2 Пояснительная записка Рабочая программа по элективному курсу «Основы проектной и исследовательской деятельности» для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ п. Цементный. Обучение проектированию на уровне основного общего образования способствует развитию проектных и исследовательских умений обучающихся и позволяет в системе использовать учебные проекты на предметных занятиях для организации самостоятельного формирования знаний и эффективного их усвоения. Изучение элективного курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» направлено на достижение следующих целей: • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося и формирование универсальных учебных действий на основе совершенствования его исследовательских способностей; • создание условий для разработки и защиты каждым обучающимся основного общего образования учебного проекта. В процессе усвоения содержания данного элективного курса обучающийся научится: • планировать и выполнять учебный проект и учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Тематическое планирование данной рабочей программы предполагает учет и использование целевых установок рабочей программы воспитания, которая реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности. Элективный курс «Основы проектной и исследовательской деятельности» входит в часть учебного плана МАОУ СОШ п. Цементный, формируемую участниками образовательных отношений и в основной школе изучается в 7 классе. Общее количество времени обучения во втором полугодии 7 класса в рамках реализации ФГОС ООО составляет 17 часов. 3 1. Планируемые результаты освоения элективного курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы элективного курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» У выпускника будут сформированы способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; основы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; основы эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Выпускник получит возможность для формирования устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к учению; компетенции к обновлению знаний в различных видах деятельности; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки; способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций участников отношений. Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы элективного курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» Универсальные учебные действия Регулятив ные УУД Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства достижения планируемых целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать из них наиболее эффективный; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме 4 выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. 5 Познавательные УУД Коммуникативные УУД или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели или заданных критериев оценки продукта/результата; находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; корректно и аргументированно отстаивать свою ставить проблему, аргументировать её актуальность; основам рефлексивного чтения; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; использовать компьютерное моделирование в проектноисследовательской деятельности. учитывать разные интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников отношений; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации 6 точку зрения, в дискуссии, уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием или неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные или отобранные под руководством учителя; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков; использовать информацию с учетом этических и правовых норм. совместного действия; оказывать содействие и поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии и аргументировать свою позицию, опираясь на владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; следовать моральноэтическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных эффективных решений; в совместной деятельности формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей. Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы элективного курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» Требования к предметным результатам освоения ООП ООО на основе требований ФГОС ООО • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по Планируемые результаты освоения учебного предмета самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; - использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; - использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих 7 аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; - использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; - использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; - целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; - осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. 2. Содержание элективного курса «Основы исследовательской и проектной деятельности» Введение в проектную деятельность. Отличие проектной и исследовательской деятельности. Под проектом понимается деятельность по созданию оригинального продукта (изделие, мероприятие, знание, решение проблемы), которая предполагает координированное выполнение взаимосвязанных действий в условиях временных и ресурсных ограничений. Под исследованием понимается процесс открытия новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеристика проектной и исследовательской деятельности. Общее и отличие. Азбука учебного исследования. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам относятся: • практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности; • структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов; • компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию. Отличия. Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, 8 планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Методы исследования. Теоретические методы исследования. Применение теоретических методов. Методы учебного исследования, классификация. Теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция) Эмпирические методы исследования. Применение эмпирических методов. Эмпирические методы исследования (эксперимент, наблюдение, опрос, тест, рейтинг, работа с документами, зарисовка, фото, видео). Виды эксперимента: естественный (полевой) и лабораторный. Ознакомление с разными видами проектов. Ознакомить учащихся с разными видами проектов: информационный; исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный. Требования к каждому типу проекта. По характеру проектируемых изменений: инновационные; поддерживающие. По направлениям деятельности: образовательные; научно – технические; социальные. По особенностям финансирования: инвестиционные; спонсорские; кредитные; бюджетные; - благотворительные. По масштабам: мегапроекты; малые проекты; микропроекты. По срокам реализации: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные Теоретические основы создания проектов. Особенности каждого вида проекта. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя. Различные формы исследовательской деятельности. Формы урочно-исследовательской деятельности. Урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей. Внеурочные формы исследовательской деятельности: образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; эссе, рассказы, стихи, рисунки; документальные фильмы, мультфильмы выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий Учимся работать в группе. Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Основные правила делового общения. Распределение обязанностей в группе. Степень участия в организации проекта. Обязанности руководителя проекта. Функциональность группы. Составление паспорта проекта. Работа над проектом. Алгоритм работы над проектом. Постановка цели своей работы, найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Определять цель своей работы. Отвечать на вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, видеть задачи своей работы. Следующий шаг – как это делать. Выбирать способы, которые будут использованы при создании проекта. Знать, чего ученик хочет добиться в итоге. Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями: • постановка проблемы и аргументирование её актуальности; 9 • формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла – сущности будущей деятельности; • планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; • проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; • оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; • представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования. Способы получения и переработки информации. Составление плана информационного текста. Работа с каталогами. Знать структуру каталогов; оформлению карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки; самостоятельно работать с каталогами в библиотеке; искать информацию по заданному параметру; пользоваться каталогами. Знать способы первичной обработки информации. Работать с текстом при помощи разных приемов; комбинировать разные способы первичной обработки информации; работать с понятиями; Работа с книгой (составление плана информационного текста, тезисы, конспект, цитирование: аннотация, литературный обзор, монографический реферат). Работа в сети Интернет. Понятие «план информационного текста». Правила формулирования пунктов плана. Работа в сети Интернет. Поиск материала, его оценка и переработка. Основы риторики Публичное выступление, его особенности. Особенности восприятия выступления слушателями. Правила публичного выступления. Оформление электронной презентации своего исследования. Программы, в которых может быть выполнена презентация исследования. Требования к оформлению презентации. Создание презентации результатов исследования 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы При организации и проведении уроков учитывается рабочая программа воспитания, которая реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности совместно с семьей и другими институтами воспитания. Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее: - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных 10 постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Тематическое планирование Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) Введение в проектную деятельность (1 час) Проект. Отличие проектной и исследовательской деятельности. Под Исследование. проектом понимается деятельность по созданию оригинального Продукт. продукта (изделие, мероприятие, знание, решение проблемы), которая предполагает координированное выполнение взаимосвязанных действий в условиях временных и ресурсных ограничений. Под исследованием понимается процесс открытия новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеристика проектной и исследовательской деятельности. Общее и отличие. Азбука учебного исследования (1 час) Проектная и Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как исследовательская общие, так и специфические черты. деятельность. К общим характеристикам относятся: Проблемы • практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и исследования, проектной деятельности; выдвижение • структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, гипотезы. которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов; • компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию. Отличия. Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, 11 формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Методы исследования (2 часа) Методы Теоретические методы исследования. Применение теоретических исследования. методов. Методы учебного исследования, классификация. Классификация Теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, методов. классификация, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция) Теоретические Эмпирические методы исследования. Применение эмпирических методы. методов. Эмпирические методы исследования (эксперимент, Эмпирические наблюдение, опрос, тест, рейтинг, работа с документами, зарисовка, методы фото, видео). Виды эксперимента: естественный (полевой) и лабораторный. Ознакомление с разными видами проектов (3 часа) Информационный Ознакомить учащихся с разными видами проектов: информационный; проект. исследовательский, творческий, социальный, прикладной, Исследовательский. игровой, инновационный. Требования к каждому типу проекта. Творческий. По характеру проектируемых изменений: инновационные; Социальный. поддерживающие. Инновационный. По направлениям деятельности: образовательные; научно – технические; социальные. По особенностям финансирования: инвестиционные; спонсорские; кредитные; бюджетные; - благотворительные. По масштабам: мегапроекты; малые проекты; микропроекты. По срокам реализации: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные. Теоретические основы создания проектов (2 часа) Реализация Различные формы исследовательской деятельности. проекта. Формы урочно-исследовательской деятельности. Урок-исследование, Формы урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, исследовательской урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита деятельности. исследовательских проектов, урок открытых мыслей; Урочные формы Внеурочные формы исследовательской деятельности: исследовательской образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко деятельности. обозначенными образовательными целями, программой деятельности, Внеурочные формы продуманными формами контроля; макеты, модели, рабочие установки, исследовательской схемы, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, деятельности. брошюры, книги; эссе, рассказы, стихи, рисунки; документальные фильмы, мультфильмы выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий Учимся работать в группе. Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Основные правила делового общения. Распределение обязанностей в группе. Степень участия в организации проекта. Обязанности руководителя проекта. Функциональность группы. Составление паспорта проекта. Работа над проектом (4 часа) Алгоритм работы Алгоритм работы над проектом. Постановка цели своей работы, найти над проектом. ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Определять Проблема. цель своей работы. Отвечать на вопрос: «Что для этого следует Актуальность. сделать?» Решив его, видеть задачи своей работы. 12 Гипотеза. Планирование работы. Оформление результатов. Следующий шаг – как это делать. Выбирать способы, которые будут использованы при создании проекта. Знать, чего ученик хочет добиться в итоге. Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями: • постановка проблемы и аргументирование её актуальности; • формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла – сущности будущей деятельности; • планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; • проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; • оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; • представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования. Способы получения и переработки информации. Составление плана информационного текста. Работа с каталогами (2 часа) Каталог. Знать структуру каталогов; оформлению карточки в каталоге и о Работа с каталогом. способах получения информации из карточки; самостоятельно Обработка работать с каталогами в библиотеке; искать информацию по информации. заданному параметру; пользоваться каталогами. Работа с книгой. Знать способы первичной обработки информации. Работать с текстом Работа в сети при помощи разных приемов; комбинировать разные способы Интернета. первичной обработки информации; работать с понятиями; Работа с книгой (составление плана информационного текста, тезисы, конспект, цитирование: аннотация, литературный обзор, монографический реферат). Работа в сети Интернет. Понятие «план информационного текста». Правила формулирования пунктов плана. Работа в сети Интернет. Поиск материала, его оценка и переработка. Основы риторики (2 часа) Правила Публичное выступление, его особенности. Особенности восприятия публичного выступления слушателями. Правила публичного выступления. выступления. Оформление электронной презентации своего исследования. Презентация. Программы, в которых может быть выполнена презентация исследования. Требования к оформлению презентации. Создание презентации результатов исследования 13 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема урока Проект. Исследование. Продукт. Проектная и исследовательская деятельность. исследования, выдвижение гипотезы. Методы исследования. Классификация методов. Теоретические методы. Эмпирические методы Информационный проект. Исследовательский. Творческий. Социальный. Инновационный. Реализация проекта. Формы исследовательской деятельности. Урочные формы исследовательской деятельности. Внеурочные формы исследовательской деятельности. Алгоритм работы над проектом. Проблема. Актуальность. Гипотеза. Планирование работы. Оформление результатов. Каталог. Работа с каталогом. Обработка информации. Работа с книгой. Работа в сети Интернета. Правила публичного выступления. Презентация. Проблемы Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1