); пластилин (или глина, пластика, солёное тесто); фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА. Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, иголки, ножницы, коробочки; измерительные приборы (шаблоны, линейки, чертежные треугольники) Печатные пособия: таблицы, муляжи фруктов, овощей, грибов; коллекция образцов тканей и ниток, бумаги и картона. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийной установки, программнопедагогические средства (презентации) Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса ручной труд.