2.28 8 кл РП КВД Основы проектно-исследовательской деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного
общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений
курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке,
но и за его пределами.
Важность реализации программы обусловлена особенностью проектноисследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира,
является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального
развития человека. Жизнь современного общества устроена таким образом, что любые
более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных
проектов и исследований — в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы
школа по-настоящему стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам
проектно-исследовательской деятельности.
Программа рассчитана в первую очередь на школьников, которые имеют
стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам естественнонаучного
цикла. Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их
индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в
привлекательной для них деятельности.
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и
осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в
приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием
или проектом. Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и — в
перспективе — во взрослой самостоятельной жизни.
Программа поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его
область естественных наук, а также приобрести важные навыки, необходимые для
продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир:
- навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или
практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые
необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы
с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать
продвижение к желаемому результату;
- навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в
удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми
многих научно-технических профессий;
- навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых,
убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;

- навык работы со специализированными компьютерными программами,
техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с
которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет
способствовать и развитию его адекватной самооценки.
Новизна программы состоит в поэтапном формировании проектноисследовательских компетенций обучающихся. Данная общеразвивающая программа,
с одной стороны, помогает обучающимся изучить и освоить теоретические основы
проектирования и исследовательской деятельности, с другой стороны, дает
возможность приобрести практические навыки исследования окружающей среды и
оценки ее экологического состояния, учит находить возможные пути решения и
стабилизации природных и городских экосистем.
Программа предназначена для работы со школьниками 8 или 9 классов, а также
в разновозрастных группах.
Программа рассчитана на один год обучения – всего 68 часов, в рамках которых
предусмотрены такие формы занятий, как беседа, обсуждение, мозговой штурм,
самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога,
конкурс, итоговая научно-практическая конференция. Кроме того, формы занятий
предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников,
предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность.
Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю.
Цель программы: развитие интеллектуально-творческих способностей и
формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся через
вовлечение в опытно-экспериментальную деятельность для саморазвития и
самореализации.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Формировать проектно-исследовательские компетенции учащихся через
вовлечение в опытно-экспериментальную деятельность и мониторинг окружающей
среды
2. Научить работать с информационными источниками: научной и справочной
литературой, Интернет-источниками.
3. Научить работать с лабораторным оборудованием, приборами для
мониторинга среды, методам отбора рабочего материала (образцы, пробы), проведения
экспресс-анализов.
4. Научить структуре построения и правилам оформления исследования;
культуре публичной защиты.
5. Научить приемам экологического мониторинга и методике опытного дела для
проведения самостоятельной исследовательской деятельности.
6. Формировать навыки индивидуальной и коллективной работы в достижении
общей цели.

Развивающие:
1. Развивать мотивацию обучающихся к исследовательской деятельности.
2. Развивать проектно-исследовательские компетенции обучающихся.
3. Развивать системное экологическое мышление и навыки рационального
природопользования как основы экологической культуры личности.
4. Способствовать развитию интеллекта, познавательной активности и
творческих способностей учащихся.
5. Создавать творческую атмосферу для саморазвития и раскрытия личностного
потенциала каждого учащегося.
6. Развивать навыки в написании и публичной защиты исследовательских работ,
умения вести конструктивный диалог, организовать сотрудничество для достижения
общих результатов
Воспитательные:
1. Способствовать формированию организационно-волевых, поведенческих и
духовно-нравственных качеств личности.
2. Воспитывать у школьников стремление к саморазвитию, самообразованию и
познанию окружающего мира.
3. Способствовать созданию коллектива, который становится развивающей
средой, где каждый – личность, а все вместе – участники творческих проектов:
исследовательских, экологических, социальных.
4. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному курсу «Основы
проектно-исследовательской деятельности: экологический мониторинг» (далее —
программа) составляют следующие документы:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании);
• Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской
Федерации“»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции
приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(в редакции протокола № 3/15 от 28 октября 2015 г. федерального учебнометодического объединения по общему образованию);
• Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на
2017—2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203);
• Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

• Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской
Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р);
• Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением
Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результативность образовательной деятельности обучающегося по программе
определяется позитивной динамикой роста его учебных результатов и результатов
личностного развития.
Личностные результаты:
- сформированность мотивации к обучению и осознание ценности образования
как фактора личностной успешности;
- готовность и способность к саморазвитию, самореализации и осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.
- сформированность организационно-волевых, поведенческих и духовнонравственных качеств личности значимых в социальных и межличностных
отношениях;
- сформированность экологической культура соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности.
Метапредметные результаты:
- способность решать проблемы творческого и поискового характера;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности способность при определении общей цели и пути ее достижения;
- умение работать с информационными источниками, лабораторным
оборудованием и инструментами в соответствии с содержанием общеобразовательной
программы;
- развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений
Предметные результаты:
- освоение специфических умений и навыков в изучении образовательных
дисциплин: «Информационная культура», «Статистика», «Экология»;
- освоение разнообразных проектно-исследовательских и информационных
компетенций;
- начальный этап сформированности научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях в области биологии, экологии и природоохранной
работы;

- сформированность опыта
исследовательской деятельности.

