ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений, обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия — наша Родина. Культура и религия. Как христианство пришло на Русь. Бог, мир, человек. Библия. Ошибка первых людей. Вдали от рая. В ожидании Спасителя. Десять заповедей. Благовещение. Рождество Христово. Богоявление. Искушение в пустыне. Нагорная проповедь. Евангельские притчи. Крест. Пасха. Итоговые учебные работы. Храмы России. Икона. Церковный язык. Православная молитва. Церковь. Причастие. Покаяние. Подвиг. Брак. Родители и дети. Монашество. Труд и творчество. Любовь – вершина добродетелей. Суд Божий и суд человеческий. Отечество земное и небесное. Итоговый опрос. Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Этика — наука о нравственной жизни человека. Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (модуль «Основы православной этики») Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: —выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; — выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; — выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; — рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; — раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; — первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; — раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; — рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; — рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; — рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; — раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; — распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; — рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; — излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; — первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; — приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; — выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; — называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; —выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: (модуль «Светская этика») Предметные результаты освоения курса «Основы светской этики» основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; • осознание ценности человеческой жизни. • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; • формирование умения анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры; • формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности; • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции; • формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; • формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности. Тематическое планирование 4 класс (модуль «Православная этика») № Наименование тем программы Тема 1 Тема 2 Тема 3 Россия — наша Родина. Культура и религия. Как христианство пришло на Русь. Бог, мир, человек. Библия. Ошибка первых людей. Вдали от рая. В ожидании Спасителя. Десять заповедей. Благовещение. Рождество Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 Тема 10 Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 1 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Тема 11 Тема 12 Тема 13 Тема 14 Тема 15 Тема 16 Тема 17 Тема 18 Тема 19 Тема 20 Тема 21 Тема 22 Тема 23 Тема 24 Тема 25 Тема 26 Тема 27 Тема 28 Тема 29 Тема 30 Тема 31 Тема 32 Итого: Резервное Христово. Богоявление. Искушение в пустыне. Нагорная проповедь. Евангельские притчи. Крест. Пасха. Итоговые учебные работы. Храмы России. Икона. Церковный язык. Православная молитва. Церковь. Причастие. Покаяние. Подвиг. Брак. Родители и дети. Монашество. Труд и творчество. Любовь – вершина добродетелей. Суд Божий и суд человеческий. Отечество земное и небесное. Итоговый опрос. 1 Библиотека ЦОК 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 32 2 время Общее количество часов по программе 34 Тематическое планирование 4 класс (модуль «Светская этика») № Наименование тем, разделов программы кол- Электронные во (цифровые) часов образовательные ресурсы 1 Этика — наука о нравственной жизни 1 Библиотека ЦОК человека Этика общения 4 часа 2 Добрым жить на белом свете веселей 1 Библиотека ЦОК 3 Правила общения для всех 1 Библиотека ЦОК 4 От добрых правил добрые слова и поступки 1 Библиотека ЦОК 5 Каждый интересен 1 Библиотека ЦОК Этикет 4 часа 6 Премудрости этикета 1 Библиотека ЦОК 7 Красота этикета 1 Библиотека ЦОК 8 Простые школьные и домашние правила этикета 1 Библиотека ЦОК 9 Чистый ручеёк нашей речи 1 Библиотека ЦОК Этика человеческих отношений 4 часа 10 В развитии добрых чувств — творение души 1 Библиотека ЦОК 11 Природа – волшебные двери к добру и доверию 1 Библиотека ЦОК 12 Чувство Родины 1 Библиотека ЦОК 13 Жизнь протекает с людьми 1 Библиотека ЦОК Этика отношений в коллективе (4 ч) 14 Чтобы быть коллективом 1 Библиотека ЦОК 15 Коллектив начинается с меня 1 Библиотека ЦОК 16 Мой класс – мои друзья 1 Библиотека ЦОК 17 Скажи себе сам 1 Библиотека ЦОК Простые нравственные истины 5 часов 18 Ежели душевны вы и к этике не глухи… 1 Библиотека ЦОК 19 Жизнь