3.20 РП ФК Текст. Теория и практика 10-11 кл 2023

Пояснительная записка
к рабочей программе факультативного курса «Текст. Теория и практика»
для уровня среднего общего образования
Рабочая программа факультативного курса «Текст. Теория и практика» для
10-11 классов составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, Основной
образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ п.
Цементный.
Цель факультативного курса: научить учащихся работать с текстом,
отбирать нужную информацию: находить проблемы текста, комментировать эти
проблемы, выявлять авторскую позицию, приводить собственные аргументы.
Главное назначение данного курса состоит в том, чтобы учащиеся на
экзамене по русскому языку смогли проявить следующие умения и навыки:
1) понимать информацию, содержащуюся в тексте;
2) анализировать содержание читаемого текста;
3) формулировать собственное мнение и связно, последовательно его
излагать;
4) аргументированно доказывать собственное мнение;
5) ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста
сочинения;
6) структурировать собственный текст и композиционно правильно
оформлять письменную работу.
Задачи курса:
1) совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и
содержания;
2) формирование умений соблюдать при письме нормы литературного
языка, в том числе и орфографические, и пунктуационные;
3) воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой
части русской национальной культуры;
4) повышение лингвистической и коммуникативной компетенции
учащихся.
Тематическое планирование данной рабочей программы предполагает учет
и использование целевых установок рабочей программы воспитания,
которая реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Факультативный курс «Текст. Теория и практика» является дополнительным
курсом по выбору учебного плана МАОУ СОШ п. Цементный и на уровне
среднего общего образования изучается в 10 и 11 классах. Общее количество
времени за два года обучения в рамках программы составляет 68 часов:
10 класс – 34 часа (1 час в неделю);
11 класс – 34 часа (1 час в неделю).

1. Планируемые результаты освоения факультативного
курса «Текст. Теория и практика»
Личностные результаты освоения выпускниками средней школы
программы факультативного курса «Текст. Теория и практика»
- бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской
культуры, как основе гражданской идентичности;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры;
- готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми;
- сформированность навыков сотрудничества;
- эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных
возможностей;
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- желания приобретать новые знания и умения;
- совершенствовать имеющиеся знания и умения;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деятельности;
- участвовать в творческом созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества;
- признание для себя общепринятых морально-этических норм, стремление
к красоте.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы
программы факультативного курса «Текст. Теория и практика»
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
анализировать существующие и
планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать
собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии
решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги
достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые
ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов; самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее

эффективные способы решения учебных и познавательных задач; определять
необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы
на краткосрочное будущее;
выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
планировать и корректировать свою индивидуальную
образовательную траекторию; соотносить свои действия с планируемыми
результатами;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата; определять критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе
выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата; работая по своему плану,
вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений
ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно; определять критерии правильности выполнения
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим,
просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в
разных формах(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица,
схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями,
справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинноследственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать
других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать
свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы
программы факультативного курса «Текст. Теория и практика»
Выпускник научится:
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений
и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых,
публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
- извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы
русского языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и
письменного текста;
- составлять конспекты (подробные и сжатые), составлять планы разного
характера (краткие, подробные, цитатные, тезисные).
владеть
компетенциями:
коммуникативной,
языковедческой,
культуроведческой.

2. Содержание факультативного курса «Текст. Теория и
практика»
Введение.
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по
подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ.
Особенности ЕГЭ по русскому языку, итогового сочинения по литературе.
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная
версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинений
Текст.
Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность
предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи
частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы,
частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста. Структура, языковое
оформление.
Смысловая
и
композиционная
целостность
текста.

Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста.
Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Основная и
дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки.
Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для
построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой
ситуации. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с
текстами.
Стили литературного языка.
Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой,
публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления.
Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
Средства выразительности в тексте.
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности:
- лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова,
фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и
др.);
- словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и
приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные
предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные
конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства
(звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения.
Логические паузы и ударения. Интонация текста
Коммуникативная компетенция.
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста.
Употребление языковых средств. Работа с текстами. Основная мысль текста.
Тема, микротема текста. Простой и сложный план текста.
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок.
Структура текста. Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов.
Синтаксическое строение зачинов.
Жанровое
многообразие
сочинений.
Структура
письменной
экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы
выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы.
Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по
проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в
текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для

комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы.
Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства
выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для
выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании
авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность».
Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки
аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании
собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном
членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность,
речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи
между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения.
Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка.
Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и
речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в
фоновом материале. Работа с текстами.
Повторение изученного.
Систематизация знаний по русскому языку.