публичных

выступлений

по

материалам

Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащийся должен знать/понимать:
▪ влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
▪ область применения и назначение инструментов, технических устройств (в том
числе компьютеров);
▪ основные источники информации;
▪ виды информации и способы её представления;
▪ правила безопасного поведения в природе, при работе с компьютером.
Уметь:
▪ получать необходимую информацию об объекте исследования, используя
методы научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, классификация,
систематизация, описание, сравнение и пр.)
▪ работать в программе PowerPoint
▪ основные понятия, использующиеся при написании проектноисследовательской работы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с
использованием компьютера) для решения различных задач;
• использовать компьютерные программы для решения учебных и практических
задач;
• соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со
средствами информационных и коммуникационных технологий.
II раздел: Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Основными формами учебного процесса являются:
- групповые учебно-практические и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы
1. Частично-поисковый.
2. Исследовательский.
3. Проектный.
4.Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение ново
го)

5. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая
работа, дискуссия).
6. Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).
Формы подведения итога реализации программы
- защита итоговых проектов;
- участие в школьных и городских научно-практических конференциях
(конкурсах исследовательских работ).
Содержание курса
Раздел 1. Методология научного творчества (22 ч.)
Введение. Значение исследовательской деятельности. Основные понятия,
необходимые при выполнении научно-исследовательских работ.
Основные виды исследовательских работ.
Основные этапы научно-исследовательской работы. Обзор классических
методов исследования.
Раздел 2. Организация, проведение и оформление результатов
исследовательской деятельности (28 ч.)
Объект и предмет ученического исследования. Проблематика ученического
исследования. Обсуждение тем исследования. Требования к оформлению
исследовательских работ и учебных проектов. Методы поиска информации: виды
информации. Поисковые системы. Сбор и обработка информации. Методики и
инструменты исследования природных объектов.
Практические работы:
- «Что может быть объектом и предметом исследования?» Тест по определению
предпочтения в выборе объекта исследования.
- «Выбор темы исследования. Обоснование выбора (актуальность темы). Учимся
ставить цели и задач исследования».
- Составление индивидуального плана исследования.
- Работа над введением к исследовательской работе
- «Поиск информации и составление информационного банка по проблеме
исследования в основных поисковых системах: Yandex, Googl и др.
- Работа над главой 1. Обзор различных источников информации по проблеме
исследования.
- «Подбор инструментария и методик по теме исследования». Обсуждение
выбора.
- Работа над главой 2. Описание методик исследования (черновик).
Раздел 3. Подготовка и публичная защита исследовательской работы (18 ч.)
Требования к тексту публичной защиты. Требования к составлению презентации
для защиты исследовательской работы. Требование к составлению автореферата
Предзащита исследовательской работы Консультации. Защита работы на школьной
НПК. Составление индивидуальных планов исследований на летний период.
Практические работы:

- «Составление текста публичной защиты»
- «Составление презентации исследовательской работы».
- «Составление тезисов».
Тематическое планирование
№п/п Разделы
1
Методология научного творчества
2
Организация, проведение и оформление результатов
исследовательской деятельности
3
Подготовка и публичная защита исследовательской
работы
Итого

Кол-во часов
22
28
18
68

Календарно-тематическое планирование курса «Основы проектноисследовательской деятельности»
№ п/п Неделя/
месяц

1

2/09

2

3/09

3
4

4/09
5/09

5
6
7
8
9
10

1/10
2/10
3/10
4/10
2/11
3/11

11

4/11

12
13

1/12
2/12

14

3/12

15

4/12

16

2/01

17

3/01

18

4/01

Тема

20

Вид занятий
Практичес
Форма
кая работа
2

2

лекция

2

лекция

теория
Раздел 1 «Методология научного творчества»
- 22 часов
Введение – 2 час.
Основные виды исследований.
Основные понятия, необходимые при выполнении
научно-исследовательских работ.
Актуальные научные проблемы
П.р. «Умение видеть проблемы и выдвигать
гипотезы»
Основные виды исследовательских работ.
Доклад. Стендовый доклад.
Литературный обзор. Рецензия.
Научная статья. Научный отчёт.
Реферат. Проект.
Основные этапы научно-исследовательской
работы.
Классические методы исследования
Раздел 2. Организация, проведение и
оформление результатов исследовательской
деятельности 28 ч.
Виды экологического мониторинга.
П.Р «Что может быть объектом и предметом
исследования?»
Постановка проблемы. Выбор темы
исследования. Обсуждение.
П.Р. «Выдвижение гипотезы. Постановка цели и
задач исследования»
Классические методы исследования.
Биоиндикация. Подбор методики исследования.
Составление плана индивидуальной
исследовательской деятельности. Консультации.
Проведение исследования, эксперимента. Сбор
рабочего материала. Консультации по их

