РП воспитания ООО 23-24

Программа воспитания
ООО
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
посёлка Цементный

п. Цементный, 2023 г.

Содержание
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ 1 ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
1.2. Направления воспитания
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
РАЗДЕЛ 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
3.3. Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными
потребностями
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
3.5. Анализ воспитательного процесса
Приложение. Календарный план воспитательной работы

Пояснительная записка
Федеральная рабочая программа воспитания для образовательных
организаций (далее – программа воспитания) служит основой для разработки
рабочей программы воспитания ООП НОО. Программа воспитания
основывается на единстве и преемственности образовательного процесса
всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами
воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего
профессионального образования.
Программа воспитания:
- предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности в образовательной организации;
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления образовательной организацией, в том числе советов
обучающихся, советов родителей (законных представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
- предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на
основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
- предусматривает историческое просвещение, формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа
воспитания
включает
три
раздела:
целевой,
содержательный, организационный.
В соответствии с особенностями МАОУ СОШ п. Цементный внесены
изменения в содержательный и организационный разделы программы
воспитания. Изменения связаны с особенностями организационно-правовой
формы, контингентом обучающихся и их родителей (законных
представителей), направленностью образовательной программы, в том числе
предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов,
учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся.

1. Целевой раздел
Содержание воспитания обучающихся в МАОУ СОШ п.Цементный
определяется
содержанием
российских
базовых
(гражданских,

национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно нравственные ценности
культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ п. Цементный
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель воспитания обучающихся в МАОУ СОШ п.Цементный:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся:
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ включают:
- осознание российской гражданской идентичности;
- сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;

- сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в образовательной организации
планируется
и
осуществляется
на
основе
аксиологического,
антропологического, культурно исторического, системно-деятельностного,
личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2.Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и
воспитательной деятельности МАОУ СОШ п.Цементный по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
- гражданского воспитания, способствующего формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в
Российском
государстве
и
субъекту
тысячелетней
российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
- патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России,
историческом просвещении, формировании российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
традиционных российских семейных ценностях; воспитания честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщению к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
- физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия —
развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния
здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
- трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

- экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных
ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей
среды;
- ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП
ООО установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
1. Гражданское воспитание:
- знающий и принимающий свою российскую гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
- понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе
исторического
просвещения,
российского
национального
исторического сознания;
- проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам;
- проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей;
- выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
- принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности.
2. Патриотическое воспитание:
- сознающий свою национальную, этническую принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру;

- проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране;
- проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий
участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности.
3. Духовно-нравственное воспитание:
- знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего
народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы
народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с
учётом национальной, религиозной принадлежности);
- выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий
поступков;
- выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям;
- сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей;
- проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
4. Эстетическое воспитание:
- выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их
влияния на поведение людей;
- сознающий роль художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
5. Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:

- понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность);
- проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
6. Трудовое воспитание:
- уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой
деятельности
на
протяжении
жизни
для
успешной
профессиональной самореализации в российском обществе;
- участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
7. Экологическое воспитание:
- понимающий значение и глобальный характер экологических
проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека,
общества;
- сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- выражающий активное неприятие действий, приносящих вред
природе;
- ориентированный на применение знаний естественных и социальных
наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- участвующий в практической деятельности экологической,
природоохранной направленности.
8. Ценности научного познания:
- выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
- ориентированный в деятельности на научные знания о природе и
обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

- развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);
- демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Воспитательное
пространство МАОУ
СОШ
п.
Цементный
представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития
личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами,
родителями. Значительная часть семей связана с образовательной
организацией тесными узами: учились сами, учатся дети, внуки. Эта
особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует
формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений,
укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей (законных
представителей),
обучающихся
и
педагогических
работников
в
образовательной организации.
Процесс воспитания и социализации юных жителей посёлка во многом
обусловлен краеведческим, культурологическим контекстом территории,
определенным укладом жизни семей, в которых воспитываются дети. В
посёлке проживают люди разных национальностей. Сама среда
обуславливает акценты на те ценности, которые формируются у
подрастающего поколения: чувство любви к родному краю, уважительное
отношение к своей истории, символам Отечества, народным традициям,
природе. Это стимулирует социально-полезную деятельность обучающихся
во благо родного посёлка и его жителей.
Воспитательная система образовательной организации способствует
созданию комфортной образовательной среды, в которой обучающийся
ощущает себя активным участником и творцом школьной действительности,
личностью, способной реализовать свой потенциал и добиться успеха в
рамках образовательной системы. Активно развивается социальное
партнерство с Детской школой искусств, Детской юношеско-спортивной
школой, Домом культуры, библиотекой семейного чтения и другими
учреждениями поселка. Положительным влиянием в воспитательном
процессе следует считать мероприятия, проводимые в школьном музее
Боевой славы.
Процесс воспитания в МАОУ СОШ п. Цементный основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогических работников и
обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и
обучающегося,
соблюдения
конфиденциальности
информации
об

обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при
нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогических работников и
обучающихся
является
коллективная
разработка,
коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в образовательной организации создаются такие условия, при
которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
- педагогические работники школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных
детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в образовательной организации
является классный руководитель, реализующий по отношению к
обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом
разделе запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды,
формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного
направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает
воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами,
возможностями воспитания.

