ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса для 1-3 класса «Функциональная грамотность» разработана на основе нормативных документов: 1) Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273ФЗ в действующей редакции. 2) Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 03255 от 17.12.2010 года) в действующей редакции (Приказ Минобрнауки России №1577 от 31.12.2015 года). 3) Федеральная образовательная программа начального общего образования Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 372. 4) СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. Правила будут действовать до 1 января 2027 года. 5) Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 6) Закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 3 августа 2018 № 317-ФЗ 7) Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ п. Цементный; 2 Программа возрастные, «Функциональная общеучебные и грамотность» психологические учитывает особенности младшего школьника. Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в начальной школы и рассчитана в 1 классе на 33 часа, во 2- 3 классе на 34 часа. Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей обучающихся для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом 3 Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР в 4 классе, результатов участия российских школьников в международных исследованиях PIRLS, TIMS): – недостаточно владеют смысловым чтением; – не справляются с задачами на интерпретацию информации; – затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения; – не умеют высказывать предположения, строить доказательства. Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Цель изучения курса: создание условий для развития функциональной грамотности. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. 4 Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности экономических применения и нравственного отношений полученных в поведения семье, знаний и в формирование умений для области опыта решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью грамотность» изучения является блока «Естественно- формирование у научная обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Для достижения основной цели курса предполагается решение следующих задач: 5 - формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; - находить и извлекать информацию из различных текстов; - привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем; - развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе изучения прочитанного; - обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т. д - воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам. 6 МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа элективного курса «Функциональная грамотность» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала. Всего – 101 час (33 часа в 1 классе, 34 часа во 2-3 классе). Весь курс состоит из 4 блоков: читательская грамотность; математическая грамотность; компьютерная грамотность; грамотность в естественных науках. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая математических грамотность: выражений в нахождение пределах 100, значений составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; 7 задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно- научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; 8 – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; 9 – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; 10 – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; 11 – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно- научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно- научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. 12 Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам. 13 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА №п /п 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем программы 10 11 12 13 Виды деятельности Формапроведени я занятия 1.Блок «Читательская грамотность» Игра Виталий Бианки. Лис и мышонок Русская народная сказка. Мороз и заяц Владимир Сутеев. Живые грибы 1 8.09 Игровая 1 15.09 Познавательная Беседа 1 22.09 Научно-познавательная Викторина Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко Михаил Пляцковский. Урок дружбы Грузинская сказка. Лев и заяц 1 29.09 Игровая Игра 1 6.10 Познавательная Дискуссия 1 13.10 Деятельность общения Парная работа Русская народная сказка. Как лиса училась летать Евгений Пермяк. Четыре брата 1 20.10 Познавательная 1 27.10 Игровая Беседа с обсуждением Игра Итогопоразделу 9 КолДата вочасов Электронные(цифровые)образовательные ресурсы Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); 8 Про курочку Рябу, золотые и простые яйца Про козу, козлят и капусту 1 3.11 2.Блок «Математическая грамотность» Познавательная Игра 1 10.11 Учебная Беседа Про петушка и жерновцы Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки Про наливные яблочки 1 17.11 Познавательная Парная работа 1 24.11 Познавательная 1 1.12 Учебная Работа в группах Беседа 14 Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы Про Машу и трёх медведей Про старика, старуху, волка и лисичку 16 Про медведя, лису и мишкин мёд Итого по разделу 14 15 1 1 8.12 15.12 Игровая Познавательная 1 22.12 Учебная Игра Беседа с обсуждением Викторина 8 3.