Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и с учетом основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ п. Цементный, ориентированна на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижения планируемых результатов освоения программы основного общегообразования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Цель программы: создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений Задачи программы: Обучающие: - совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; - обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности; - формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и физической культуры; - формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля над деятельностью этих систем; - формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности. Развивающие: - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формам активного отдыха и досуга; - развитие дыхательной, сердечно-сосудистой системы, опорнодвигательногоаппарата; - развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости. - укрепление здоровья учащихся посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма. Воспитывающие: - воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры; - воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи; - воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости. Формы организации образовательного процесса: для успешной реализации учебного процесса используются групповые занятия. Индивидуальные занятия предусматриваются для отработки важных моментов поведения и деятельности обучающегося, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия могут, как являться продолжением групповой работой, так и быть частью коррекционной программы, так как позволяют корректировать выявленные пробелы. Данная рабочая программа реализуется в этом учебном году в 5-6-х классах. Программа предназначена для обучающихся, имеющих высокую учебную мотивацию к изучению физической культуры, имеющих оптимальный уровень двигательных способностей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, что составляет 34 часа в год в каждом классе, на базе спортивного зала МАОУ СОШ п. Цементный с использованием спортивного инвентаря и других дополнительных средств. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям физической культуры; -ответственно относится к порученному делу; -проявляет стремление к самостоятельной работе; -самостоятельно готовится к участию в мероприятиях Метапредметные УУД: Метапредметные результаты освоения основной образовательной программыпредставлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия: – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные универсальные учебные действия: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнѐра – контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; - умение слушать собеседника. Познавательные универсальные учебные действия -Умение строить по росту, выполнять простые команды -Способы развития физических качеств -Организация деятельности с учетом требований еѐ безопасности -Умение контролировать скорость и расстояние при беге -Умение бежать со средней скоростью и ускоряться - Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать отдых досуг в течение дня с использованием средств физической культуры -Уметь выбрать для себя с учетом своих особенностей способ закаливания -Необходимость отслеживания состояния здоровья -Отслеживать двигательные действия составляющие содержание подвижных игр -Умение самостоятельно разрабатывать стратегию игры -Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности Предметный результат: -Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; -Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учѐтом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; -Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лѐгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; -Расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность еѐ воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; -Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приѐмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умениемиспользовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счѐт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Содержание курса внеурочной деятельности 5-6 класс Вводное занятие. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности. История развития легкоатлетического спорта. Возникновение легкоатлетических упражнений. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение. Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований. Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения. Тренировка в отдельных видах легкой атлетики. Бег: низкий старт с последующим ускорением, челночный бег “3х10м”, бег с изменением темпа. Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивностью, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 60м, равномерный “5-ти минутный бег”. Метание малого мяча на дальность. Прыжки в длину с места. Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Акробатика. Подвижные игры. Упражнения без предметов и с предметами. Броски большого мяча из-за головы сидя. Прыжки: на месте и в движении, по разметкам, через препятствия. Лыжная подготовка. Знания о лыжных мазях и видах снежного покрова. Техника одновременного и попеременного двушажных ходов. Координация работы рукамипри переходе с одного хода на другой. Оказание помощи при обморожении и травмах. Баскетбол. Техника выполнения игровых действий: ведение, передачи мяча, выполнение штрафных бросков. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Волейбол. Техника выполнения: «нижняя подача». Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Тематическое планирование 5-6 класс № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практи ка Электронные (цифровые) образовательные ресурсы www.edu.ru www.school.edu.ru https://uchi.ru 1. Физическая культура как область знаний 1 1 - 2. Легкая атлетика 7 - 7 www.edu.ru www.school.edu.ru https://uchi.ru 3. Гимнастика с элементами акробатики 2 - 2 www.edu.ru www.school.edu.ru https://uchi.ru 4 Лыжная подготовка 5 - - www.edu.ru www.school.edu.ru https://uchi.ru 5. Спортивные игры -Баскетбол -Мини лапта -Волейбол 19 8 2 9 - 19 8 - www.edu.ru www.school.edu. ru https://uchi.ru Всего: 34 1 9 33 Календарно-тематическое планирование 5-6 классы. № п/п урока 1 2-3 4-5 6 Тема раздела, урока Кол-во часов Физическая культура как область знаний (1ч) Влияние упражнений на различные 1 системы организма. Легкая атлетика 7ч Спринтерский бег 2 Эстафетный бег 2 Совершенствование техники прыжка ввысоту 1 способом «перешагивание» Форма проведения занятия лекция тренировки тренировки Тренировки 7 Совершенствование техники прыжка вдлину способом «согнув ноги» 1 Тренировки 8 Тестирование по разделу: «Легкая атлетика». 1 Опрос, состязания 9 Гимнастика с элементами акробатики 2ч Упражнения на гимнастическомбревне и 1 перекладине. 10 11-12 13-14 15 16-18 19-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 Техника выполнения опорного прыжка согнув ноги. Ритмическая гимнастикаи ОФП Лыжная подготовка 5 ч Ступающий шаг, повороты, спуски Попеременный двушажный ход Одновременный одношажный ход Баскетбол 8ч Тактика защиты (накрывание, перехват, вырывание мяча) Тактика нападения быстрый прорыв. Взаимодействие игроков в защите и нападении через заслон, Игроваяподготовка Игровые взаимодействия (1:1, 2:2, 3:3, 4:4, 5:5) игроков в защите инападения. Волейбол 9 ч Обучение приему мяча от сетки. Обучение передачи мяча спродвижением Обучение нападающему удару посленабрасывания мяча партнером Обучение верхней передаче за головойчерез сетку. Обучение верхней передаче кулаком. Учебная игра Закрепление верхней передачи заголову через сетку. Учебная игра Тренировки 1 Беседы, тренировки 2 2 1 Тренировки Тренировки тренировки 3 Игры, тренировки 3 Игры, тренировки 2 Игры, тренировки 2 Игры, тренировки 2 Игры, тренировки 2 Игры, тренировки 2 Игры, тренировки 32 33 34 Учебная игра Мини-лапта 2ч Разучивание индивидуальные защитные действия. Закрепление ловли мяча, передачи мячапартнеру. Совершенствование ловля мяча двумя руками, подача мяча. Электронные ресурсы 1. www.edu.ru 2. www.school.edu.ru 3. https://uchi.ru 1 Игры 1 Игры, тренировки 1 Игры, тренировки