Программа воспитания ООО муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы посёлка Цементный п. Цементный, 2023 г. Содержание Пояснительная записка РАЗДЕЛ 1 ЦЕЛЕВОЙ 1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся 1.2. Направления воспитания 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания РАЗДЕЛ 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Уклад общеобразовательной организации 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности РАЗДЕЛ 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Кадровое обеспечение 3.2. Нормативно-методическое обеспечение 3.3. Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными потребностями 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 3.5. Анализ воспитательного процесса Приложение. Календарный план воспитательной работы Пояснительная записка Федеральная рабочая программа воспитания для образовательных организаций (далее – программа воспитания) служит основой для разработки рабочей программы воспитания ООП НОО. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Программа воспитания: - предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации; - разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); - реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; - предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; - предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. В соответствии с особенностями МАОУ СОШ п. Цементный внесены изменения в содержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны с особенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 1. Целевой раздел Содержание воспитания обучающихся в МАОУ СОШ п.Цементный определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ п. Цементный планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся Цель воспитания обучающихся в МАОУ СОШ п.Цементный: - развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся: - усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); - формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); - приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; - достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ООО. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: - осознание российской гражданской идентичности; - сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; - готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; - наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; - сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно исторического, системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2.Направления воспитания Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МАОУ СОШ п.Цементный по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: - гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; - патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, историческом просвещении, формировании российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; - духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, традиционных российских семейных ценностях; воспитания честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; - эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщению к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; - физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; - трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; - экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; - ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО установлены ФГОС ООО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС ООО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. 1. Гражданское воспитание: - знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе; - понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания; - проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам; - проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей; - выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе; - принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. 2. Патриотическое воспитание: - сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру; - проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране; - проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России; знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности; принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. 3. Духовно-нравственное воспитание: - знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности); - выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков; - выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям; - сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий; проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей; - проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. 4. Эстетическое воспитание: - выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве; проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей; - сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве; ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. 5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде; выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность); - проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья; умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием; способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. 6. Трудовое воспитание: - уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний; сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; - участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. 7. Экологическое воспитание: - понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества; - сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; - ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. 8. Ценности научного познания: - выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений; - ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде); - демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации Воспитательное пространство МАОУ СОШ п. Цементный представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана с образовательной организацией тесными узами: учились сами, учатся дети, внуки. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей (законных представителей), обучающихся и педагогических работников в образовательной организации. Процесс воспитания и социализации юных жителей посёлка во многом обусловлен краеведческим, культурологическим контекстом территории, определенным укладом жизни семей, в которых воспитываются дети. В посёлке проживают люди разных национальностей. Сама среда обуславливает акценты на те ценности, которые формируются у подрастающего поколения: чувство любви к родному краю, уважительное отношение к своей истории, символам Отечества, народным традициям, природе. Это стимулирует социально-полезную деятельность обучающихся во благо родного посёлка и его жителей. Воспитательная система образовательной организации способствует созданию комфортной образовательной среды, в которой обучающийся ощущает себя активным участником и творцом школьной действительности, личностью, способной реализовать свой потенциал и добиться успеха в рамках образовательной системы. Активно развивается социальное партнерство с Детской школой искусств, Детской юношеско-спортивной школой, Домом культуры, библиотекой семейного чтения и другими учреждениями поселка. Положительным влиянием в воспитательном процессе следует считать мероприятия, проводимые в школьном музее Боевой славы. Процесс воспитания в МАОУ СОШ п. Цементный основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в образовательной организации создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; - педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в образовательной организации является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания. Воспитательная работа МАОУ СОШ п. Цементный представлена в рамках следующих модулей: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Самоуправление», «Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Профориентация», «Основные школьные дела», «Музейное дело». Модуль «Урочная деятельность» Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает: максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков, занятий; включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, в том числе и воспитательной направленности, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Модуль «Внеурочная деятельность» Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе осуществляется в рамках следующих, выбранных обучающимися курсов, занятий: курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.; курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения к культуре и их общее духовно-нравственное развитие, на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде; курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности. направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Модуль «Классное руководство» Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: - планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности; - инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; - организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; - сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; - выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации; - изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом; - доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; - индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; - регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; - проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; - организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; - создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; - привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; - проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий. Модуль «Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной организации предусматривает: - организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или других), избранных обучающимися; - представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления образовательной организацией; - защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; - участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной организации. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: - создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете образовательной организации; - тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; - родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; - работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; - проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; - родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети Интернет, интернетсообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; - участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого- педагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); - привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; - целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей. Модуль «Профориентация» Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает: - проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; - профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; - экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; - посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; - организацию на базе детского лагеря дневного пребывания при образовательной организации занятий с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки; - совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; - участие в работе всероссийских профориентационных проектов; - индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; - освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования. Модуль «Основные школьные дела» Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает: - общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; - участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире; - торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе; - церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей местности; - социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности; - проводимые для жителей посёлкка и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей посёлка; - разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно оздоровительной и другой направленности; - вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; - наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми. Модуль «Музейное дело» Воспитание обучающихся – это сложный, многофакторный процесс, так как на личность человека оказывают влияние и семья, и образовательная организация, и различные коллективы, с которыми он связан в своей жизни, и среда товарищей, и различные средства общественно-политической идеологии. Школьный музей сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Школьный музей является инструментом гражданско-патриотического и духовнонравственного воспитания, профессионального и личностного самоопределения обучающихся, выступает хранителем традиций. Название школьного музея: музей Боевой славы. Многие годы музей работает по направлениям: - история 1-й гвардейской танковой бригады имени М.Е. Катукова; - цементники на фронтах войны, труженики тыла, ветераны труда; - участники локальных войн; - ветераны педагогического труда; - этнография; - история школы. Воспитательный потенциал реализуется следующим образом: На внешкольном уровне: -участие в мероприятиях районного и городского уровней (квест-игры, виртуальные экскурсии для обучающихся образовательных учреждений района); -участие в проектах «Музеи Невьянского городского округа»; -участие во Всероссийских онлайн-конкурсах и олимпиадах. На школьном уровне: -участие актива музея в организации и проведении уроков мужества, классных часов, экскурсий; - организация и проведение экскурсий для старших и подготовительных групп детских садов посёлка; -участие обучающихся в поисковой архивной работе, заполнение документации музея по учету и хранению экспонатов; -организация вахты памяти на мемориале Вечный огонь. Музей занимает важное место в жизни обучающихся и выпускников школы. Сюда приходят первоклассники в начале важного шага - учебы, отсюда выходят выпускники и уносят в памяти самое лучшее в жизни. На индивидуальном уровне: Школьный музей – пространство, максимально открытое не только для познавательной деятельности обучающегося, но и для творческой, социальной активности. Обучающийся же становится не только «потребителем» музейных ценностей, но и, в известной мере, их созидателем. Экспонаты вспомогательного фонда – макеты, иллюстрации, сочинения позволяют более глубоко воздействовать на эмоциональное восприятие; используются для составления экскурсий, литературномузыкальных композиций. В работе музея используются различные методы и формы, соответствующие современным требованиям, условиям, интересам, возможностям, что позволяет найти каждому активисту занятие по душе. Материалы музея используются при проведении уроков и внеурочных мероприятий. Это способствует погружению обучающихся в историческое пространство. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Кадровое обеспечение Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом, включающим руководителя образовательной организации, заместителя директора, на которого возложен функционал контроля воспитания, специалистов психолого-педагогической службы (педагогпсихолог, социальные педагоги, учитель-логопед), классных руководителей. Функционал работников регламентируется профессиональными стандартами, должностными инструкциями и иными локальными нормативными актами образовательной организации по направлениям деятельности. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение Управление качеством воспитательной деятельности в МАОУ СОШ п. Цементный связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения: 1.Положение о классном руководстве; 2.Положение о Совете школы; 3.Положение о родительском комитете школы; 4. Положение о родительском комитете класса; 4.Положение о психолого-педагогическом консилиуме; 5.Положение об организации дополнительного образования; 6.Положение о внеурочной деятельности; 7.Положение о совете профилактики правонарушений и безнадзорности. Должностные инструкции: - Заместителя директора; - Советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями; - Социального педагога; - Педагога-психолога; - Классного руководителя. Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы по адресу: https://cem-nev.uralschool.ru/ 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями Для данной категории обучающихся в МАОУ СОШ п.Цементный созданы особые условия: На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: - налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; - формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; - построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико- социальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями школа ориентируется на: - формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и психическому состоянию методов воспитания; - создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов; - личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и существующей в укладе школы; прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награду); привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МАОУ СОШ п.Цементный Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио конкурсанта должно включать: - артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.; - артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий и т. д. Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся МАОУ СОШ п.Цементный - объявление благодарности; - награждение грамотой; - вручение сертификатов и дипломов; - занесение фотографии активиста на доску почета; - награждение ценным подарком. 3.5. Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего образования, установленных ФГОС ООО. Основным методом анализа воспитательного процесса в МАОУ СОШ п. Цементный является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование самоанализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами); распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся — это результат как организованного социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии)) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Вопросы: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора, классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. К обсуждению предлагаются вопросы качества: реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; организуемой внеурочной деятельности обучающихся; деятельности классных руководителей и их классов; проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; внешкольных мероприятий; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности ученического самоуправления; деятельности по профориентации обучающихся; работы школьного спортивного клуба; работы школьного музея. Итогом самоанализа воспитательной работы МАОУ СОШ п.Цементный будет перечень выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в 2023/24 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на 2024/25 учебный год. Подписан цифровой подписью: Арапова Ольга Владимировна Арапова DN: O="МАОУ СОШ п. Цементный ", CN=Арапова Ольга Владимировна, E=soshcem@mail.ru Ольга Основание: Я являюсь автором документа Владимировнаэтого Расположение: Дата: 2023.09.08 12:49:02+05'00'