Пояснительная записка Актуальность рабочей программы курса внеурочной деятельности общей физической подготовки определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. В части организации внеурочной деятельности обучающихся предполагается содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Цель программы: создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений Задачи: - совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; - обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности; - формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и физической культуры; - формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля над деятельностью этих систем; - формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности. - развитие дыхательной, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата; - развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости. - укрепление здоровья учащихся посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма. - воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры; воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи; воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости. Программа курса внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» разработана с учетом рабочей программы воспитания. Программа предназначена для обучающихся, имеющих высокую учебную мотивацию к изучению физической культуры, имеющих оптимальный уровень двигательных способностей. Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, подвижные игры. Вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Данная рабочая программа реализуется в этом учебном году в 8-9 классах. На изучение курса «Общей физической подготовки» в 8-9 классах отводится по 34 ч (1ч в неделю). Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Курс внеурочной деятельности по ОФП осваивается на принципах: - реализации желания детей заниматься конкретными видами спорта, - учета специфики спортивных занятий, - комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся, - постепенном усилении физической и мышечной нагрузки, - разнообразной физической деятельности учащихся, - преемственности урочных и внеурочных работ. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания; стремление к самоизменению; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; приобретение опыта успешного межличностного общения; проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, группировки, систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения главного; владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта; самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; 2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; 3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; 4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; 5) формирование умений выполнять нормативы ВФСК ГТО, комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Содержание курса внеурочной деятельности 8 класс Вводное занятие. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности. История развития легкоатлетического спорта. Возникновение легкоатлетических упражнений. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение. Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований. Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения. Тренировка в отдельных видах легкой атлетики. Бег: низкий старт с последующим ускорением, челночный бег “3х10м”, бег с изменением темпа. Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивностью, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 60м, равномерный “5-ти минутный бег”. Метание малого мяча на дальность. Прыжки в длину с места. Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Акробатика. Подвижные игры. Упражнения без предметов и с предметами. Броски большого мяча из-за головы сидя. Прыжки: на месте и в движении, по разметкам, через препятствия. Баскетбол. Техника выполнения игровых действий: ведение, передачи мяча, выполнение штрафных бросков. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Волейбол. Техника выполнения: «нижняя подача». Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. 9 класс Вводное занятие. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности. Гигиена спортсмена и закаливание. Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения. Тренировка в отдельных видах легкой атлетики. Бег: на короткие дистанции, стартовый разбег, с последующим ускорением, челночный бег “10х10” Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Акробатика. Подвижные игры. Упражнения без предметов и с предметами. Баскетбол. Техника выполнения игровых действий: ведение, передачи мяча, способы овладения мячом при «спорном мяче», выполнение штрафных бросков. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Волейбол. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности. Тематическое планирование, 8 класс № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практи ка 1. Физическая культура как область знаний 1 1 - 2. Легкая атлетика 8 - 8 3. Гимнастика с элементами акробатики 9 1 8 4. Спортивные игры. Баскетбол 11 1 10 5. Спортивные игры. Волейбол 5 1 4 34 34 4 30 Всего Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы www.edu.ru www.school.edu. ru https://uchi.ru www.edu.ru www.school.edu. ru https://uchi.ru www.edu.ru www.school.edu. ru https://uchi.ru www.edu.ru www.school.edu. ru https://uchi.ru www.edu.ru www.school.edu. ru https://uchi.ru Поурочное планирование, 8 класс № занятия 1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 Тема занятия Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Введение в курс «Общая физическая подготовка» Бег на короткие дистанции. Стартовый разбег по сигналу и самостоятельно, по прямой. Бег с изменением темпа. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Игра «Пятнашки мячом» Бег по пересечённой местности Челночный бег 3х10м Практические занятия. Строевые упражнения. Кувырки назад, вперед, перекаты в группировке. Упражнения на развитие гибкости Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах Комплекс акробатических упражнений. ОРУ с предметом (г/палка) ИТБ на занятиях. Судейство Ловля и передача мяча на месте. Броски в кольцо с разных точек. Передача мяча в парах на месте. Броски б/мяча Форма проведения Лекция Состязания, тренировки тренировки игры, беседы, тренировки тренировки тренировки беседы, тренировки беседы, тренировки беседы, тренировки игры, тренировки игры, тренировки игры, тренировки 24-25 Ведение мяча с броском по кольцу. 26-28 29 30-32 Тактика игры. Учебная игра 5х5. ИТБ. Правила игры. Судейство. Общефизическая подготовка средствами игры волейбол. Учебная игра. Развитие координационных способностей средствами игры волейбол. Учебная игра. 33-34 Состязания, игры, тренировки игры беседы, тренировки игры, тренировки игры, тренировки Тематическое планирование, 9 класс № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практи ка 1. Физическая культура как область знаний 1 1 - 2. Легкая атлетика 8 - 8 3. Гимнастика с элементами акробатики 6 1 5 4. Спортивные игры. Баскетбол 12 1 11 5. Спортивные игры. Волейбол 7 1 6 34 34 4 30 Всего Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы www.edu.ru www.school.edu. ru https://uchi.ru www.edu.ru www.school.edu. ru https://uchi.ru www.edu.ru www.school.edu. ru https://uchi.ru www.edu.ru www.school.edu. ru https://uchi.ru www.edu.ru www.school.edu. ru https://uchi.ru Поурочное планирование, 9 класс № занятия 1 2-3 4-5 6-7 8-9 Тема занятия Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Введение в курс «Общая физическая подготовка» Легкая атлетика Бег на короткие дистанции. Стартовый разбег по сигналу и самостоятельно, на прямой и на повороте. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Игра «Лапта» Бег по пересеченной местности. Челночный бег 10х10м Форма проведения Лекция Состязания, тренировки тренировки игры, беседы, тренировки тренировки 10-11 12-13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-34 Гимнастика ИТБ, Практические занятия. Строевые упражнения. Кувырки назад, вперед, перекаты. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Комплекс акробатических упражнений Баскетбол ИТБ на занятиях. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски в кольцо с разных точек. Способы овладения мячом при «спорном мяче» Бросок б/мяча Передача мяча в парах, в тройках на месте и в движении. Учебная игра 5х5. Ведение мяча с броском по кольцу. Штрафные броски. Учебная игра. Учебная игра 5х5. Тактика игры. Волейбол Правила игры. История волейбола. Общефизическая подготовка средствами игры в волейбол. Учебная игра. Развитие координационных способностей средствами игры в волейбол. Учебная игра. Используемая литература Библиотека ЦОК, РЭШ беседы, тренировки беседы, тренировки беседы, тренировки игры, тренировки игры, тренировки Состязания, игры, тренировки игры беседы, тренировки игры, тренировки игры, тренировки Беседы, игры, тренировки игры, тренировки игры, тренировки