2 Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа: Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС». В рамках реализации ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ п. Цементный в части организации внеурочной деятельности обучающихся предполагается углубление и расширение их знаний по географии через комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. Данная рабочая программа реализуется в этом учебном году в 9 классе. Программа предназначена для обучающихся, имеющих высокую учебную мотивацию к изучению географии. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проблемные вопросы географии» для обучающихся 9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ п. Цементный. Цель изучения курса: развитие географического мышления школьников и формирование у них целостного представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимодействии, о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: -сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства отдельных материков, стран, нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства; - сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе; - научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей; - развивать картографическую грамотность школьников; 3 - сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны. Курс внеурочной деятельности «Проблемные вопросы географии» в 9-х классах рассчитан на 34 занятия, проводимых один раз в неделю на базе кабинета географии МАОУ СОШ п. Цементный с использованием учебного оборудования, компьютерной техники и дополнительных средств, материалов и приборов, в том числе изготавливаемых обучающимися. Курс позволит обучающимся повторить весь учебный материал и сформировать навыки выполнения заданий, аналогичных контрольно-измерительным материалам на итоговой аттестации. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности в 9-х классах «Проблемные вопросы географии» Личностные результаты У выпускника будут сформированы - основы российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; - основы осознания своей этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, культурного наследия народов России и человечества; -гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; - чувство ответственности и долга перед Родиной; - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию; -целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; Выпускник получит возможность для формирования социальной компетентности в реализации основ гражданской идентичности, выраженной в практической деятельности, поступках; - устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к учению; компетенции к обновлению знаний в различных видах деятельности; готовности к самообразованию и самовоспитанию; - адекватной позитивной самооценки; - способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций участников отношений; - устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного 4 - основы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; - основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; - основы эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. понимания и сопереживания чувствам других людей, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия; - ценностных ориентаций, соответствующих современному уровню экологической культуры; - опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; - готовности к принятию и освоению семейных традиций, принятых в обществе. Метапредметные результаты Универсальн ые учебные действия Регулятивн ые УУД Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться - самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности; - развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; - определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать из них наиболее эффективный; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. 5 Познаватель ные УУД с изменяющейся ситуацией; - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы; - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; - объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); - выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные или наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - создавать абстрактный или реальный образ предмета, явления; - строить модель/схему на основе условий задачи или способа ее решения; - определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - проводить причинный и вероятностный ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; - делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; использовать компьютерное моделирование в проектноисследовательской деятельности; 6 Коммуникат ивные УУД анализ экологических ситуаций; - прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - определять возможные роли в совместной деятельности; - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии, уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач. учитывать разные интересы и обосновывать собственную позицию; -разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников отношений; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии и аргументировать свою позицию, опираясь на владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Предметные результаты Выпускник научится: - выбирать источники географической информации адекватные решаемым задачам; - ориентироваться в источниках географической информации, находить и извлекать необходимую информацию; - определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; - выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; - представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач; 7 - различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; - оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; - различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран; - устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям; - оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; - использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; - оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. Выпускник получит возможность научиться: - работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; - использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; - воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; - сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; - оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы; - обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России. Содержание курса: 8 Раздел 1. Источники географической информации (4ч) Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Раздел 2. Природа земли и человек (10ч) Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Гидросфера. Её состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных. Особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно – хозяйственные. Раздел 3. Материки, океаны, народы и страны (6ч) Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы. Раздел 4. Природопользование и геоэкология (4ч) Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. Раздел 5. География России (10ч) Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно – территориальное устройство России. Природа России. Особенности геологического строения т распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и 9 хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно – хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородию почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно – ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта. Природно – хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо – Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Россия в современном мире. Тематическое планирование Тематические блоки, Основное содержание темы Основные обучающихся Источники географической информации (4ч) Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой. Определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте. и Земля как планета. Земная кора и литосфера. Полезные ископаемые. Минеральные ресурсы. Гидросфера. Мировой океан. Поверхностные и подземные воды суши. Водные Ориентироваться по физической, экономической и политической картам. Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Формирование устойчивых установок социально – ответственного поведения в географической сфере – среде обитания Природа Земли человек (10ч) виды деятельности 10 ресурсы Земли. всего живого, в том числе и человека Биосфера. Почва. Географическая оболочка Земли. Территориальные комплексы. Материки, океаны, Современный облик народы и страны (6ч) планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Население Земли. Материки и страны. Основные черты природы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы. Ориентироваться по физической карте. Анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных. Характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков. Осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся. Знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира. Природопользование и геоэкология (4ч) Ориентироваться по физической, экономической и политической картам. Анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных. Характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков. Осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся. Знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира. География (10ч) Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления. России Особенности географического положения России. Территория и границы. Часовые пояса. Ориентироваться по физической, экономической и политической картам. Решать задачи на определение поясного времени. Оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира 11 Административно – территориальное устройство России. Природа России. Особенности геологического строения и крупные формы рельефа. Климат и климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Внутренние воды и водные ресурсы. Моря России. Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир России. Население России. Хозяйство России. География отраслей промышленности и сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта. Природно – хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов. Россия в современном мире. по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов. Расширять кругозор в области географии. Анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал. Делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных. Овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Календарно-тематическое планирование №п/п Тема занятия Форма работы 1 Вводное занятие. Особенности ОГЭ по географии. Групповая. Выполнение Источники географической информации: глобус, заданий из сборника географическая карта. КИМов. 2 План местности, основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы Индивидуальная. Ориентирование по плану и 12 картографического изображения). построению профилей карте 3 Работа по местности. рельефа Индивидуальная. Построение профиля рельефа местности по топографической карте 4 Географические координаты. 5 Земная кора и литосфера. Состав, строение и Групповая. Работа с картой. развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. 6 Движение литосферных плит. 7 Полезные ископаемые, зависимость их Групповая. Работа с картой. размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. 8 Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан Групповая. Работа с картой. и его части, Взаимодействие с атмосферой и сушей. 9 Поверхностные и подземные воды суши. Ледники Групповая. Работа с картой. и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. 10 Атмосфера. Состав, строение. Циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Климаты Земли. Индивидуальная. Определение типов климата по климатическим диаграммам 11 Распределение солнечного света и тепла на Земле. Групповая. Определение средней температуры при подъёме и спуске. Решение задач на определение атмосферного давления. Определение типов климата по климатическим диаграммам 12 Природные зоны Земли. Индивидуальная. Работа с картой. Индивидуальная. Решение задач на определение географических координат Индивидуальная. Выполнение заданий из сборника КИМов. 13 13 Основные типы природопользования. Групповая. Работа с доп литературой. 14 Человек и природа. Индивидуальная. Тестирование. 15 Имена на карте мира. географические исследования, путешествия. 16 Основные черты природы Африки. Население материка. Природные ресурсы и их использование. Многообразие стран, их основные типы. Индивидуальная. Описание страны по плану. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов 17 Основные черты природы Австралии. Население материка. Природные ресурсы и их использование. Многообразие стран, их основные типы. Индивидуальная. Описание страны по плану. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов 18 Основные черты природы Северной Америки. Население материка. Природные ресурсы и их использование. Многообразие стран, их основные типы. Индивидуальная. Описание страны по плану. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов 19 Основные черты природы Южной Америки. Население материка. Природные ресурсы и их использование. Многообразие стран, их основные типы. Индивидуальная. Описание страны по плану. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов 20 Основные черты природы Евразии. Население материка. Природные ресурсы и их использование. Многообразие стран, их основные типы. Индивидуальная. Описание страны по плану. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов 21 Изменение природы под влиянием хозяйственной Групповая. Работа с деятельности человека. тематическими картами. 22 Заповедные территории планеты. Выдающиеся Групповая. Работа с открытия и энциклопедической литературой. Индивидуальная. Работа с картой. 14 23 Стихийные природные явления. Групповая. Работа с доп литературой. 24 Особенности географического положения России. Групповая. Работа с картами Территория и границы. атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов 25 Административно – территориальное устройство Групповая. Работа с картами России. атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов 26 Особенности геологического строения и крупные Групповая. Определение формы рельефа. причинно – следственных связей между объектами. 27 Климат и климатические пояса. Групповая. Определение причинно – следственных связей между объектами. 28 Население России. Групповая. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков 29 География отраслей промышленности и сельского Групповая. Решение задач хозяйства на определение доли отрасли в хозяйстве региона 30 Моря России Индивидуальная. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов 31 География важнейших видов транспорта. Индивидуальная. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов 32 Природно – хозяйственное районирование России Групповая. Решение задач по определению субъектов по краткому описанию 33 Географические особенности отдельных районов Групповая. Решение задач по определению субъектов 15 34 и регионов. по краткому описанию Россия в современном мире. Фронтальная.