3.25 РП КВД 11 кл Родная литература

2

Пояснительная записка
к рабочей программе курса внеурочной деятельности в 11 классе «Родная литература»
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного
курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом.
В соответствии с этим в курсе родной (русской) литературы актуализируются
следующие цели:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русской родной
литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русской литературы;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русской
литературе, а через нее - к родной культуре;
- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родной русской
литературы;
- воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
- овладение культурой межнационального общения;
-совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по родной русской литературе, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований к
предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в
федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.
Содержание курса «Родная (русская) литература» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родной русской литературы как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней.
В содержании курса «Родная (русская) литература» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение к многообразным связям русской литературы с цивилизацией
и культурой, государством и обществом.
Программа отражает социокультурный контекст существования русской родной
литературы, в частности, те аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.
Основные содержательные линии программы курса «Родная (русская) литература». Как
курс, имеющий частный характер, школьный курс русской родной литературы опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей
программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса

3

литературы в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно
практико-ориентированный характер.
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из
произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую
историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных
произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития
и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
На изучение курса отводится:
11 класс – 34 часа

1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности в 11 классе «Родная
литература (русская)»
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы
-формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к
своему народу, чувство ответственности перед Родиной, -гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от
рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод
других лиц,
-готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели
и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,

4

духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
– бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности.
Метапредметные результаты курса внеурочной деятельности в 11 классе «Родная
литература (русская)»
Универсальные
учебные действия
Регулятивные УУД

Выпускник научится
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

5

Познавательные
УУД

Коммуникативные
УУД

поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям
в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
-работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии,
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять
общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием или неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога;

6

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности;
-владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
-использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
-использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
-использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
Предметные результаты курса внеурочной деятельности в 11 классе «Родная
литература (русская)»
Пункт
ФГОС
ООО

Требования к предметным результатам
освоения ООП ООО
на основе требований ФГОС СОО

Планируемые
предмета

результаты

освоения

учебного

7

11.1

1) осознание значимости чтения и
изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание литературы как одной из
основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
3) обеспечение культурной
самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка на основе
изучения выдающихся произведений
российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного
читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и
интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать
свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать
литературные художественные
произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового
и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных
отличий литературного
художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений
родной
литературы
(русской),
приводя
примеры
двух
или
более
текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;
– понимать значимость чтения на родном
языке (русском) и изучения родной литературы
(русской) для своего дальнейшего развития;
осознавать потребность в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека
и общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как
одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
–
обеспечению
культурной
самоидентификации,
осознанию
коммуникативно-эстетических возможностей
родного языка (русского) на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего
народа;
–
навыкам
понимания
литературных
художественных произведений, отражающих
разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и
анализировать свой читательский опыт, а
именно: обосновывать выбор художественного
произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и
его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
-использовать для раскрытия тезисов своего
высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер
и требующие анализа;
-давать объективное изложение текста:
характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге
раскрывая сложность художественного мира
произведения;
-анализировать жанрово-родовой выбор
автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития,

8

способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
-определять контекстуальное значение слов и
фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки
зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
-анализировать авторский выбор определенных
композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и
взаимосвязь определенных частей текста
способствует формированию его общей
структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор
определенного зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
-анализировать случаи, когда для осмысления
точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от
того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола
и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную
деятельность: давать развернутые ответы на
вопросы об изучаемом на уроке произведении
или создавать небольшие рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие
художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере
литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий
к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное

9

произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития
и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное
произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания
(философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций
эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или
театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций
к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.

2. Содержание курса внеурочной деятельности в 11 классе
«Родная литература (русская)»
•Личность

(человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой,
индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь;
судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
•Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения;
мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность;
поколения, традиции, культура повседневности).
•Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и
государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы
большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология).
•Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы;
проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
•Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории;
вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях
абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной
культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся
эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их
общественной и культурно-исторической значимости.
Тематическое планирование
Проблемно-тематический блок «Личность»:
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности
саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека перед
неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.

