ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по элективному курсу «Читательская грамотность» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учётом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путём создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Рабочая программа имеет цель: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Программа способствует решению следующих задач на уровне основного общего образования: 1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать. 2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности. 3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания. 4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения). 5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру. Ведущий принцип: принцип межпредметной интеграции, предполагающий единство всех заинтересованных сторон в совместной учебной и внеурочной деятельности. Работа с текстом в программе представлена в трёх разделах: - поиск информации и понимание прочитанного; - преобразование и интерпретация информации; - оценка информации. Как часть образовательной программы развития УУД «Читательская грамотность» тесно связана с учебными образовательными программами и способствует совершенствованию следующих умений: - овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию); - овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; - овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи; - определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения); - восприятие и характеристика текста как произведения искусства; - приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста. В основе реализации программы курса «Читательская грамотность» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур. В основной школе приобретённые умения при освоении курса будут трансформироваться на всех учебных предметах, где будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче, будут готовы и способны к выбору направления профильного образования. На уровне основного общего образования выпускники школы приобретут в процессе чтения соответствующие возрасту навыки работы с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения, представления информации в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение курса «Читательская грамотность» в 5, 7, 8 классах отводится по 1 часу в неделю, в 9 классе – по 0,5 часа в неделю. Общее количество времени за год обучения в 5, 7-8 классах составляет 34 часа, в 9 классе - 17 часов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение учебного курса «Читательская грамотность»на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по курсу «Читательская грамотность» основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по курсу «Читательская грамотность» для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: ▪ готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; ▪ активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; ▪ неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; ▪ понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; ▪ представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; ▪ представление о способах противодействия коррупции; ▪ готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; ▪ активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: ▪ осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: ▪ ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; ▪ готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: ▪ восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; ▪ осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; ▪ понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ▪ осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ▪ ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); ▪ осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного литературного образования; ▪ способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; ▪ умение принимать себя и других, не осуждая; ▪ умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; ▪ уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: ▪ установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; ▪ интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; ▪ осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; ▪ готовность адаптироваться в профессиональной среде; ▪ уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей Ценности научного познания: ▪ ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; ▪ овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; ▪ овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: ▪ освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; ▪ изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; ▪ потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; ▪ в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; ▪ в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; ▪ умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; ▪ анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; ▪ оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; ▪ способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; ▪ воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; ▪ оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; ▪ формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. Эмоциональный интеллект: ▪ самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; ▪ саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по читательской грамоте должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях художественной литературы, рассматривать её всесторонне; • устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; • выявлять закономерности и противоречияв рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений; • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе; • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт; 2) базовые исследовательские действия: • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе материала по русской родной литературе, навыками разрешения проблем; • способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • владеть видами деятельности по получению нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применениюв различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; • владеть принципами научного типа мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта; • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; • давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский; • осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; • уметь переносить знания, в том числе полученные в результате изучения произведений литературы, в познавательную и практическую области жизнедеятельности; • уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; 3) работа с информацией: • владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при освоении программы курса литературы; • создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; • оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; • владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке русской родной литературы и во внеурочной деятельности по предмету; • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений; • владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; • развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств в процессе анализа литературного произведения; 2) совместная деятельность: • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе; • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности по предмету; • оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным; Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая освоение программы курса читательская грамотность, и в жизненных ситуациях; • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений; • давать оценку новым ситуациям, в том числе отображённым в художественном произведении; • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт; • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; • оценивать приобретённый опыт с учётом знаний по литературе; • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе при изучении литературы, постоянно повышать свой образовательный, культурный уровень; 2) самоконтроль: • давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; • использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений курса литературы; • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе на занятиях по учебному курсу «Читательская грамотность»; 3) принятие себя и других: • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в произведениях литературы; • признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы; развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по учебному предмету. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся научатся: - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы; - находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; - самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; - анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления; - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; - преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; - интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста; - выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); - откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; - откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; - использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте); - критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации. Занятия по программе могут проводиться с использованием следующих форм работы: • практикум • беседа • дискуссия • урок-игра • урок-исследование • диспут • творческая работа • анализ текста • практикум-диагностика СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Представление информации в наглядно-символической форме. Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Использование полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом. Объяснение назначения карты, рисунка, пояснение части графика или таблицы. Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение, определение его основных элементов, сопоставление формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установление тождественности или синонимичности, нахождение необходимой единицы информации в тексте. Решение учебно-познавательных и учебнопрактических задач, требующих полного и критического понимания текста. Определение назначения разных видов текстов. Постановка цели чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации. Различение темы и подтемы специального текста. Выделение главной и избыточной информации. Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме. Выполнение смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции. Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им. Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получение и переработка полученной информации и её осмысление. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц, изображений. Преобразование текста с использованием новых форм представления информации. Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах). Переход от одного представления данных к другому. Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера. Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста. Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом – мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации. Нахождение недостоверности получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации. Использование полученного опыта восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Определение достоверности информации в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации. 5 класс Введение. Оценка информации и принятие решения (5 часов) Введение в курс «Читательская грамотность обучающихся». Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Стиль текста. Научный стиль (4 часа) Сопоставление содержания текстов научного стиля. Главная информация текста: достоверность информации (5 часов) Критическая оценка, степень достоверности содержащейся в тексте информации. Работа с текстом: оценка информации. Типы текстов: текстаргументация. Аргументация своей точки зрения. Способы проверки противоречивой информации. Типы текстов (4 часа) Типы текстов: текст- аргументация. Аргументация своей точки зрения. Способы проверки противоречивой информации. План. Значимость плана (5 часов) Составление плана на основе исходного текста. Поиск информации на уровне деталей. Интерпретация текста. Понимание целостного смысла текста. Преобразование информации одного вида в другой. Типы задач на грамотность. Особенности аналитических задач (5 часов) Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Типы текстов. Особенности смешанного и составного текстов (5 часов) Работа со смешанным текстом. Понимание целостного смысла текста. Составные и смешанные тексты. 