3. Тематическое планирование факультативного курса
«Текст. Теория и практика», в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
При организации и проведении факультативных курсов учитывается
рабочая программа воспитания, которая реализуется в единстве урочной и
внеурочной деятельности совместно с семьей и другими институтами
воспитания. Реализация воспитательного потенциала факультативных занятий
предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим
работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию
обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению
их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на факультативном занятии
общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на факультативных занятиях явлений, организация их работы с получаемой на
занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
использование
воспитательных
возможностей
содержания
факультативного курса через демонстрацию обучающимся примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе;
- применение на факультативном занятии интерактивных форм работы с
обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на занятии
знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- включение в факультативные занятия игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над одногруппниками, которым трудно осваивать изучаемый материал,
дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Тематическое
планирование

Характеристика основных видов деятельности учащихся.
Цифровые ресурсы.

10 класс (34 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Вводный урок.

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы
по подготовке и проведению государственной (итоговой)
аттестации в форме ЕГЭ. Особенности ЕГЭ по русскому

языку, итогового сочинения по литературе. Спецификация
экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная
версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и
сочинений
ФИПИ

Текст как результат речевой деятельности (6 часов)
Текст. Признаки текста.
Цельность и связность.
Логическая
последовательность
предложений. Единство
темы, ключевые слова и
предложения. текста.
Тема, тематика, основная
мысль.

Основная мысль текста. Тема, микротема текста. Простой и
сложный план текста.
Структура текста. Абзац. Зачин (первое предложение). Виды
зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и
параллельная связь). Средства связи между предложениями в
тексте (лексические и грамматические).
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Библиотека ЦОР, РЭШ

Средства выразительности в тексте (13 часов)
Лексика,
словообразование, тропы
русского языка.
Анализ текста..

Богатые возможности русского языка. Средства
выразительности: лексические (синонимы, антонимы,
паронимы, многозначные слова, фразеологизмы,
стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и
др.); словообразовательные (стилистически окрашенные
суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические
(неполные и односоставные предложения, ряды однородных
членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.);
специальные изобразительно выразительные средства
(звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного
синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств
выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Библиотека ЦОР, РЭШ

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова (2 часа)
Тон, темп чтения,
ударение. Интонация
текста.

Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и
темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во
внимание содержание текста, его языковые особенности;
определять, где нужны логические ударения, паузы.
Библиотека ЦОР, РЭШ

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (12 часов)
Информация текста.
Способы компрессии
текста.
Приёмы текста.
Типы информации в

Виды информации в тексте. Информационная обработка
текста. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста.
Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение
второстепенной информации, подробностей, деталей,
обобщение однородных явлений и фактов, сочетание

тексте. авторская позиция.
Речевое оформление
текста.

исключения и обобщения. Письменное воспроизведение
текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной
информации.
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических
ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических
ошибок.
Употребление языковых средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной
экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем.
Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для
формулирования проблемы. Типичные ошибки при
формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме.
Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.
Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.
Типовые конструкции для комментирования проблемы.
Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с
текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик.
Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Типовые ошибки при формулировании авторской позиции.
Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их
«ценность». Структура аргумента. Источники аргументации.
Типичные ошибки
аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с
текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при
создании собственного текста. Абзацное членение, типичные
ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Основные средства связи
между предложениями в тексте. Виды и формы вступления.
Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность
языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных,
этических, языковых и речевых норм современного языка.
Соблюдение фактологических норм в фоновом материале.
Работа с текстами.
Библиотека ЦОР, РЭШ

11 класс (34 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Вводный урок.

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы
по подготовке и проведению государственной (итоговой)
аттестации в форме ЕГЭ. Особенности ЕГЭ по русскому
языку, итогового сочинения по литературе. Спецификация
экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная
версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и
сочинений.
ФИПИ

ТЕКСТ (7 часов)
Текст. Признаки текста.
Цельность и связность.
Логическая
последовательность
предложений. Единство
темы, ключевые слова и
предложения. Средства
связи частей текста:
лексический повтор,
употребление
однокоренных слов,
союзы, частицы и др.
Цепная и параллельная
связи частей текста.
Тема, тематика, основная
мысль (идея), проблема,
проблематика.
Языковые способы и
средства организации
текста.
Способы выражения
темы. Заглавие.
Начало и конец.
Сочинение. Текст. Типы
речи. Повествование.
Описание. Рассуждение.
Речеведческий анализ
текста.
Закономерности
построения текста.
Совершенствование
умений и навыков
создания текстов разных
функциональносмысловых
типов, стилей и жанров.