10

Бондарев Юрий. Сборник «Мгновения». Рассказ «Взгляд». Проблема нравственного выбора (Можно
ли ради удовольствия посмеяться издеваться над человеком, унижая его в глазах других?)
Солоухин Владимир «Под одной крышей». Рассказ учит разрешать конфликтные ситуации мирным
путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя их своими ответными действиями к
дальнейшему развитию скандала.
Толстая Татьяна «Легкие миры». Каковы истинные жизненные ценности? Какой след оставляют
милосердные люди?
Улицкая Людмила «Народ избранный». Рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас.
Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми,
любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже
самому счастливому человеку дано познать; одиночество,болезни, страдания и смерть.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и
история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки, как символ далекой
родины.
Алексин Анатолий «Домашний совет». Повесть о подлости-незаметной, исподволь, которую могут
сделать близкие тебе люди. И о цельности характера, умении вовремя сказать "нет", сбросить балласт,
настоять на своем. И о том, что нельзя постоянно делать вид что все люди равны, даже если они
братья.
Бакланов Григорий «Непорочное зачатие». Чем может быть оправдана жизнь человека? Наверное,
прежде всего, способностью к состраданию, умением принимать страдания, добротой и любовью по
отношению к другим людям, пониманием их потребностей, чувством долга. Бакланов увидел
страшную опасность, скрывающуюся в саморазложении семьи. Его рассказ заставляет задумываться
над тем, как сохранить и преумножить человеческое в человеке.
Екимов Борис «Еще не лето». Только великодушный и отзывчивый человек в состоянии понять
другого, однако равнодушное отношение к тем, кто нуждается во внимании к себе, недопустимо.
Куприн Александр «Святая ложь». Мать очень тонко чувствует ложь, материнское сердце нельзя
обмануть. Однако ради своего сына мать готова принять ложь, погрузиться в этот самообман.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира
членов радикальных молодежных движений,
система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
Грин Александр «По закону». Александр Грин поднимает проблему милосердия по отношению к
преступникам. Герой рассказа считает, что обидчика можно простить, ведь раненый уже
выздоравливал. Автор описывает состояние героя, услышавшего отказ выздоравливающего матроса:
"Мне казалось, что у меня что-то отняли". Позиция автора в данном тексте выражается через
восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая
моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М.
Рубцова.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность для
человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.

11

Астафьев Виктор «Худого слова и растение боится».Природа «не слепок, не бездушный лик»: «есть
душа растений»; нетрудно понять язык природы, нужно только захотеть, и она в благодарность
принесёт радость, счастье, одарит своей красотой и щедрыми плодами.
Крупин В.Н. «Сбрось мешок». Проблема человека и природа. Как влияет на человека красота природы,
умение созерцать? Важно научить ребёнка видеть и понимать красоту природы, и тогда она обогатит
его духовно. Секрет постижения красоты заключается в том, чтобы учиться созерцать природу,
находить время любоваться ею. Родители, владеющие этим секретом, обязательно передают его своим
детям.
Носов Евгений «Шопен, соната номер два». Тема святости памяти, невозможности поступиться ею.
Рассказ-реквием, в котором соотносятся события прошлого и настоящего. Музыка в жизни людей.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». (по выбору) Раскрытие в
дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в
мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах.
Грин Александр «Победитель». Тема искусства. Надежды, связанные с победой в конкурсе.
Восприятие двух скульптур глазами Геннисона. Проблема выбора: оставить скульптуру или
уничтожить. Ответственность за принятое решение.
Довлатов Сергей «Наши». Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема
отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.
Яковлев Ю. «Балерина политотдела». Во время войны человеку для выживания необходимо искусство.
Оно помогает людям выжить; оно нужно как хлеб, как воздух.
Календарно – тематическое планирование
№
урока

1

2

3

4

Наименование разделов и тем
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ – 1 час
Своеобразие родной литературы. Требования к
написанию итогового сочинения.
Раздел 2. «Личность. Береги в себе человека»
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления
писателя о природе человека, об опасности
саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание
трагического одиночества человека перед
неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
Бондарев Юрий. Сборник «Мгновения». Рассказ
«Взгляд». Проблема нравственного выбора.