2
2

лекция
практикум

2
2
2
2
2
2

лекция
лекция
лекция
лекция
лекция
лекция

2

лекция

20

8

2
2

лекция
практикум
Лекция,
консультация
практикум

2

2
2

лекция

2

Лекция,
консультация
Лекция,
консультация

2

выполнению

26

4/03

Прогнозирование результатов исследований.
Требования к оформлению исследовательских
работ и учебных проектов.
Методы поиска информации: виды информации.
Сбор теоретической информации об объекте и
предмете исследования
Сбор теоретической информации об объекте и
предмете исследования
Анализ полученных результатов, соответствие их
прогнозам.
Составление выводов и рекомендаций по
тематике исследований.
Раздел 3. Подготовка и публичная защита
исследовательской работы 18 часов
Требования к тексту публичной защиты

27

1/04

П.р. «Составление текста публичной защиты»

28

2/04

29

3/04

30

4/04

Требования к составлению презентации для
защиты исследовательской работы
П.р. «Составление презентации
исследовательской работы».
Требование к составлению тезисов

31
32

1/05
2/05

33
34

3/05
4/05

19
20

1/02
2/02

21
22

3/02
4/02

23

1/03

24

2/03

25

3/03

П.р. «Составление тезисов»
Предзащита исследовательской работы
Консультации
Защита работы на школьной НПК
Составление индивидуальных планов
исследований на летний период
Итого – 68 часов

2

лекция
Лекция,
консультация
лекция
практикум

2

практикум

2
2
2

Лекция,
консультация
Лекция,
консультация

2
2
6

12

2
2
2

Лекция,
консультация
Лекция,
консультация
Лекция,
консультация
практикум

2

2
2

Лекция,
консультация
практикум
практикум

2
2

практикум
практикум

2

46

22

Список литературы
Методическая литература для педагога
1. Боголюбов, А.С. Исследовательский проект «Фенология птиц»
Методическое пособие.- [Текст] / А.С. Боголюбов. - М.: Экосистема, 1996. 13 с.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. [Текст] /Н.И.
Дереклеева. - М.: Вербум-М, 2001. 48 с.
3. Доспехов, Б.А. Методика полевого опыта (с основами статистической
обработки результатов исследований). [Текст] /Б.А. Доспехов. – М.:
Агропромиздат, 1985
4. Лузина Е.Н. Дополнительное экологическое образование. Методические
рекомендации и разработки. [Текст]/ Е.Н. Лузина. - Екатеринбург, 2001. - 52 с.
5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении:
Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. [Текст] / Н.Ю. Пахомова
3-е изд., испр. и доп. //- М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
6. Попова, Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды.
Методическое пособие. [Текст] / Т.А. Попова - М.: ТЦ Сфера. - 2005. - 64 с.
7. Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по
биологии. [Текст] / С.В. Тяглова // М.:– Планета, 2010. – 256 с.
8. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. [Текст] /
А.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина. - // Исследовательская
работа школьников. – 2002. - №1. - с. 24-34.
9. Леонтович, А.В. Разговор об исследовательской деятельности:
Публицистические статьи и заметки [Текст] / А.В. Леонтович. // Исследовательская
работа школьников. – 2006. - №1. с. 79
10. Леонтович, А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы
[Текст] /А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. с.102-105.
11. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы
исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика
административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
12. Нинбург, Е.А. Технология научного исследования. Методические
рекомендации. [Текст] /
Е. А. Нинбург. – М., Экосистема.- 2006.- 28 с.
13. Прокудин Ю.П. Учебно-исследовательский проект как одна из форм
ноосферного образования [Текст] / Ю.П. Прокудин, М.Е. Буковский Державинские
чтения.- Тамбов, 2003.
14. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в
современном образовании [Текст] / А.И. Савенков // Исследовательская работа
школьников.- 2004.- №1.- С. 22-32.

Учебная литература для учащихся и родителей.
1.
Алексеев С.В. Экологический практикум школьника. Справочное
пособие. [Текст] /С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Э.В. Гущина/ - Самара, «Учебная
литература». 2005. - 80 с.
2.
Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебнометодическое пособие. [Текст] / Т.Я. Ашихмина/– М.: АГАР, 2000. – 416 с.
3.
Гарбер, Л.В. Выбор темы реферата. Методические рекомендации для
учащихся. Уральский гос. пединститут. [Текст] / Л.В. Гарбер/- Екатеринбург, 2001.
- 11 с.
4. Голубкина, Н.А. Лабораторный практикум по экологии. [Текст] /Н.А.
Голубкина, Т.А Лосева/- М.: ФОРУМ : инфра-м, 2014. 64 с.
5. Гусейнов, А.Н. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде:
практикум с основами экологического проектирования. [Текст] / А.Н. Гусейнов,
В.П. Александрова/- М.: ВАКО, 2015. - 112 с.
6. Кузнецова, Г.С. Методические разработки по ведению научноисследовательской работы на опытных участках юных натуралистов. [Текст] / Г.С.
Кузнецова, В.Р. Лаптев/ - Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД "Дворец молодежи", 2007.
- 29 с.
7. Лазарева Н.С. Методика сбора гербария. Методическое пособие. [Текст] /
Н.С. Лазарева, А.С. Боголюбов./- М.: Экосистема, 1996. 22 с.
8. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. [Текст] / Пасечник В.В. / –
М.: Дрофа, 2001. – 59 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».