Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ п. Цементный. В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость и важность привести современное школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий. Главным становится функциональная грамотность, так как это "способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний". Одним из ее видов является математическая грамотность. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Математика является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами! Эта точная наука крайне важна не только для человечества в целом, но для интеллектуального совершенствование конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные умственные качества. Она организует наше мышление и дает опыт применения самых разных умственных приемов: от парадоксальных утверждений до моделирования. Математический язык способствует формированию устойчивой связи между словесным, изобразительным и знаковым способом передачи информации. Умение считывать информацию, поданную разными способами, приобретает особое значение в эпоху информатизации, и роль математического образования в развитии способности оперировать любой системой представления информации становиться ключевой. Цель курса: формирование математической грамотности, обеспечивающей способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Задачи курса: -распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики; -выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с помощью применения математики; -формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию в контексте поставленной проблемы; -развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем личностного, общественного, профессионального и научного характера. Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ. Рабочая программа курса Развитие функциональной грамотности обучающихся: модуль «Математическая грамотность» разработана для обучающихся 9 классов. На изучение курса выделяется 1 ч в неделю, всего 34 часа Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: ✓ развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; ✓ формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; ✓ воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; ✓ формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; ✓ развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; ✓ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; ✓ готовности к самообразованию и самовоспитанию; ✓ компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; ✓ устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметными результатами является формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: ✓ самостоятельно контролировать своѐ время и планировать управление им; ✓ адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; ✓ выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров; ✓ осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия; ✓ оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия; ✓ определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; ✓ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; ✓ планировать пути достижения целей; ✓ устанавливать целевые приоритеты; ✓ принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; ✓ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; ✓ предполагать развитие будущих событий и развития процесса. Коммуникативные УУД: ✓ оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; ✓ осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра; ✓ в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ✓ осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать; ✓ работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; ✓ основам коммуникативной рефлексии; ✓ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; ✓ отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи; ✓ вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; ✓ следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; ✓ устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; ✓ в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные УУД: ✓ выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации); ✓ проводить доказательные рассуждения; ✓ самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера; ✓ синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; ✓ использование приѐмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для решения задач; ✓ умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; ✓ владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения; ✓ выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий; ✓ анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков; ✓ выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; ✓ осуществлять подведение под понятие, выведение следствий; ✓ устанавливать причинно-следственные связи; ✓ проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; ✓ комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них; ✓ исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; ✓ самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности. Предметные результаты: ✓ развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; ✓ сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру; ✓ овладеть символическим языком алгебры, выработать формальнооперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач; ✓ изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей; ✓ развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами; ✓ получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; ✓ развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; ✓ сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений. Обучающийся получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: осмысливать, обобщать и использовать информацию, полученную ими на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций, и смогут использовать свои знания в нетипичных контекстах; связывать и использовать информацию из разных источников, представленную в различной форме, свободно преобразовывать и переходить от одной формы к другой, применять интуицию и понимание наряду с владением математическими символами, операциями и зависимостями для разработки новых подходов и стратегий к разрешению новых проблемных ситуаций. размышлять над своими действиями, формулировать и точно и ясно комментировать свои действия и размышления относительно своих находок, интерпретации и аргументов, объяснять, почему они были использованы в данной ситуации. распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в чётко определённых ситуациях. Содержание. Математика в повседневной жизни (10 часов) Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др. 1. Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 часов) Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи. 2. Математика и общество (6 часов) Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др. 3. Задачи на чертежах (6 часов) Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт. 4. 5. Математика и профессии (6 часов) Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение темы (всего 34 часа, один час в неделю). Тема занятия Всего часов Теория Практика 1 Математика в повседневной жизни 10 1 9 2 Геометрические задачи в заданиях ОГЭ 6 2 4 3 Математика и общество 6 1 5 4 Задачи на чертежах 6 1 5 5 Математика и профессии 6 1 5 Формы проведения занятий. Виды деятельности, применяемые при изучении курса: -игровая деятельность -познавательная деятельность -проблемно-ценностное общение -художественное творчество. Формы проведения занятий: -практические занятия; -лекции; -самостоятельная работа (презентации проектов, проверочные работы, тесты),(индивидуальная, парная и групповая). Календарно-тематическое планирование 1 Тема занятия Формы организации и виды деятельности ЦОР Площадь. Проценты Обзорная лекция, практикум https://www.time4math.ru/oge 2 Участок Практикум по решению задач https://www.time4math.ru/oge 3 Практическая работа по теме «Участок» Практикум по решению задач https://www.time4math.ru/oge 4 Задача про «Шины» Обзорная лекция, практикум https://www.time4math.ru/oge 5 Практическая работа по теме «Шины» Практикум по решению задач https://www.time4math.ru/oge 6 Покупки Практикум по решению задач http://www. 1september. ru 7 Решение задач на покупки Обзорная лекция, практикум http://www. 1september. ru 8 Карманные расходы Практикум по решению задач http://www. 1september. ru 9 9 Практическая работа по теме «Покупки. Карманные расходы» Практикум по решению задач http://www. 1september. ru 10 Проектная работа по теме «Математика в повседневной жизни» Презентация 11 Геометрические фигуры. Треугольники. Обзорная лекция, практикум по решению задач https://www.time4math.ru/oge 12 Геометрические фигуры. Четырехугольники. Обзорная лекция, практикум по решению задач https://math-ege.sdamgia.ru/ 13 Верные утверждения и неверные Практикум по решению задач https://math-ege.sdamgia.ru/ 14 Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде Обзорная лекция, практикум https://math-ege.sdamgia.ru/ 15 Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде Практикум по решению задач https://math-ege.sdamgia.ru/ 16 Проверочная работа по теме «Геометрические задачи в Практикум по решению задач https://math-ege.sdamgia.ru/ заданиях ОГЭ» 17 Права человека . Обзорная лекция, практикум http://www. 1september. Ru 18 Практическая работа по теме «Права человека» Практикум по решению задач https://www.time4math.ru/oge 19 Охрана окружающей среды Практикум по решению задач https://infou rok.ru/bibli oteka 20 Межкультурная коммуникация Обзорная лекция, практикум http://www. openclass.ru / 21 Проектная работа по теме «Математика и общество» Презентация 22 Проверочная работа по теме «Математика и общество» Практикум по решению задач https://www.time4math.ru/oge 23 Задачи на готовых чертежах. Обзорная лекция, практикум http://karma nform.ucoz. ru. 24 Упражнения, направленные на формирование умения читать чертеж Практикум по решению задач http://schoo lcollection.e du.ru 25 Задания, направленные на перевод информации одного вида в другой Практикум по решению задач http://schoo lcollection.e du.ru 26 Геометрия на клетчатой бумаге Практикум по решению задач http://fcior.e du.ru 27 Геометрия на клетчатой бумаге Практикум по решению задач https://uchi. ru 28 Проверочная работа по теме «Задачи на чертежах» тест 29 Математика в профессиональной деятельности Обзорная лекция, практикум по решению задач 30 Математика в профессиональной деятельности моих родителей Практикум по решению задач 31 Математические задачи в профессиях Практикум по решению задач https://infou rok.ru/bibli oteka 32 Проектная работа по теме «Математика и профессии» Практикум по решению задач http://www. openclass.ru / http://www. 1september. ru 33 Промежуточная аттестация в форме творческой работы 34 Защита проектов