5

Работа над сочинением на литературную тему.

6

Солоухин Владимир «Под одной крышей». Рассказ учит
разрешать конфликтные ситуации мирным путем.
Толстая Татьяна «Легкие миры». Каковы истинные
жизненные ценности?

7

Цифровые
ресурсы

Формы
организации и
проведения
занятий

ФИПИ

Лекция

Библиотека
ЦОР

Диспут

РЭШ

Тест

РЭШ

Проблемная
лекция

ФИПИ

Практикум

Библиотека
ЦОР
Библиотека
ЦОР

Зачет
Семинар

12

8
9
10

11
12
13

Литературные направления к сочинению.
Улицкая Людмила «Народ избранный». Рассказ не
только о «народе избранном», но и обо всех нас.
Обучение сочинению на литературную тему по
направлению.
Раздел 3. «Личность и семья»
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным
ценностям
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в
романе, образ Машеньки как символ далекой родины.
Алексин Анатолий «Домашний совет». Повесть о
подлости-незаметной, которую могут сделать близкие
тебе люди.

ФИПИ
Библиотека
ЦОР

Практикум

ФИПИ

Практикум

РЭШ

Лекция

Библиотека
ЦОР

Беседа

Библиотека
ЦОР

Семинар

ФИПИ

Практикум

Интервью

14

Работа над темами сочинения.

15

Бакланов Григорий «Непорочное зачатие». Чем может
быть оправдана жизнь человека?

Библиотека
ЦОР

Сочинение

16

Екимов Борис «Еще не лето». Только великодушный и
отзывчивый человек в состоянии понять другого.

Библиотека
ЦОР

Семинар

17

Куприн Александр «Святая ложь». Мать очень тонко
чувствует ложь, материнское сердце нельзя обмануть.
Итоговое сочинение по направлению.

РЭШ

Тест

ФИПИ

Практикум

Библиотека
ЦОР
Библиотека
ЦОР

Заочная
экскурсия

Библиотека
ЦОР

Читательская
конференция

ФИПИ

Практикум

18
19
20
21

22
23
24

25
26
27
28

Раздел 4. «Личность – общество – государство»
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный
характер в рассказе.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и
государственные законы в романе.
Грин Александр «По закону». Александр Грин
поднимает проблему милосердия по отношению к
преступникам.
Работа с текстами, близкими по тематике. Работа над
сочинением.
Итоговый урок по направлению.
Раздел 5.«Личность – природа – цивилизация»
Н.М. Рубцов. Стихотворения Проблемы освоения и
покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная
цивилизация в рассказе.
Астафьев Виктор «Худого слова и растение
боится».Природа «не слепок, не бездушный лик».
Работа с текстами по данным проблемам.
Крупин В.Н. «Сбрось мешок». Проблема человека и
природы.

Диспут

Практикум
РЭШ

Викторина

РЭШ

Семинар
Диспут

ФИПИ
Библиотека
ЦОР

Практикум
Зачёт

13

29

Носов Евгений «Шопен, соната номер два». Тема
Библиотека
святости памяти.
ЦОР
Раздел 6. «Личность – история – современность»

30

Ю.О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».
Раскрытие в дилогии роли личности в истории.
Грин Александр «Победитель». Тема искусства.
Надежды, связанные с победой в конкурсе.
Довлатов Сергей «Наши». Герой и обстоятельства.
Развитие внутреннего мира героя.
Яковлев Ю. «Балерина политотдела». Во время войны
человеку для выживания необходимо искусство.
Итоговый урок. Читательская конференция «В мире
книг».

31
32
33
34

Библиотека
ЦОР
Библиотека
ЦОР
Библиотека
ЦОР
Библиотека
ЦОР

Семинар

Лекция
Диспут
Исследование
Беседа
Читательская
конференция


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».