ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Важность реализации программы обусловлена особенностью проектноисследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Жизнь современного общества устроена таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований — в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по-настоящему стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам проектно-исследовательской деятельности. Программа рассчитана в первую очередь на школьников, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам естественнонаучного цикла. Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности. Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и — в перспективе — во взрослой самостоятельной жизни. Программа поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его область естественных наук, а также приобрести важные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир: - навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату; - навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих научно-технических профессий; - навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей; - навык работы со специализированными компьютерными программами, техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника. Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки. Новизна программы состоит в поэтапном формировании проектноисследовательских компетенций обучающихся. Данная общеразвивающая программа, с одной стороны, помогает обучающимся изучить и освоить теоретические основы проектирования и исследовательской деятельности, с другой стороны, дает возможность приобрести практические навыки исследования окружающей среды и оценки ее экологического состояния, учит находить возможные пути решения и стабилизации природных и городских экосистем. Программа предназначена для работы со школьниками 8 или 9 классов, а также в разновозрастных группах. Программа рассчитана на один год обучения – всего 68 часов, в рамках которых предусмотрены такие формы занятий, как беседа, обсуждение, мозговой штурм, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога, конкурс, итоговая научно-практическая конференция. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю. Цель программы: развитие интеллектуально-творческих способностей и формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся через вовлечение в опытно-экспериментальную деятельность для саморазвития и самореализации. Задачи программы: Образовательные: 1. Формировать проектно-исследовательские компетенции учащихся через вовлечение в опытно-экспериментальную деятельность и мониторинг окружающей среды 2. Научить работать с информационными источниками: научной и справочной литературой, Интернет-источниками. 3. Научить работать с лабораторным оборудованием, приборами для мониторинга среды, методам отбора рабочего материала (образцы, пробы), проведения экспресс-анализов. 4. Научить структуре построения и правилам оформления исследования; культуре публичной защиты. 5. Научить приемам экологического мониторинга и методике опытного дела для проведения самостоятельной исследовательской деятельности. 6. Формировать навыки индивидуальной и коллективной работы в достижении общей цели. Развивающие: 1. Развивать мотивацию обучающихся к исследовательской деятельности. 2. Развивать проектно-исследовательские компетенции обучающихся. 3. Развивать системное экологическое мышление и навыки рационального природопользования как основы экологической культуры личности. 4. Способствовать развитию интеллекта, познавательной активности и творческих способностей учащихся. 5. Создавать творческую атмосферу для саморазвития и раскрытия личностного потенциала каждого учащегося. 6. Развивать навыки в написании и публичной защиты исследовательских работ, умения вести конструктивный диалог, организовать сотрудничество для достижения общих результатов Воспитательные: 1. Способствовать формированию организационно-волевых, поведенческих и духовно-нравственных качеств личности. 2. Воспитывать у школьников стремление к саморазвитию, самообразованию и познанию окружающего мира. 3. Способствовать созданию коллектива, который становится развивающей средой, где каждый – личность, а все вместе – участники творческих проектов: исследовательских, экологических, социальных. 4. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному курсу «Основы проектно-исследовательской деятельности: экологический мониторинг» (далее — программа) составляют следующие документы: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании); • Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“»; • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576); • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28 октября 2015 г. федерального учебнометодического объединения по общему образованию); • Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203); • Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); • Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р); • Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р). Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Результативность образовательной деятельности обучающегося по программе определяется позитивной динамикой роста его учебных результатов и результатов личностного развития. Личностные результаты: - сформированность мотивации к обучению и осознание ценности образования как фактора личностной успешности; - готовность и способность к саморазвитию, самореализации и осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. - сформированность организационно-волевых, поведенческих и духовнонравственных качеств личности значимых в социальных и межличностных отношениях; - сформированность экологической культура соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности. Метапредметные результаты: - способность решать проблемы творческого и поискового характера; - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности способность при определении общей цели и пути ее достижения; - умение работать с информационными источниками, лабораторным оборудованием и инструментами в соответствии с содержанием общеобразовательной программы; - развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Предметные результаты: - освоение специфических умений и навыков в изучении образовательных дисциплин: «Информационная культура», «Статистика», «Экология»; - освоение разнообразных проектно-исследовательских и информационных компетенций; - начальный этап сформированности научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях в области биологии, экологии и природоохранной работы; - сформированность опыта исследовательской деятельности. публичных выступлений по материалам Требования к уровню подготовки обучающихся: Учащийся должен знать/понимать: ▪ влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье; ▪ область применения и назначение инструментов, технических устройств (в том числе компьютеров); ▪ основные источники информации; ▪ виды информации и способы её представления; ▪ правила безопасного поведения в природе, при работе с компьютером. Уметь: ▪ получать необходимую информацию об объекте исследования, используя методы научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение и пр.) ▪ работать в программе PowerPoint ▪ основные понятия, использующиеся при написании проектноисследовательской работы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач; • использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; • соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий. II раздел: Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Основными формами учебного процесса являются: - групповые учебно-практические и теоретические занятия; - работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты); Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы 1. Частично-поисковый. 2. Исследовательский. 3. Проектный. 4.Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение ново го) 5. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия). 6. Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа). Формы подведения итога реализации программы - защита итоговых проектов; - участие в школьных и городских научно-практических конференциях (конкурсах исследовательских работ). Содержание курса Раздел 1. Методология научного творчества (22 ч.) Введение. Значение исследовательской деятельности. Основные понятия, необходимые при выполнении научно-исследовательских работ. Основные виды исследовательских работ. Основные этапы научно-исследовательской работы. Обзор классических методов исследования. Раздел 2. Организация, проведение и оформление результатов исследовательской деятельности (28 ч.) Объект и предмет ученического исследования. Проблематика ученического исследования. Обсуждение тем исследования. Требования к оформлению исследовательских работ и учебных проектов. Методы поиска информации: виды информации. Поисковые системы. Сбор и обработка информации. Методики и инструменты исследования природных объектов. Практические работы: - «Что может быть объектом и предметом исследования?» Тест по определению предпочтения в выборе объекта исследования. - «Выбор темы исследования. Обоснование выбора (актуальность темы). Учимся ставить цели и задач исследования». - Составление индивидуального плана исследования. - Работа над введением к исследовательской работе - «Поиск информации и составление информационного банка по проблеме исследования в основных поисковых системах: Yandex, Googl и др. - Работа над главой 1. Обзор различных источников информации по проблеме исследования. - «Подбор инструментария и методик по теме исследования». Обсуждение выбора. - Работа над главой 2. Описание методик исследования (черновик). Раздел 3. Подготовка и публичная защита исследовательской работы (18 ч.) Требования к тексту публичной защиты. Требования к составлению презентации для защиты исследовательской работы. Требование к составлению автореферата Предзащита исследовательской работы Консультации. Защита работы на школьной НПК. Составление индивидуальных планов исследований на летний период. Практические работы: - «Составление текста публичной защиты» - «Составление презентации исследовательской работы». - «Составление тезисов». Тематическое планирование №п/п Разделы 1 Методология научного творчества 2 Организация, проведение и оформление результатов исследовательской деятельности 3 Подготовка и публичная защита исследовательской работы Итого Кол-во часов 22 28 18 68 Календарно-тематическое планирование курса «Основы проектноисследовательской деятельности» № п/п Неделя/ месяц 1 2/09 2 3/09 3 4 4/09 5/09 5 6 7 8 9 10 1/10 2/10 3/10 4/10 2/11 3/11 11 4/11 12 13 1/12 2/12 14 3/12 15 4/12 16 2/01 17 3/01 18 4/01 Тема 20 Вид занятий Практичес Форма кая работа 2 2 лекция 2 лекция теория Раздел 1 «Методология научного творчества» - 22 часов Введение – 2 час. Основные виды исследований. Основные понятия, необходимые при выполнении научно-исследовательских работ. Актуальные научные проблемы П.