Блок «Финансовая грамотность» Игра 17 За покупками 1 29.12 Игровая 18 19 Находчивый Колобок День рождения Мухи-Цокотухи Буратино и карманные деньги 1 1 12.01 19.01 Игровая Игровая Квиз Работа в группах 1 26.01 Познавательная Работа в парах Кот Василий продаёт молоко 22 Лесной банк 23 Как мужик и медведь прибыль делили 24 Как мужик золото менял Итого по разделу 1 2.02 Деятельность общения Игра 1 1 9.02 16.02 Познавательная Познавательная 1 8 2.03 Учебная Беседа Беседа с обсуждением Работа в парах Как Иванушка хотел попить водицы Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик Про репку и другие корнеплоды Плывёт, плывёт кораблик 1 16.03 1 23.03 3.Блок «Естественно- научная грамотность» Научно-познавательная Проведение опыта Познавательная Работа в парах 1 30.03 Игровая Викторина 1 13.04 Научно-познавательная Про Снегурочку и превращения воды Как делили апельсин Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду 1 20.04 Игровая 1 1 27.04 4.05 Научно-познавательная Игровая Беседа с обсуждением Проведение опыта Беседа Игра 20 21 25 26 27 28 29 30 31 (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); 15 Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); 32 Иванова соль 33 Владимир Сутеев. Яблоко. Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 11.05 Познавательная Игра 1 9 33 18.05 Игровая Игра Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА КолДата Виды деятельности Форма во проведения часов занятия 1 07.09 Сформировать установку на активное участие в Беседа решении практических задач, осознанием важности образования. 15.09 Развить мотивацию к целенаправленной социально Викторина 1 значимой деятельности; стремление быть полезным. №п/п Наименование разделов и тем программы 1 Михаил Пришвин. Беличья память 2 Про беличьи запасы 3 Беличьи деньги 1 21.09 Проведение простых исследований и анализ их результатов. Дискуссия 4 Про белочку и погоду 1 28.09 Парная работа 5 1 05.10 1 12.10 1 19.10 8 И. Соколов-Микитов. В берлоге Медвежье потомство Повреждённые и фальшивые деньги Лесные сладкоежки 1 27.10 9 Лев Толстой. Зайцы 1 10.11. 10 Про зайчат и зайчиху 1 17.11 Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развивать активное участие в коллективных учебно- 6 7 16 Самостоят. работа Беседа с обсуждением Мозговой штурм Квиз Беседа Работа в Электронные ( цифровые) образовательные ресурсы Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы 11 Банковская карта 1 24.11 12 Про Зайчишку и овощи 1 01.12 13 Николай Сладков. Весёлая игра Лисьи забавы 1 08.12 1 15.12 Безопасность денег на банковской карте Лисьи норы 1 22.12 1 29.12 1 12.01 18 Обыкновенные кроты Про крота 1 19.01 19 Про кредиты 1 26.01 20 Корень – часть растения 1 02.02 21 Эдуард Шим. Тяжкий труд 1 09.02 22 Про ежа 1 16.02 23 Про вклады 1 01.03 14 15 16 17 исследовательских, проектных и других творческих работах Выявлять и анализировать финансовую информацию.Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. группах (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Игра Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности. Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности: Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах Использовать информацию из текста для решения практической задачи Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Беседа 17 Самост.работа Работа в паре Парная работа Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Работа в группах Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Беседа Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Игра Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Игра Самост. работа Работа в группах Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru Беседа Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Игра Занимательные особенности яблока Полевой хомяк 1 15.03 Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Парная работа Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 1 22.03 Беседа, игра Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); 1 05.04 Викторина Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 27 Про полевого хомяка Ловушки для денег 1 12.04 Игра Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); 28 Про хомяка и его запасы 1 19.04 29 Про бобров 1 26.04 Самост. работа Беседа Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 30 Бобры-строители 1 03.05 Работа в группе Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); 31 Такие разные деньги 1 10.05 Игра Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 32 Материал для плотин 1 17.05 Работа в паре Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru 33 Позвоночные животные 1 24.05 Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности. Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Выявлять и анализировать финансовую информацию .Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Развить активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах. Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Беседа Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); 34 Итоговое занятие Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 ч 34ч 24 25 26 18 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА № п/п Наименование разделов и тем программы Кол-во Дата часов 1 Про дождевого червяка 1 7.09 2 Дождевые черви 1 14.09 3. Кальций 1 21.09 4. Полезный кальций 1 28.09 5. Сколько весит облако 1 5.10 6. Про облака 1 12.10 7. Хлеб – всему голова 1 19.10 8. Про хлеб и дрожжи 1 26.10 9 Про мел 1 2.11 10. Интересное вещество – мел. 1 9.11 11. Про мыло 12. Чем интересно мыло и как оно «работает» История свечи 13 16.11 1 23.11 1 30.11 Виды деятельности РАЗДЕЛ 1. Сформировать установку на активное участие в решении задач, осознанием важности образования. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развивать активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах Проведение простых исследований и анализ их результатов. Проведение простых исследований и анализ их результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт 19 Форма проведения занятия Беседа Викторина Дискуссия Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Парная работа Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Самостоят. Портал Российской электронной школы работа (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ Беседа с Портал Российской электронной школы обсуждением (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Беседа Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Игра Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Беседа Работа в группах Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); Игра Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Групповая работа Работа в паре 14. Про свечи 1 7.12 15. Магнит 1 14.12 16. Волшебный магнит 1 21.12 17. Проверочная работа 1 28.12 18. Что такое «бюджет» 1 11.01 19. Расходы и доходы бюджета 1 18.01 20. Семейный бюджет 1 25.01 21. Планируем семейный бюджет 1 1.02 22. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Подсчитываем семейный доход 1 8.02 1 15.02 Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные доходы. Пенсия и пособия 1 22.02 1 1.03 Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш. Подсчитываем случайные 1 15.03 1 22.03 23. 24. 25. 26. 27. успешного межличностного общения. Проведение простых исследований и анализ их Беседа результатов. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт Парная работа успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности. Развивать активное участие в коллективных учебноРабота в исследовательских, проектных и других творческих группах работах Выполнение заданий по заданной инструкции. Самостоятельна я работа Проведение простых исследований и анализ их Игра результатов. Выявлять и анализировать финансовую информацию. Игра Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. Выдвижение идей и обсуждение различных способов Беседа проявления креативности. Развивать активное участие в коллективных учебноРабота в исследовательских, проектных и других творческих группах работах. Развитие интереса к сотрудничеству. Использовать информацию из текста для решения Беседа практической задачи Выявлять и анализировать финансовую информацию. Игра Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт Парная работа успешного межличностного общения. Использование полученных (из самих заданий) Беседа, игра знаний для объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты своей деятельности. Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт Групповая успешного межличностного общения. работа Выявлять и анализировать финансовую Игра 20 Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы нерегулярные доходы 28. На что тратятся семейные деньги? 1 29.03 29. Подсчитываем расходы 1 5.04 30. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. 1 12.04 31. Расходы на обязательные платежи. 1 19.04 32. Как сэкономить семейные деньги? Подсчитываем сэкономленные деньги 1 26.04 1 3. и 10.05 Проверочная работа 1 17.05 24.05 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ч 34ч 33. 34. информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Использование полученных (из самих заданий) Беседа знаний для объяснения явлений. Использование полученных (из самих заданий) Работа в паре знаний для объяснения явлений. Развить активное участие в коллективных учебноРабота в группе исследовательских, проектных и других творческих работах. Выявлять и анализировать финансовую информацию. Игра Использовать информацию из текста для решения практической задачи Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт Работа в паре успешного межличностного общения. Использовать информацию из текста для решения Беседа практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Выполнение действий по заданной инструкции Самостоятельна я работа 21 (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) Портал ИСРО РАОhttp://skiv.instrao.ru УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА 1. Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ 2. Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ 3. Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ 4. Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ 5. Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ 6. Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ 7. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 8. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ 9. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction 10. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 11. Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriyafunktsionalnoy-gramotnosti/ 12. Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение») 13. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ) ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ. 1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» 2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/). 3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования». 4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1. Технические средства обучения компьютер преподавателя 2. Мультимедийный проектор 3. Демонстрационный экран. Арапова Ольга Владимировна 22 Подписан цифровой подписью: Арапова Ольга Владимировна DN: O="МАОУ СОШ п. Цементный ", CN=Арапова Ольга Владимировна, E=soshcem@mail.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2023.09.08 12:47:39+05'00'