7 класс Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (16 часов) Вводное занятие. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое. Выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Поиск информации для решения поставленной цели. Работа со словарями. Типы текстов. Назначение разных типов текста. Связь темы текста и основной мысли с названием. Стили речи. Речевая ситуация. Речь книжная и разговорная. Публицистический текст. Аналитическое чтение. Связь типа текста и его назначения. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Сопоставление текстов и внетекстовых компонентов. Работа по применению умений работать с текстом и выделять основную информацию. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (9 часов) Интерпретация научного текста. Составление плана текста. Различные виды планов текста. Составление плана текста для пересказа. Подробный пересказ. Сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. Значение карт, рисунков, таблиц для текстов разных стилей. Беглое чтение, определение его основных элементов. Работа с текстом: оценка информации (9 часов) Главная и избыточная информация в тексте. Главная и избыточная информация в тексте. Работа с текстом. Оценка информации. Оценка языковых особенностей текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Нахождение аргументов в тексте, подтверждающих вывод (ответ на поставленный вопрос). Практика аналитического чтения. 8 класс Текст: поиск информации (13 часов) Интерпретация и анализ текста. Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста. Поиск внетекстовых компонентов. Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема) Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения. Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Текст: преобразование и интерпретация (9 часов) Создание и интерпретация текста. Заголовок текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Анализ текста. Анализ разных источников информации. Интерпретация и анализ текста. Текст: оценка информации (12 часов) Сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера. Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста. Имплицитная информация (скрытая, присутствующая неявно). Её выявление. Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Оформление и представление собственного текста. 9 класс Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (7 ч.) Поиск информации для решения поставленной цели. Применение различных видов чтения. Типы текстов. Специальные тексты. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический). Стили речи. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Способы представления информации: словесно, символами, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Поиск и выбор информации. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Самостоятельная организация поиска информации по заданной теме. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (5ч.) Формирование установки на чтение. Составление плана текста для пересказа. Подробный пересказ. Сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста.. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. Работа с текстом: оценка информации (5 ч.) Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Знакомство с основными приёмами послетекстовой стратегии. Собственная точка зрения. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы 1 Введение. Оценка информации и принятие решения 6 0 2 Стиль текста. Научный стиль 4 0 3 Главная информация текста: достоверность информации 4 Типы текстов 5 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc476c2 Архив: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия (rusedu.org) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc476c2 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc476c2 Русская виртуальная библиотека (rvb.ru) 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc476c2 Архив: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия (rusedu.org) 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc476c2 Русская виртуальная библиотека (rvb.ru) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc476c2 Архив: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия (rusedu.org) 5 План. Значимость плана 6 Типы задач на грамотность. Особенности аналитических задач 5 0 7 Типы текстов. Особенности смешанного и составного текстов 5 1 5 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Итого по разделу 34 Итоговые контрольные работы 1 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 7 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем программы Всего Текст: поиск информации 1 Контрольные работы 0 16 2 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 3 Работа с текстом: оценка информации 0 9 1 9 Итого по разделу 34 Итоговые контрольные работы 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc476c2 Русская виртуальная библиотека (rvb.ru) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc476c2 Архив: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия (rusedu.org) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc476c2 Русская виртуальная библиотека (rvb.ru) 1 8 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Контрольные работы 13 0 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ http://center-imc.ru/wp 1 Текст: поиск информации 2 Текст: преобразование и интерпретация 9 1 https://fioco.ru/примеры-задачpisahttps://monitoring.spbcokoit.ru/proce dure/1043/ https://myshop.ru/shop/product/4539 226.htm 3 Текст: оценка информации 12 1 https://fioco.ru/vebinar-shkolyocenkapisa Итого по разделу 34 Итоговые контрольные работы 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Контрольные работы 7 0 http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ http://center-imc.ru/wp 1 Текст: поиск информации 2 Текст: преобразование и интерпретация 5 0 https://fioco.ru/примеры-задачpisahttps://monitoring.spbcokoit.ru/proce dure/1043/ https://myshop.ru/shop/product/4539 226.htm 3 Текст: оценка информации 5 1 https://fioco.ru/vebinar-shkolyocenkapisa Итого по разделу 17 Итоговые контрольные работы 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 1 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Тема занятия Форма проведения Количество часов Электронные (цифровые) образователь-ные ресурсы Раздел №1 «Введение. Оценка информации и принятие решения» (5 часов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1.