Воспитательная работа МАОУ СОШ п. Цементный представлена в
рамках следующих модулей: «Урочная деятельность», «Внеурочная
деятельность»,
«Классное
руководство»,
«Самоуправление»,
«Взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)»,
«Профориентация», «Основные школьные дела», «Музейное дело».
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация
воспитательного
потенциала
уроков
(урочной
деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой
учебной нагрузки) предусматривает:
 максимальное использование воспитательных возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся
российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом
воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы —
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить
отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;
 организацию шефства мотивированных и эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, в том числе и воспитательной направленности,
что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения;
 установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками,
принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
школе осуществляется в рамках следующих, выбранных обучающимися
курсов, занятий:
 курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской,
просветительской направленности направленные на передачу обучающимся
социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие
их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.;
 курсы, занятия в области искусств, художественного творчества
разных видов и жанров, создающие благоприятные условия для
просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие
их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие, на раскрытие творческого, умственного и
физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде;
 курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь
на решение задач воспитания и социализации обучающихся,
предусматривает:

- планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
- инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
- организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными потребностями, способностями, давать возможности для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
- выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
- изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а
также (при необходимости) с педагогом-психологом;
- доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или
педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и
вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
- индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения;
- регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
- проведение педагогических советов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих
им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и
наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
- организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
- создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;

- привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел,
мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
- проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в образовательной организации предусматривает:
- организацию и деятельность органов ученического самоуправления
(совет обучающихся или других), избранных обучающимися;
- представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
- защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав обучающихся;
- участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в образовательной организации.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
- создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета образовательной организации, классов), участвующих в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей родительского сообщества в Управляющем совете
образовательной организации;
- тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
- родительские дни, в которые родители (законные представители)
могут посещать уроки и внеурочные занятия;
- работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
- проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
- родительские форумы на официальном сайте образовательной
организации в информационно-коммуникационной сети Интернет,
интернетсообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-

педагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии с
порядком привлечения родителей (законных представителей);
- привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
- целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей.
Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
- проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
- профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
- организацию на базе детского лагеря дневного пребывания при
образовательной организации занятий с участием экспертов в области
профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями,
получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
иной профессии, развить соответствующие навыки;
- совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного
онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
- индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей,
способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных
курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
- общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы;

- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям
в России, мире;
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в образовательной организации,
обществе;
- церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации,
достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие
образовательной организации, своей местности;
- социальные проекты в образовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;
- проводимые для жителей посёлкка и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с
памятными датами, значимыми событиями для жителей посёлка;
- разновозрастные сборы, многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской,
патриотической,
историко-краеведческой,
экологической,
трудовой,
спортивно оздоровительной и другой направленности;
- вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела
в
разных
ролях
(сценаристов,
постановщиков,
исполнителей,
корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей
и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и
другими взрослыми.
Модуль «Музейное дело»
Воспитание обучающихся – это сложный, многофакторный процесс,
так как на личность человека оказывают влияние и семья, и образовательная
организация, и различные коллективы, с которыми он связан в своей жизни,
и среда товарищей, и различные средства общественно-политической
идеологии. Школьный музей сегодня является эффективным средством
воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой
самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и
образование, является маленьким исследовательским центром по
сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических
традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Школьный музей
является
инструментом
гражданско-патриотического
и
духовнонравственного
воспитания,
профессионального
и
личностного

самоопределения обучающихся, выступает хранителем традиций. Название
школьного музея: музей Боевой славы.
Многие годы музей работает по направлениям:
- история 1-й гвардейской танковой бригады имени М.Е. Катукова;
- цементники на фронтах войны, труженики тыла, ветераны труда;
- участники локальных войн;
- ветераны педагогического труда;
- этнография;
- история школы.
Воспитательный потенциал реализуется следующим образом:
На внешкольном уровне:
-участие в мероприятиях районного и городского уровней (квест-игры,
виртуальные экскурсии для обучающихся образовательных учреждений
района);
-участие в проектах «Музеи Невьянского городского округа»;
-участие во Всероссийских онлайн-конкурсах и олимпиадах.
На школьном уровне:
-участие актива музея в организации и проведении уроков мужества,
классных часов, экскурсий;
- организация и проведение экскурсий для старших и подготовительных
групп детских садов посёлка;
-участие обучающихся в поисковой архивной работе, заполнение
документации музея по учету и хранению экспонатов;
-организация вахты памяти на мемориале Вечный огонь.
Музей занимает важное место в жизни обучающихся и выпускников школы.
Сюда приходят первоклассники в начале важного шага - учебы, отсюда
выходят выпускники и уносят в памяти самое лучшее в жизни.
На индивидуальном уровне:
Школьный музей – пространство, максимально открытое не только для
познавательной деятельности обучающегося, но и для творческой,
социальной активности. Обучающийся же становится не только
«потребителем» музейных ценностей, но и, в известной мере, их
созидателем. Экспонаты вспомогательного фонда – макеты, иллюстрации,
сочинения позволяют более глубоко воздействовать на эмоциональное
восприятие; используются для составления экскурсий, литературномузыкальных композиций. В работе музея используются различные методы и
формы, соответствующие современным требованиям, условиям, интересам,
возможностям, что позволяет найти каждому активисту занятие по душе.
Материалы музея используются при проведении уроков и внеурочных
мероприятий. Это способствует погружению обучающихся в историческое
пространство.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение

Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым
составом, включающим руководителя образовательной организации,
заместителя директора, на которого возложен функционал контроля
воспитания, специалистов психолого-педагогической службы (педагогпсихолог, социальные педагоги, учитель-логопед), классных руководителей.
Функционал работников регламентируется профессиональными
стандартами, должностными инструкциями и иными локальными
нормативными актами образовательной организации по направлениям
деятельности.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МАОУ СОШ п.
Цементный связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового
обеспечения:
1.Положение о классном руководстве;
2.Положение о Совете школы;
3.Положение о родительском комитете школы;
4. Положение о родительском комитете класса;
4.Положение о психолого-педагогическом консилиуме;
5.Положение об организации дополнительного образования;
6.Положение о внеурочной деятельности;
7.Положение о совете профилактики правонарушений и безнадзорности.
Должностные инструкции:
- Заместителя директора;
- Советника директора школы по воспитанию и работе с детскими
объединениями;
- Социального педагога;
- Педагога-психолога;
- Классного руководителя.
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном
сайте школы по адресу: https://cem-nev.uralschool.ru/
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Для данной категории обучающихся в МАОУ СОШ п.Цементный
созданы особые условия:
На уровне общности: формируются условия освоения социальных
ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации
целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений
между обучающимися, родителями (законными представителями),
педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном
образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и
сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в классе, формирует опыт работы в команде, развивает
активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации
его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной
работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и
культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает
возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих
силах.
Особыми
задачами
воспитания
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семей
обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической,
психологической, медико- социальной компетентности.
При
организации
воспитания
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями школа ориентируется на:
- формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и
психическому состоянию методов воспитания;
- создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их
сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических приемов, организацией совместных форм работы
воспитателей,
педагогов-психологов,
учителей-логопедов,
учителейдефектологов;
- личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной
успешности
обучающихся
призвана
способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся
о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
 соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы,
качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и
существующей в укладе школы;
 прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);
 сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся,
преодолевать межличностные противоречия между обучающимися,
получившими и не получившими награду);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия
ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных
представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в
МАОУ СОШ п.Цементный
Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся
при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями,
поддержке родителями (законными представителями) по собиранию
(накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения
обучающегося. Портфолио конкурсанта должно включать:
- артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии
призов и т. д.;
- артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или
фото изделий и т. д.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся МАОУ СОШ п.Цементный
- объявление благодарности;
- награждение грамотой;
- вручение сертификатов и дипломов;

- занесение фотографии активиста на доску почета;
- награждение ценным подарком.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными
результатами обучающихся на уровне основного общего образования,
установленных ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в МАОУ СОШ
п. Цементный является ежегодный самоанализ воспитательной работы с
целью выявления основных проблем и последующего их решения, с
привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование самоанализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и
разнообразие
деятельности,
стиль
общения,
отношений
между
педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, планирования воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
 распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие
обучающихся — это результат как организованного социального воспитания
(в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами),
так и их стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии)) с
последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение.

Вопросы: какие прежде существовавшие проблемы личностного
развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ
проводится
заместителем
директора,
классными
руководителями
с
привлечением
актива
родителей
(законных
представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами
получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности
обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с
обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
К обсуждению предлагаются вопросы качества:
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
 деятельности по профориентации обучающихся;
 работы школьного спортивного клуба;
 работы школьного музея.
Итогом самоанализа воспитательной работы МАОУ СОШ
п.Цементный будет перечень выявленных проблем, которые не удалось
решить педагогическому коллективу школы в 2023/24 учебном году. Эти
проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на
2024/25 учебный год.
Подписан цифровой подписью:

Арапова Ольга Владимировна
Арапова
DN: O="МАОУ СОШ п. Цементный ",
CN=Арапова Ольга Владимировна,
E=soshcem@mail.ru
Ольга
Основание: Я являюсь автором
документа
Владимировнаэтого
Расположение:
Дата: 2023.09.08 12:49:02+05'00'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».