р. «Умение видеть проблемы и выдвигать гипотезы» Основные виды исследовательских работ. Доклад. Стендовый доклад. Литературный обзор. Рецензия. Научная статья. Научный отчёт. Реферат. Проект. Основные этапы научно-исследовательской работы. Классические методы исследования Раздел 2. Организация, проведение и оформление результатов исследовательской деятельности 28 ч. Виды экологического мониторинга. П.Р «Что может быть объектом и предметом исследования?» Постановка проблемы. Выбор темы исследования. Обсуждение. П.Р. «Выдвижение гипотезы. Постановка цели и задач исследования» Классические методы исследования. Биоиндикация. Подбор методики исследования. Составление плана индивидуальной исследовательской деятельности. Консультации. Проведение исследования, эксперимента. Сбор рабочего материала. Консультации по их 2 2 лекция практикум 2 2 2 2 2 2 лекция лекция лекция лекция лекция лекция 2 лекция 20 8 2 2 лекция практикум Лекция, консультация практикум 2 2 2 лекция 2 Лекция, консультация Лекция, консультация 2 выполнению 26 4/03 Прогнозирование результатов исследований. Требования к оформлению исследовательских работ и учебных проектов. Методы поиска информации: виды информации. Сбор теоретической информации об объекте и предмете исследования Сбор теоретической информации об объекте и предмете исследования Анализ полученных результатов, соответствие их прогнозам. Составление выводов и рекомендаций по тематике исследований. Раздел 3. Подготовка и публичная защита исследовательской работы 18 часов Требования к тексту публичной защиты 27 1/04 П.р. «Составление текста публичной защиты» 28 2/04 29 3/04 30 4/04 Требования к составлению презентации для защиты исследовательской работы П.р. «Составление презентации исследовательской работы». Требование к составлению тезисов 31 32 1/05 2/05 33 34 3/05 4/05 19 20 1/02 2/02 21 22 3/02 4/02 23 1/03 24 2/03 25 3/03 П.р. «Составление тезисов» Предзащита исследовательской работы Консультации Защита работы на школьной НПК Составление индивидуальных планов исследований на летний период Итого – 68 часов 2 лекция Лекция, консультация лекция практикум 2 практикум 2 2 2 Лекция, консультация Лекция, консультация 2 2 6 12 2 2 2 Лекция, консультация Лекция, консультация Лекция, консультация практикум 2 2 2 Лекция, консультация практикум практикум 2 2 практикум практикум 2 46 22 Список литературы Методическая литература для педагога 1. Боголюбов, А.С. Исследовательский проект «Фенология птиц» Методическое пособие.- [Текст] / А.С. Боголюбов. - М.: Экосистема, 1996. 13 с. 2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. [Текст] /Н.И. Дереклеева. - М.: Вербум-М, 2001. 48 с. 3. Доспехов, Б.А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследований). [Текст] /Б.А. Доспехов. – М.: Агропромиздат, 1985 4. Лузина Е.Н. Дополнительное экологическое образование. Методические рекомендации и разработки. [Текст]/ Е.Н. Лузина. - Екатеринбург, 2001. - 52 с. 5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. [Текст] / Н.Ю. Пахомова 3-е изд., испр. и доп. //- М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. 6. Попова, Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. Методическое пособие. [Текст] / Т.А. Попова - М.: ТЦ Сфера. - 2005. - 64 с. 7. Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. [Текст] / С.В. Тяглова // М.:– Планета, 2010. – 256 с. 8. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. [Текст] / А.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина. - // Исследовательская работа школьников. – 2002. - №1. - с. 24-34. 9. Леонтович, А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки [Текст] / А.В. Леонтович. // Исследовательская работа школьников. – 2006. - №1. с. 79 10. Леонтович, А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы [Текст] /А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. с.102-105. 11. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60. 12. Нинбург, Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. [Текст] / Е. А. Нинбург. – М., Экосистема.- 2006.- 28 с. 13. Прокудин Ю.П. Учебно-исследовательский проект как одна из форм ноосферного образования [Текст] / Ю.П. Прокудин, М.Е. Буковский Державинские чтения.- Тамбов, 2003. 14. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников.- 2004.- №1.- С. 22-32. Учебная литература для учащихся и родителей. 1. Алексеев С.В. Экологический практикум школьника. Справочное пособие. [Текст] /С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В. Гущина/ - Самара, «Учебная литература». 2005. - 80 с. 2. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебнометодическое пособие. [Текст] / Т.Я. Ашихмина/– М.: АГАР, 2000. – 416 с. 3. Гарбер, Л.В. Выбор темы реферата. Методические рекомендации для учащихся. Уральский гос. пединститут. [Текст] / Л.В. Гарбер/- Екатеринбург, 2001. - 11 с. 4. Голубкина, Н.А. Лабораторный практикум по экологии. [Текст] /Н.А. Голубкина, Т.А Лосева/- М.: ФОРУМ : инфра-м, 2014. 64 с. 5. Гусейнов, А.Н. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде: практикум с основами экологического проектирования. [Текст] / А.Н. Гусейнов, В.П. Александрова/- М.: ВАКО, 2015. - 112 с. 6. Кузнецова, Г.С. Методические разработки по ведению научноисследовательской работы на опытных участках юных натуралистов. [Текст] / Г.С. Кузнецова, В.Р. Лаптев/ - Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД "Дворец молодежи", 2007. - 29 с. 7. Лазарева Н.С. Методика сбора гербария. Методическое пособие. [Текст] / Н.С. Лазарева, А.С. Боголюбов./- М.: Экосистема, 1996. 22 с. 8. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. [Текст] / Пасечник В.В. / – М.: Дрофа, 2001. – 59 с.