Введение в курс «Читательская Беседа 1 Библиотека ЦОК грамотность обучающихся». https://m.edsoo.ru/8bc47 6c2 2.Формирование читательских умений с Беседа 1 Архив: презентации, опорой на текст и внетекстовые знания. уроки, тесты, рефераты, 3.Формирование читательских умений с Практикум 1 visual basic, методика, опорой на текст и внетекстовые знания. учебные пособия 4. Входной контроль. Проверка уровня Творческая 1 (rusedu.org) читательской грамотности. работа 5. Формирование читательских умений с Творческая 1 опорой на текст и внетекстовые знания. работа Раздел №2. «Стиль текста. Научный стиль» (4 часа) 1. Стиль текста. Научный стиль. Беседа 1 Библиотека ЦОК Особенности научного стиля речи. https://m.edsoo.ru/8bc47 6c2 2.Сопоставление содержания текстов. Беседа 1 научного стиля. дискуссия 3.Сопоставление содержания текстов Практикум 1 научного стиля. 4.Сопоставление содержания текстов Практикум 1 научного стиля. Раздел №3. «Главная информация текста: достоверность информации» (5 часов) 1. Главная информация текста: достоверность информации. 2. Критическая оценка, степень достоверности содержащейся в тексте информации. 3.Критическая оценка, степень достоверности содержащейся в тексте информации. 4.Критическая оценка, степень достоверности содержащейся в тексте информации. 5. Работа с текстом: оценка информации. Беседа 1 Практикум 1 Урокисследование 1 Урокисследование 1 Анализ текста Раздел №4. «Типы текстов» (4 часа) 1.Типы текстов: текст-аргументация. Беседа 2.Типы текстов: текст-аргументация. УрокАргументация своей точки зрения. исследование 3. Диспут «Точки зрения… Как найти Беседа верную?» Защита точки зрения. дискуссия 4.Типы текстов: текст-аргументация. УрокСпособы проверки противоречивой исследование Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47 6c2 Русская виртуальная библиотека (rvb.ru) 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47 6c2 Архив: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия (rusedu.org) информации. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Раздел №5. «План. Значимость плана» (5 часов) 1.Составление плана на основе исходного Беседа 1 Библиотека ЦОК текста. https://m.edsoo.ru/8bc47 6c2 2.Составление плана на основе исходного Практикум 1 Русская виртуальная текста. Поиск информации на уровне библиотека (rvb.ru) деталей. 3.Составление плана на основе исходного Практикум 1 текста. Интерпретация текста. 4.Составление плана на основе исходного Практикум 1 текста. Понимание целостного смысла текста. 5.Составление плана на основе исходного Практикум 1 текста. Преобразование информации из одного вида в другой. Раздел №6. «Типы задач на грамотность. Особенности аналитических задач» (5 часов) 1.Типы задач на грамотность. Урок1 Библиотека ЦОК исследование https://m.edsoo.ru/8bc47 6c2 2. Аналитические (конструирующие) Беседа 1 Архив: презентации, задачи. уроки, тесты, рефераты, 3.Типы задач на грамотность. Практикум 1 visual basic, методика, Аналитические (конструирующие) учебные пособия задачи. (rusedu.org) 4.Типы задач на грамотность. Практикум 1 Аналитические (конструирующие) задачи. 5.Типы задач на грамотность. Практикум 1 Аналитические (конструирующие) задачи. Раздел №7. «Типы текстов. Особенности смешанного и составного текстов» (5 часов) 1.Работа со смешанным текстом. Практикум 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47 2.Работа со смешанным текстом. Практикум 1 6c2 Понимание целостного смысла текста. Русская виртуальная 3.Составные тексты. Поиск необходимой Беседа 1 библиотека (rvb.ru) информации. 4. Составные и смешанные тексты. Беседа 1 5. Мониторинг сформированности Контрольная 1 читательской грамотности. работа Итоговое занятие 1 7 КЛАСС № п/п Тема занятия Форма проведения Количество часов Электронные (цифровые) образователь-ные ресурсы Раздел № 1 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (16 асов) 1 1.Вводное занятие. Как мы умеем читать? Беседа 1 Библиотека ЦОК (Виды чтения). https://m.edsoo.ru/8bc47 6c2 2.Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое. Выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. 3.Поиск информации для решения поставленной цели. Работа со словарями. 4.Типы текстов. Назначение разных типов текста. 5.Связь темы текста и основной мысли с названием. 6.Стили речи. Речевая ситуация. Беседа 1 Практикум 1 Беседа дискуссия Беседа 1 Практикум 1 10 11 10.Тексты книжных стилей. 11.Тексты книжных стилей. Анализ текстов. Беседа Анализ текста Беседа Анализ текста Практикум 1 8 9 7.Стили речи. Речь книжная и разговорная. 8.Разговорный стиль. 9.Разговорный стиль. Диспут Урокисследование 1 1 Практикум 1 Творческая работа Дискуссия Беседа 1 Урокисследование Практикум 1 Урок-игра 1 2 3 4 5 6 7 Русская виртуальная библиотека (rvb.ru) 1 1 1 1 1 12.Публицистический текст. 1 Аналитическое чтение. 13 13.Связь типа текста и его назначения. Беседа 1 14 14.Разные способы представления Практикум 1 информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. 15 15.Сопоставление текстов и Урок1 внетекстовых компонентов. исследование 16 16.Работа по применению умений Практикум1 работать с текстом и выделять основную диагностика информацию. Раздел № 2 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (9 часов) 12 17 18 19 20 21 22 23 24 25 1.Интерпретация научного текста. 2.Составление плана текста. Различные виды планов текста.(Задание ЧГ «Знакомьтесь:Тула») 3.Составление плана текста для пересказа. Подробный пересказ. (Текст задания ЧГ «Три сита») 4.Сжатый пересказ. (Отрывок рассказа «Цветок на земле» А.П. Платонова) 5.Вопросы по содержанию текста. 6.Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. 7.Значение карт, рисунков, таблиц для текстов разных стилей. 8.Беглое чтение, определение его основных элементов. 9.«Турнир юных ораторов» (Выступление с небольшими 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47 6c2 Архив: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия (rusedu.org) 28 сообщениями, используя иллюстративный ряд) Раздел № 3 Работа с текстом: оценка информации (9часов) 1.Главная и избыточная информация в Беседа 1 Библиотека ЦОК тексте. https://m.edsoo.ru/8bc47 6c2 2.Главная и избыточная информация в Анализ 1 Русская виртуальная тексте. текста библиотека (rvb.ru) 3.Работа с текстом. Оценка информации. Практикум 1 29 4.Оценка языковых особенностей текста. Беседа 1 30 5.Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. 6.