2.31 9 кл РП КВД Развитие функциональной грамотности обучающихся модуль математическая грамотность

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности
разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», образовательной программой основного
общего образования МАОУ СОШ п. Цементный.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена
необходимость и важность привести современное школьное образование в
соответствие с потребностями времени, современного общества, которое
отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей,
широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий. Главным
становится функциональная грамотность, так как это "способность человека
решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и
деятельности на основе прикладных знаний". Одним из ее видов является
математическая грамотность.
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня
математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету,
выявление и развитие математических способностей, выбор профиля
дальнейшего обучения. Математика является одним из самых важных
достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание
природы были бы немыслимыми вещами! Эта точная наука крайне важна не
только для человечества в целом, но для интеллектуального совершенствование
конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные умственные
качества. Она организует наше мышление и дает опыт применения самых
разных умственных приемов: от парадоксальных утверждений до
моделирования. Математический язык способствует формированию устойчивой
связи между словесным, изобразительным и знаковым способом передачи
информации. Умение считывать информацию, поданную разными способами,
приобретает особое значение в эпоху информатизации, и роль математического
образования в развитии способности оперировать любой системой
представления информации становиться ключевой.
Цель курса: формирование математической грамотности, обеспечивающей
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах.
Задачи курса:
-распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей
действительности с помощью математического аппарата школьного курса
математики;
-выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с
помощью применения математики;

-формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию в
контексте поставленной проблемы;
-развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий
социальный контекст для постановки и решения различных проблем
личностного, общественного, профессионального и научного характера.
Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения,
позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий,
подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ.
Рабочая программа курса Развитие функциональной грамотности
обучающихся: модуль «Математическая грамотность» разработана для
обучающихся 9 классов. На изучение курса выделяется 1 ч в неделю, всего 34
часа
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» направлен на
формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
✓ развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности к умственному эксперименту;
✓ формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности,
способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из
обыденного опыта;
✓ воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения;
✓ формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
✓ развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей;
✓ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к
учению; 
✓ готовности к самообразованию и самовоспитанию;
✓ компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
✓ устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
Метапредметными результатами является формирование регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:

✓ самостоятельно контролировать своѐ время и планировать управление
им;
✓ адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
✓ выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе
переговоров;
✓ осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу
действия;
✓ оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия;
✓ определять цели, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
✓ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале;
✓ планировать пути достижения целей;
✓ устанавливать целевые приоритеты;
✓ принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
✓ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
✓ предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные УУД:
✓ оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение
цели в совместной деятельности;
✓ осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнѐра;
✓ в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
✓ осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь
убеждать;
✓ работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной
кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
✓ основам коммуникативной рефлексии;
✓ использовать адекватные языковые средства для отображения своих
чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

✓ отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи;
✓ вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию,
владеть монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка;
✓ следовать морально-этическим и психологическим принципам
общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к
партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного
восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в
частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
✓ устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен
знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений;
✓ в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и
позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для
достижения этих целей.
Познавательные УУД:
✓ выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные
вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);
✓ проводить доказательные рассуждения;
✓ самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и
поискового характера;
✓ синтез как основа составления целого из частей, в том числе с
восполнением недостающих компонентов;
✓ использование
приѐмов
конкретизации,
абстрагирования,
варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для
решения задач;
✓ умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой
информации;
✓ владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение
информации в соответствии с целью чтения;
✓ выбирать наиболее эффективные способы решения задач в
зависимости от условий;
✓ анализировать объект с выделением существенных и несущественных
признаков;

✓ выбирать основания и критерии для сравнения, классификации
объектов;
✓ осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
✓ устанавливать причинно-следственные связи;
✓ проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с
восполнением недостающих компонентов;
✓ комбинировать известные алгоритмы решения математических задач,
не предполагающих стандартное применение одного из них;
✓ исследование практических ситуаций, выдвижение предложений,
понимание необходимости их проверки на практике;
✓ самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя
исследовательские и проектные действия, создание продукта
исследовательской и проектной деятельности.
Предметные результаты:
✓ развить представление о числе и роли вычислений в человеческой
практике;
✓ сформировать практические навыки выполнения устных, письменных,
инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
✓ овладеть символическим языком алгебры, выработать формальнооперативные алгебраические умения и научиться применять их к
решению математических и нематематических задач;
✓ изучить свойства и графики элементарных функций, научиться
использовать
функционально-графические
представления
для
описания и анализа реальных зависимостей;
✓ развить пространственные представления и изобразительные умения,
освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с
простейшими пространственными телами и их свойствами;
✓ получить представления о статистических закономерностях в
реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях
выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
✓ развить логическое мышление и речь – умения логически
обосновывать суждения, проводить несложные систематизации,
приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки
математики
(словесный,
символический,
графический)
для
иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
✓ сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
Обучающийся получит возможность использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни: осмысливать,

обобщать и использовать информацию, полученную ими на основе исследования
и моделирования сложных проблемных ситуаций, и смогут использовать свои
знания в нетипичных контекстах; связывать и использовать информацию из
разных источников, представленную в различной форме, свободно
преобразовывать и переходить от одной формы к другой, применять интуицию и
понимание наряду с владением математическими символами, операциями и
зависимостями для разработки новых подходов и стратегий к разрешению новых
проблемных ситуаций. размышлять над своими действиями, формулировать и
точно и ясно комментировать свои действия и размышления относительно своих
находок, интерпретации и аргументов, объяснять, почему они были
использованы в данной ситуации. распознать нужную информацию и выполнить
стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в чётко
определённых ситуациях.
Содержание.
Математика в повседневной жизни (10 часов)
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в
устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок,
выборе товаров и услуг, организации отдыха и др.
1.

Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 часов)
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков,
карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке;
работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение
чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных
задачи.
2.

Математика и общество (6 часов)
Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей
гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни,
в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к
природе и др.
3.

Задачи на чертежах (6 часов)
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в
другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков,
рисунков, карт.
4.

5.

Математика и профессии (6 часов) Математика и профессии. Применение

математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к
осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и
профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей
математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
изучение темы (всего 34 часа, один час в неделю).
Тема занятия

Всего
часов

Теория

Практика

1

Математика в повседневной жизни

10

1

9

2

Геометрические задачи в заданиях ОГЭ

6

2

4

3

Математика и общество

6

1

5

4

Задачи на чертежах

6

1

5

5

Математика и профессии

6

1

5

Формы проведения занятий.
Виды деятельности, применяемые при изучении курса:
-игровая деятельность
-познавательная деятельность
-проблемно-ценностное общение
-художественное творчество.
Формы проведения занятий:
-практические занятия;
-лекции;
-самостоятельная работа (презентации проектов, проверочные работы,
тесты),(индивидуальная, парная и групповая).
Календарно-тематическое планирование

1

Тема занятия

Формы
организации и
виды
деятельности

ЦОР

Площадь. Проценты

Обзорная лекция,
практикум

https://www.time4math.ru/oge

2

Участок

Практикум по
решению задач

https://www.time4math.ru/oge

3

Практическая работа по теме
«Участок»

Практикум по
решению задач

https://www.time4math.ru/oge

4

Задача про «Шины»

Обзорная лекция,
практикум

https://www.time4math.ru/oge

5

Практическая работа по теме
«Шины»

Практикум по
решению задач

https://www.time4math.ru/oge

6

Покупки

Практикум по
решению задач

http://www. 1september. ru

7

Решение задач на покупки

Обзорная лекция,
практикум

http://www. 1september. ru

8

Карманные расходы

Практикум по
решению задач

http://www. 1september. ru

9

9 Практическая работа по теме
«Покупки. Карманные расходы»

Практикум по
решению задач

http://www. 1september. ru

10

Проектная работа по теме
«Математика в повседневной
жизни»

Презентация

11

Геометрические фигуры.
Треугольники.

Обзорная лекция,
практикум по
решению задач

https://www.time4math.ru/oge

12

Геометрические фигуры.
Четырехугольники.

Обзорная лекция,
практикум по
решению задач

https://math-ege.sdamgia.ru/

13

Верные утверждения и неверные

Практикум по
решению задач

https://math-ege.sdamgia.ru/

14

Работа с текстовой информацией:
анализ, интерпретация,
представление в графическом и
символьном виде

Обзорная лекция,
практикум

https://math-ege.sdamgia.ru/

15

Работа с текстовой информацией:
анализ, интерпретация,
представление в графическом и
символьном виде

Практикум по
решению задач

https://math-ege.sdamgia.ru/

16

Проверочная работа по теме
«Геометрические задачи в

Практикум по
решению задач

https://math-ege.sdamgia.ru/

заданиях ОГЭ»

17

Права человека .

Обзорная лекция,
практикум

http://www. 1september. Ru

18

Практическая работа по теме
«Права человека»

Практикум по
решению задач

https://www.time4math.ru/oge

19

Охрана окружающей среды

Практикум по
решению задач

https://infou rok.ru/bibli oteka

20

Межкультурная коммуникация

Обзорная лекция,
практикум

http://www. openclass.ru /

21

Проектная работа по теме
«Математика и общество»

Презентация

22

Проверочная работа по теме
«Математика и общество»

Практикум по
решению задач

https://www.time4math.ru/oge

23

Задачи на готовых чертежах.

Обзорная лекция,
практикум

http://karma nform.ucoz. ru.

24

Упражнения, направленные на
формирование умения читать
чертеж

Практикум по
решению задач

http://schoo lcollection.e du.ru

25

Задания, направленные на перевод
информации одного вида в другой

Практикум по
решению задач

http://schoo lcollection.e du.ru

26

Геометрия на клетчатой бумаге

Практикум по
решению задач

http://fcior.e du.ru

27

Геометрия на клетчатой бумаге

Практикум по
решению задач

https://uchi. ru

28

Проверочная работа по теме
«Задачи на чертежах»

тест

29

Математика в профессиональной
деятельности

Обзорная лекция,
практикум по
решению задач

30

Математика в профессиональной
деятельности моих родителей

Практикум по
решению задач

31

Математические задачи в
профессиях

Практикум по
решению задач

https://infou rok.ru/bibli oteka

32

Проектная работа по теме
«Математика и профессии»

Практикум по
решению задач

http://www. openclass.ru /

http://www. 1september. ru

33

Промежуточная аттестация в
форме творческой работы

34

Защита проектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».