Понимать, что текст (высказывание) является единицей
общения: подчинено единой теме, которая раскрывается в
соответствии с авторским замыслом, высказывание кому-либо
адресовано, создано с определённой целевой установкой,
характеризуется законченностью, завершённость в передаче
информации, в раскрытии темы, в выражении авторского
замысла; уметь комментировать и оценивать информацию
исходного текста, использовать основные виды чтения в
зависимости от коммуникативной задачи, передавать
содержание прослушанного текста в виде планов, схем,
таблиц, тезисов, конспектов, создавать текст в соответствии с
коммуникативной задачей и ситуацией. Понимать значения
терминов: тема, тематика, основная мысль (идея), проблема,
проблематика, уметь определять тему, тематику, основную
мысль (идею), проблему, проблематику, владеть основными
нормами построения текста.
Уметь использовать при создании текста различные средства
связи предложений в тексте (различные виды повтора,
сочинительные союзы, согласованное употребление форм
времени, различных обстоятельств, лексические и
контекстуальные синонимы, вводные слова и др.), цепную и
параллельную связь предложений, уметь анализировать текст,
определяя способы и средства связи.
Владеть основными нормами построения текста, уметь
определять тему, основную мысль текста, способы их
выражения, выделять микротему, ключевые слова и средства
связи между предложениями в тексте.
Знать / понимать: текст (высказывание) как единицу общения,
смысл понятий: тема, идея (основная мысль), авторский
замысел, проблематика, что текст кому-либо адресован,
создан с определенной целевой установкой, характеризуется
смысловой закономерностью, завершенностью в передаче
информации, в раскрытии темы.
Уметь: комментировать исходный текст, использовать
основные виды чтения в зависимости от коммуникативной

Редактирование
собственного текста.

задачи, передавать прослушанный текст в виде планов, схем,
таблиц, тезисов, конспект, владеть основными нормами
построения текста, создавать собственный текст.
Знать особенности текста, уметь создавать тексты,
устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным
типовым значением, определять способы и средства связи
предложений в тексте. Уметь самостоятельно редактировать,
творчески перерабатывать текст, проводить анализ
лексических особенностей текста, составлять план, определять
тип и стиль речи текста; подробно его излагать, применяя в
практике письма нормы современного русского языка,
используя синонимические ресурсы.
Знать закономерности построения текста. Уметь создавать
тексты разных типов, редактировать собственный текст.
Знать особенность текстов по стилю и типу; Уметь проводить
лингвистический анализ текстов различных стилей, отмечать
стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно
анализировать текст, развернуто обосновывать свою позицию
с приведением системы аргументов.
Знать принципы русской орфографии, пунктуационные нормы
русского языка.
Уметь строить текст по правилам синтаксиса.
Библиотека ЦОР, РЭШ

ТИПЫ РЕЧИ (3 часа)
Типы речи: рассуждение,
повествование, описание.
Повествование, описание и
рассуждение. Их признаки

Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбирают
языковые средства для построения текста в зависимости от
темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Умеют работать с разными типами текстов, анализировать,
создавать собственные.
Совершенствование умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Редактирование собственного текста.
Библиотека ЦОР, РЭШ

СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (5 часов)
Функциональные
разновидности языка:
разговорная речь,
функциональные стили,
язык художественной
литературы. Повторение
изученного о
функциональных стилях
речи: понятие о ситуации
общения (работа со
схемой), характеристика
стилей (работа с

Создают устные и письменные высказывания учебнонаучного и публицистического стилей (разные
функционально-смысловые типы речи). Готовят сообщения на
заданную тему и выступают перед аудиторией сверстников.
Восстанавливают деформированный текст. Оценивают чужие
и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям.
Знают функциональные разновидности языка: разговорная
речь, функциональные стили, язык художественной
литературы
Умеют совершенствовать умения и навыки создания текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Редактирование собственного текста.

таблицей).
Публицистический стиль.
Цель публицистического
высказывания. Основные
жанры. Проблемный
очерк. Особенности жанра.

Знают стили русского языка. Сферы использования,
назначение.
Умеют анализировать тексты с точки зрения содержания,
структуры, стилевых особенностей. Знают цель
публицистического высказывания – информирование с
одновременным воздействием на слушателя или читателя;
сферы применения, основные признаки (логичность,
образность); эмоциональная оценочность, языковые
особенности.
Умеют анализировать тексты публицистического стиля,
анализировать проблемный очерк, создавать собственные
тексты в жанре проблемного очерка, правильно определять
тип речи (рассуждение) сохранять его композицию, уместно
использовать характерные для публицистики средства языка.
Библиотека ЦОР, РЭШ

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (18 часов)
Информация текста.
Проблема, проблематика
текстов.
Комментарий к проблеме.
Типы информации в
тексте. авторская позиция.
Аргументация.
Композиция сочинения.
Вступление. Заключение.
Речевое оформление
текста.