Нахождение аргументов в тексте, подтверждающих вывод (ответ на поставленный вопрос). 7.Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на вопрос. 8.Мониторинг сформированности читательской грамотности. 9.Практика аналитического чтения. Дискуссия 1 Урокисследование 1 Творческая работа Контрольная работа Практикум 1 26 27 31 32 33 34 1 1 8 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 Колво часов Тема урока Текст: преобразование интерпретация. Создание интерпретация текста и и Заголовок текста 1 1 Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт: 6 Анализ разных информации. беседа практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp 1 источников 1 http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp Творческая работа http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp исследование Анализ текста. 5 Форма проведения 7 Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста. 8 Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста. 9 Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ текста. 11 12 Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста. http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp исследование http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp исследование http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp исследование http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp 1 1 Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста: анализ текста. 1 1 1 Поиск нетекстовых компонентов. 14 1 15 Поиск нетекстовых компонентов: анализ текста. 16 Составление компонентов схема) нетекстовых (таблица, график, 18 Составление нетекстовых компонентов (таблица, график, схема): интерпретация и анализ текста. Сопоставление основных текстовых и нетекстовых компонентов. 19 Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения. 17 практикум 1 Поиск информации: интерпретация и анализ текста. 13 http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp 1 Текст: поиск информации. 10 беседа http://skiv.instrao.ru/bankhttp://centerисследование zadaniy/ imc.ru/wp 1 1 1 1 практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp http://skiv.instrao.ru/bankhttp://centerисследование zadaniy/ imc.ru/wp 20 Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения: интерпретация и анализ текста. 21 Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. 22 23 Контрольная работа по разделам «Текст: преобразование, интерпретация, поиск информации». Текст: оценка информации. Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера 1 1 25 26 анализ http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp исследование http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp исследование http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp Творческая работа http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp диспут http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp 1 Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов 27 1 1 1 Формулировка проблемы 28 1 29 Формулировка выводов из предъявленных посылок. Анализ текста. 30 Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста. 32 http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp 1 Анализ текста 31 практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp 1 Сравнение 24 диспут http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp Имплицитная информация (скрытая, присутствующая неявно). Её выявление. Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры 1 практикум 1 исследование http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp Творческая работа http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://center- 1 1 http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp текста). 33 34 imc.ru/wp Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста): Итоговая контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Вводное занятие. Цели и задачи курса. Поиск информации для решения поставленной цели. Применение различных видов чтения. Типы текстов. Специальные тексты. Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический). Стили речи. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текст. (по тексту В.Быкова «Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое…») Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста.( по тексту В.Быкова «Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое…») Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Поиск и выбор информации. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. Выделение главной и избыточной практикум 1 1 1 34 1 Колво часов Форма проведения http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp Электронные цифровые образовательные ресурсы Беседа Исследование Беседа Практикум http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/ http://centerimc.ru/wp Исследование Творческая работа Анализ текста Анализ текста Дискуссия Практикум Практикум https://fioco.ru/примерызадачpisahttps://monitoring.spbcok oit.ru/proce dure/1043/ https://myshop.ru/shop/product /4539 226.htm информации. Прогнозирование содержания текста на примере рассказа А. Авдея «Старший леший». 13 Управление процессом осмысления текста во время чтения. Приём «Чтение с остановками». 14 Вопросы по содержанию текста. Приём «Чтение про себя с вопросами». 15 Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. 16 Критический анализ и оценка информации. 17 Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Творческая работа 12 https://fioco.ru/vebinarshkolyocenka-pisa Практикум Дискуссия Исследование Практикум 17 Контрольная работа 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. 2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019 3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018 4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019 5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования 6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября” 7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2- х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016. 8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.--Тлн.: Арго, 2017 9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов. 10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018. 11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm 12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1.http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ http://center-imc.ru/wp