ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» составлена на основе нормативных документов: 1) Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ в действующей редакции. 2) Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 03-255 от 17.12.2010 года) в действующей редакции (Приказ Минобрнауки России №1577 от 31.12.2015 года). 3) Федеральная образовательная программа начального общего образования Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 372. 4) СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. Правила будут действовать до 1 января 2027 года. 5) Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 6) Закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 3 августа 2018 № 317-ФЗ 7) Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ п. Цементный; Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство. Направление программы – общеразвивающее (используется как программа внеурочной деятельности по общеразвивающему направлению). Цель. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; – совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; – учить находить и извлекать информацию из различных текстов; – учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; – обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Принципы программы: непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; системность организации учебно-воспитательного процесса; - раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Место курса в учебном плане Программа «Функциональная грамотность» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ п. Цементный на программу в 4 классах отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели). I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами является формирование следующих умений: – оценивать свою вежливость; – определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; – осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; – учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; – осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; – аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; – продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: – отличать подготовленную и неподготовленную речь; – знать особенности неподготовленной речи; – осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; – знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; – реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. -понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе; -уметь характеризовать виды и функции денег; - знать источники доходов и направлений расходов семьи; - проводить элементарные финансовые расчеты. В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию основ функциональной грамотности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны личности, обучающиеся будут демонстрировать такие качества как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному. II. Содержание курса Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Основные технологии, методики: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; проблемное обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология; здоровьесберегающие технологии. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Программа предусматривает следующие формы организации деятельности: проведение внеклассных занятий, работы обучающихся в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. самооценка и самоконтроль. взаимооценка и взаимоконтроль. Виды деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке. Программа включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, реализации проектов, бесед, диспутов, квестов, деловых игр, работы в группах и парах и т.д., предусматривает поиск необходимой информации. 4 класс Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч) Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию. Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч) Раздел 1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства. Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч) Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч) Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Реклама и качество товара. Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет. История профессий. Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли. III. Тематическое планирование Тема занятия № п/п 1. Модуль «Основы читательской грамотности» Количество часов 9ч 2. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 8ч 3. 4. Модуль «Основы математической грамотности» Модуль «Основы финансовой грамотности» Итого: 9ч 8ч 34 часа VI. Календарно-тематическое планирование 4 класс Тема занятия Количество № часов п/п Модуль «Основы читательской грамотности» 1. Определение основной темы и главной мысли в 1 произведении. 2. Определение авторской позиции в художественном 1 тексте. 1 6. Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Работа с текстом. Типы текстов: текстповествование, описание рассуждение Учебный текст как источник информации. 7. Составление плана на основе исходного текста. 1 8. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебнопрактических задач. Проведение рубежной аттестации. 1 3. 4. 5. 9. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 10. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. 11. Воздух и его свойства. 12. Углекислый газ в природе и его значение ЭОР ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» 1 ЦОС «Моя школа» 1 ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» 1 1 ЦОС «Моя школа» 1 ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» 1 1 13. Вода. Уникальность воды. 1 14. Почвы и их свойства. 1 15. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. 16. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. 17. Проведение рубежной аттестации. 1 Модуль «Основы математической грамотности» 18. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 19. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 20. Сюжетные задачи, решаемые с конца. 1 1 ЦОС «Моя школа» 1 ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» 1 1 21. Задачи на взвешивание. 1 22. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. 23. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. 24. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 25. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. 26. Проведение рубежной аттестации. 1 Модуль «Основы финансовой грамотности» 27. Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. 28. Как разумно делать покупки. ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» 1 1 1 1 1 1 29. Кто такие мошенники. 1 30. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». 1 31. Реклама и качество товара. 1 32. Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. 33. Правила делового этикета. Бизнес – этикет. 1 1 ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя школа» ЦОС «Моя 34. Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Итого: 1 34 часа школа» ЦОС «Моя школа» Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 1. ЦОС «Моя школа» 2. Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ 3. Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskayagramotnost/ Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskayagramotnost/ 4. Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ 5. Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnyekompetentsii/ 6. Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovayagramotnost/ 7. Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ 8. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 9. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ 10. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction 11. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 12. Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/ 13. Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение») 14. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ) ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ. 1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» 2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/). 3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования». 4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1. Технические средства обучения компьютер преподавателя 2. Мультимедийный проектор 3. Демонстрационный экран. Арапова Ольга Владимировна Подписан цифровой подписью: Арапова Ольга Владимировна DN: O="МАОУ СОШ п. Цементный ", CN=Арапова Ольга Владимировна, E=soshcem@mail.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2023.09.08 18:03:17+05'00'