Виды информации в тексте. Информационная обработка
текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной
экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем.
Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для
формулирования проблемы. Типичные ошибки при
формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме.
Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.
Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.
Типовые конструкции для комментирования проблемы.
Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с
текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик.
Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Типовые ошибки при формулировании авторской позиции.
Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их
«ценность». Структура аргумента. Источники аргументации.
Типичные ошибки аргументации. Создание «банка
аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при
создании собственного текста. Абзацное членение, типичные
ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Основные средства связи
между предложениями в тексте. Виды и формы вступления.
Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность
языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных,

этических, языковых и речевых норм современного языка.
Соблюдение фактологических норм в фоновом материале.
Работа с текстами.
Библиотека ЦОР, РЭШ

Поурочное планирование факультативного курса
«Текст. Теория и практика»
10 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема урока
Введение (1 час)
Введение. Цели и задачи курса «Текст. Теория и практика»
Текст как результат речевой деятельности (6 часов)
Текст. Признаки текста.
Тема и идея текста.
Тема, микротема теста. Простой и сложный план.
Структура текста. Абзац, зачин. Виды зачинов.
Средства связи между предложениями в тексте ( лексические,
грамматические).
Практическая работа. Анализ текста.
Средства выразительности (13 часов)
Богатые возможности русского языка. Лексические средства
выразительности..
Словообразовательные ( стилистически окрашенные суффиксы и
приставки) возможности русского языка.
Морфологические, синтаксические возможности русского зыка.
Специальные изобразительно-выразительные средства ( звуковые,
лексические, топы, фигуры речи).
Анализ текста с точки рения использования в нём средств
выразительности.
Практическая работа. Стилистические возможности языковых
средств.
Обращение как оценка предмета речи.
Способы связи предложение в тексте.
Средства связи частей текста. Роль союзов.
Местоимения в связующей функции.
Художественно-изобразительные средства в связующей функции.
Практическая работа с текстом.
Анализ ошибок.

Примечание

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова (2 часа)
Выразительное чтение как тест на понимание текста.
Тон и темп чтения. Интонация текста
Коммуникативная компетенция (12 часов)
Структура сочинения – рассуждения.
Вступительная часть сочинения – рассуждения. Формулировка
проблемы текста.
Комментарий проблемы. Определение авторской позиции по
проблеме текста.
Личностна позиция по проблеме и её аргументация.
Виды аргументов в сочинении – рассуждении.
Виды аргументов в сочинении – рассуждении.
Заключительная часть. Способы цитирования
Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.
Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту
Анализ сочинения – рассуждения.
Повторение изученного.
Повторение работы с текстом.

Поурочное планирование факультативного курса
«Текст. Теория и практика»
11 класс
№
урока
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока
Введение (1 час)
Введение. Ели и задачи курса «Текст. Теория и практика».
Нормативные документы при подготовке к ЕГЭ
Текст (7 часов)
Текст. Понятие о тексте.
Способы выражения темы. Заголовок.
Способы выражения темы. Начало и конец текста.
Способы выражения темы. Ключевые слова.
Средства связи частей текста. Лексический повтор. Однокоренные
слова.
Средства связи частей текста. Местоимение, союзы, частицы.
Практическая работа. Анализ текста.
Типы речи (3 часа)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с
текстами.

Примечание

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Комплексный анализ фрагмента текста.
Стили литературного языка (5 часов)
Функциональные стили, их признаки. Признаки стилей речи.
Публицистический стиль. Особенности языка.
Репортаж как речевой жанр.
Художественный стиль. Языковые особенности.
Комплексный анализ текста.
Коммуникативная компетенция (18 часов )
Виды информации в тексте.
Формулировка проблемы исходного текста. Типы проблем. Способы
выявления проблемы.
Типовые конструкции для формулировки проблемы.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.
Введение цитат в текст сочинения.
Типовые конструкции для комментария проблемы.
Тренировочная работа.
Практическая работа с текстом.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Средства выражения авторской позиции. Автор и рассказчик.
Сочинение в формате ЕГЭ.
Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Выражение авторской позиции. Виды аргументов.
Структура аргументов. Виды аргументов.
Создание «банка» аргументов. Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании
собственного текста.
Резервный урок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».