Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ п. Цементный. Рабочая программа курса воплощает идею внедрения деятельностного подхода к организации обучения. Главным условием реализации данной идеи является принципиально новое осмысление результатов образовательной деятельности: освоение учебного материала должно быть соотнесено с личностными и метапредметными результатами. Планируемые предметные результаты предполагают использование технологии учебного проектирования для решения личных целей и задач образования и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний. Основная цель изучения курса «Индивидуальный проект»: формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования. Основные задачи: Сформировать: способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной ситуации; - способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих неопределенность ситуации; способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность использовать их в качестве инструментов ее преобразования. Развить: способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной ситуации; - способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения поставленной цели; способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа предъявления достигнутых результатов социуму. Тематическое планирование данной рабочей программы предполагает учет и использование целевых установок рабочей программы воспитания, которая реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности. Курс «Индивидуальный проект» является обязательным курсом учебного плана МАОУ СОШ п. Цементный и на уровне среднего общего образования изучается в 10 классе. Общее количество времени за год обучения в рамках реализации ФГОС СОО составляет 34 часа (1 час в неделю). 1. Планируемые результаты освоения курса «Индивидуальный проект» Личностные планируемые результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении курса «Индивидуальный проект» Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: - физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные планируемые результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении курса «Индивидуальный проект» Метапредметные планируемые результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Предметные результаты освоения курса «Индивидуальный проект» В соответствии с пунктом 11 ФГОС СОО, индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта отражают: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (обязательный курс), и представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Выпускник на базовом уровне научится Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться формулировать цели и задачи проектной – самостоятельно задумывать, (исследовательской) деятельности; – планировать и выполнять планировать работу по реализации проектной учебный проект, учебное (исследовательской) деятельности; исследование; – – реализовывать запланированные действия целенаправленно и осознанно для достижения поставленных целей и задач; развивать свои познавательные, – оформлять информационные материалы на регулятивные, электронных и бумажных носителях с целью коммуникативные способности; презентации результатов работы над – осознавать свою проектом; – осуществлять рефлексию ответственность за деятельности, соотнося ее с поставленными достоверность полученной целью и задачами и конечным результатом; – информации, полученных использовать технологию учебного знаний, качество выполнения проектирования для решения личных целей и проекта, исследования. задач образования; – навыкам – отслеживать и принимать во самопрезентации в ходе представления внимание тренды и тенденции результатов проекта (исследования); – развития различных видов осуществлять осознанный выбор направлений деятельности, в том числе созидательной деятельности. научных, учитывать их при – формулировать научную гипотезу, ставить постановке собственных целей; цель в рамках исследования и – вступать в коммуникацию с проектирования, исходя из культурной нормы держателями различных типов и сообразуясь с представлениями об общем ресурсов, точно и объективно благе; – восстанавливать контексты и пути презентуя свой проект или развития того или иного вида научной возможные результаты деятельности, определяя место своего исследования, с целью исследования или проекта в общем культурном пространстве; – оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; – самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; – адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков. 2. Содержание курса «Индивидуальный проект» I. Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект. Управление проектами. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения. II. Методология проектной и исследовательской деятельности Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному). III. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. IV. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели. V. Коммуникативные навыки Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления. Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, исследований. 3. Тематическое планирование курса «Индивидуальный проект» на базовом уровне. При организации и проведении уроков учитывается рабочая программа воспитания, которая реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности совместно с семьей и другими институтами воспитания. Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее: - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Тематическое планирование Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) ВВЕДЕНИЕ (1 час) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (12 часов) Типология проектов. Знать виды проектов: информационный, Особенности разных видов творческий, социальный, прикладной, проектов. Этапы работы над инновационный, конструкторский, инженерный. проектом. Учебный проект. Учебное исследование. Выбор направленности и Основные требования к исследованию. темы проекта. Актуальность Особенности разных видов проектов. и практическая значимость Уметь обсуждать и выбирать тему проекта. индивидуального проекта/исследования, находить Объект, предмет, гипотеза. актуальность проблемы, определять цели, задачи Цель, задачи проекта. исследования, выдвигать гипотезы, определять Методы исследования. предмет и объект изучения. Введение, основная часть Применять методы исследования: эмпирические Цифровые ресурсы библиотека ЦОК, РЭШ проекта. Цитирование. Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта. Определение проблемы: объекта и предмета исследования, цели и задач исследования. Работа над введением. (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); теоретические (абстрагирование, анализ и синтез, моделирование и др.) Применять технологию составления плана работы, алгоритм работы с научной литературой, алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. Понимать, что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Знакомство с положением «Об индивидуальном проекте» Знать структуру проектов, исследовательских работ: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы. Применять технологию презентации. Уметь создавать компьютерную презентацию. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (8 ЧАСОВ) Этапы работы над проектом и Рассмотрение текста с точки зрения его сроки их реализации. структуры. Понятия: конспект, тезисы, реферат, Технология составления аннотация, рецензия. плана работы. Знать правила оформления цитат и способы Виды источников оформления конечных результатов: презентация, информации. Алгоритм защита, творческий отчет и пр. работы с литературой. Работа над индивидуальным проектом. Алгоритм работы с Интернет- Понимать требования к оформлению и ресурсами. содержанию введения. Выдвигать актуальность и Критерии оценивания и проблематику исследования. требования к оформлению Коррекция темы, цели и задач, объекта и проекта Структура предмета, гипотезы исследования. исследовательской и Защита темы проекта/исследования (идеи). проектной работы, критерии Требования к оформлению и содержанию оценивания. теоретической части работы. Коррекция обзора литературы по проблеме исследования Требования к оформлению и содержанию практической части работы. Проведение анализа полученных результатов Коррекция и оформление практической/экспериментальной части исследования ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (5 ЧАСОВ) Работа над теоретической Подготовка выступления. Основы публичного частью проекта. выступления. Монологическая речь. Аргументы. Работа над практической Ответы на вопросы. частью проекта. Уметь представлять проект на рецензию. библиотека ЦОК, РЭШ библиотека ЦОК, РЭШ Создание компьютерной презентации. Подготовка выступления. Основы публичного выступления. Представление проекта на рецензию, предзащита проекта. Защита проекта/исследовательской работы. Предзащита проекта. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Защита реализации проекта/исследования по плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования. 2. Актуальность и практическая значимость проекта/исследования 3. Основной потребитель продукта 4. Ход реализации. 5. Риски и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации проекта/исследования. 6. Полученный результат Организация рефлексии. Подведение итогов, анализ результатов, удовлетворенности работой, возможных перспектив. КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ (8 ЧАСОВ) Диалог. Монолог. Понимать принципы коммуникации в Формы и принципы делового профессиональной среде и в обществе в целом, а общения. также формы и принципы делового общения. Стратегии группового Вербальное и невербальное общение. взаимодействия. Знать правила ведения спора. Владеть Привлечение внимание технологиями ведения дискуссии. аудитории. Уметь правильно организовать публичное Публичное выступление. выступление, а также проводить его анализ, Рефлексия проектной рефлексию. деятельности. библиотека ЦОК, РЭШ Поурочное планирование курса «Индивидуальный проект» в 10 классе (34 часа) № урока Тема урока ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС) 1/1 Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (12 ЧАСОВ) 2 Понятие «проект». Теоретические основы учебного библиотека проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и ЦОК, РЭШ профессиональной деятельности. 3 Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический. 4 Методы исследования. Методы эмпирического библиотека исследования. Методы теоретического исследования ЦОК, РЭШ 5 Практическая работа. Определение цели, задач проекта 6 Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой 7 Проектная и исследовательская деятельность: точки библиотека соприкосновения. Основные понятия учебноЦОК, РЭШ исследовательской деятельности. 8 Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество Методологические атрибуты исследовательской деятельности. 9 Определение научной проблемы: определение объекта и предмета исследования. 10 Определение научной проблемы: постановка цели и задач библиотека исследования. Выдвижение гипотезы исследования ЦОК, РЭШ 11 Выдвижение гипотезы исследования 12 Практическая работа. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. 13 Практическая работа. Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности (8 часов) 14 Виды источников информации. Алгоритм работы с библиотека литературой. Поиск и систематизация информации ЦОК 15 Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия 16 Информационные ресурсы на электронных носителях библиотека ЦОК, РЭШ Сетевые носители – источник информационных ресурсов Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. 19 Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты 20 Требования к оформлению проектной и библиотека исследовательской работы ЦОК, РЭШ 21 Практическая работа. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (5 часов) 22 Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов 23 Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. 24 Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Письменный отчет. 25 Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). 26 Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели. КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ (8 ЧАСОВ) 27 Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. библиотека ЦОК, РЭШ 28 Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения 29 Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. библиотека Спор. Дискуссия. ЦОК, РЭШ 30 Групповое общение как деловое взаимодействие. 31 Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления 32 Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления 33 Практическая работа. Публичное выступление 34 Резервный урок 17 18