священна 1 Библиотека ЦОК 20 Человек рождён для добра 1 Библиотека ЦОК 21 Милосердие — закон жизни 1 Библиотека ЦОК 22 Жить во благо себе и другим 1 Библиотека ЦОК Душа обязана трудиться 4 часа 23 Следовать нравственной установке 1 Библиотека ЦОК 24 Достойно жить среди людей 1 Библиотека ЦОК 25 Уметь понять и простить 1 Библиотека ЦОК 26 Простая этика поступков 1 Библиотека ЦОК Посеешь поступок — пожнёшь характер 4 часа 27 Общение и источники преодоления обид 1 Библиотека ЦОК 28 Ростки нравственного опыта поведения 1 Библиотека ЦОК 29 Доброте сопутствует терпение 1 Библиотека ЦОК 30 Действия с приставкой «со» — вместе 1 Библиотека ЦОК Судьба и Родина едины 4 часа 31 С чего начинается Родина… 1 Библиотека ЦОК 32 В тебе рождается патриот и гражданин 1 Библиотека ЦОК 33 Человек — чело века 1 Библиотека ЦОК 34 Слово, обращённое к себе 1 Библиотека ЦОК Общее количество по программе 34 Поурочное планирование 4 класс (модуль «Православная этика») № Наименование тем программы 1. Россия — наша Родина. 2. Культура и религия. 3. 4. Как христианство пришло на Русь. Бог, мир, человек. 5. Библия. 6. Ошибка первых людей. 7. Вдали от рая. 8. В ожидании Спасителя. 9. Десять заповедей. 10. 12. Благовещение. Рождество Христово. Богоявление. Искушение в пустыне. Нагорная проповедь. 13. Евангельские притчи. 14. Крест. 15. Пасха. 16. Итоговые учебные работы. 17. Храмы России. 18. Икона. 19. Церковный язык. 11. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 20. Православная молитва. 21. Церковь. 22. Причастие. 23. Покаяние. 24. Подвиг. 25. Брак. 26. Родители и дети. 27. Монашество. 28. Труд и творчество. 29. Любовь – вершина добродетелей. Суд Божий и суд человеческий. Отечество земное и небесное. Итоговый опрос. 30. 31. 32. 1 1 1 1 1 1 Итого: Резерв 1 1 1 1 1 1 1 32 2 ное время Общее количество часов по программе 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС (МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА») Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК № Наименование тем программы колДата Электронные во изучения (цифровые) часов образовательные ресурсы 1 Этика — наука о нравственной жизни человека 1 Библиотека ЦОК 2 Добрым жить на белом свете веселей 1 Библиотека ЦОК 3 Правила общения для всех 1 Библиотека ЦОК 4 От добрых правил добрые 1 слова и поступки Библиотека ЦОК 5 Каждый интересен 1 Библиотека ЦОК 6 Премудрости этикета 1 Библиотека ЦОК 7 Красота этикета 1 Библиотека ЦОК 8 Простые школьные и домашние правила этикета 1 Библиотека ЦОК 9 Чистый ручеёк нашей речи 1 Библиотека ЦОК 10 В развитии добрых 1 чувств — творение души Библиотека ЦОК 11 Природа – волшебные 1 двери к добру и доверию Библиотека ЦОК 12 Чувство Родины 1 Библиотека ЦОК 13 Жизнь протекает с людьми 1 Библиотека ЦОК 14 Чтобы быть коллективом 1 Библиотека ЦОК 15 Коллектив начинается с меня Библиотека ЦОК 1 16 Мой класс – мои друзья 1 Библиотека ЦОК 17 Скажи себе сам 1 Библиотека ЦОК 18 Ежели душевны вы и к этике не глухи… 1 Библиотека ЦОК 19 Жизнь священна 1 Библиотека ЦОК 20 Человек рождён для добра 1 Библиотека ЦОК 21 Милосердие — закон жизни 1 Библиотека ЦОК 22 Жить во благо себе и другим 1 Библиотека ЦОК 23 Следовать нравственной установке 1 Библиотека ЦОК 24 Достойно жить среди людей 1 Библиотека ЦОК 25 Уметь понять и простить 1 Библиотека ЦОК 26 Простая этика поступков 1 Библиотека ЦОК 27 Общение и источники преодоления обид 1 Библиотека ЦОК 28 Ростки нравственного опыта поведения 1 Библиотека ЦОК 29 Доброте сопутствует терпение 1 Библиотека ЦОК 30 Действия с приставкой «со» — вместе 1 Библиотека ЦОК 31 С чего начинается Родина… 1 Библиотека ЦОК 32 В тебе рождается патриот 1 и гражданин Библиотека ЦОК 33 Человек — чело века 1 Библиотека ЦОК 34 Слово, обращённое к себе 1 Библиотека ЦОК Общее количество по программе 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (модуль «Православная этика») ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник в двух частях / О.Ю. Васильева, А.С. Кульберг, О.В. Корыткой и др; под науч. ред. О.Ю. Васильевой. – Москва: Просвещение, 2021 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие для учителя к учебнику под редакцией О.Ю. Васильевой. / М.А. Соловьёва, О.В. Корытко, А.А. Данилов - Москва: Просвещение, 2021 Рабочая программа. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Электронное приложение к учебнику Библиотека ЦОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (модуль «Светская этика») ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс / А.И. Шемшурина, М.: Просвещение, 2014. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Шемшурина А. И. Основы этической культуры: кн. для учителя. — М., 2001. Рабочая программа. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Электронное приложение к учебнику Библиотека ЦОК Арапова Ольга Владимировна Подписан цифровой подписью: Арапова Ольга Владимировна DN: O="МАОУ СОШ п. Цементный ", CN= Арапова Ольга Владимировна, E=soshcem@ mail.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2023.09.08 12:45:54+05'00'