2 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История: сложный XX век» для 10-х или 11-х классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) среднего общего образования, а также с учетом федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы. Создание курса продиктовано высокими требованиями современного российского общества к качеству исторического образования, возросшим интересом к событиям отечественной истории в условиях усиления противостояния России Западному миру. Новая геополитическая ситуация предполагает, что наряду с воспитанием патриотизма у старших школьников особое внимание следует уделить формированию мировоззренческой позиции; дать четкое понимание того, какую миссию в мире несла и продолжает нести Россия. Преподавание курса основано на знаниях, полученных обучающимися в ходе изучения учебного предмета «История», и будет способствовать дополнению, обобщению и осмыслению знаний, полученных на уроках истории. Программа курса предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с историей, подготовку к обучению в вузе. Цель курса - формирование у обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов. Основные задачи курса: - дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе как самобытной цивилизации; - расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации истории; - способствовать развитию и воспитанию личности, способной к гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта государства; - показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России; - содействовать формированию интереса обучающихся к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений; - сформировать способность интегрировать знания из курса истории, литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и настоящего России; 3 - способствовать осознанному единству с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности; - формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных для российской идентичности образов, культурных форм, символов и сюжетов при знакомстве с памятниками культуры. программа реализуется с применением следующих видов деятельности: индивидуальная, групповая и фронтальная. На изучение курса отводится: 10 класс – 34 часа. 11 класс – 34 часа 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности в 10-11 классе «История: сложный XX век» Личностные результаты. – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные результаты. Метапредметные планируемые результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; 4 – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; 5 – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты. Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться – рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; – знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; – определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; – характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; – представлять культурное наследие России и других стран; – работать с историческими документами; – сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; – критически анализировать информацию из различных источников; – соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; – использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; – использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; – составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; – работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; – читать легенду исторической карты; – владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; – демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; – оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века; – демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; – устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; – определять место и время создания исторических документов; – проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; – характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; – понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; – использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; – представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; – соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; – анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; – обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; – приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; 6 – ориентироваться в – применять полученные знания при дискуссионных вопросах российской анализе современной политики России; истории ХХ века и существующих в – владеть элементами проектной науке их современных версиях и деятельности. трактовках. 2. Содержание курса внеурочной деятельности в 10-11 классе «История: сложный 20 век» История всеобщая Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война. Революционная волна после Первой мировой войны. Версальсковашингтонская система. Страны Запада в 1920-е гг. Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии. Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США. Нарастание агрессии. Германский нацизм. «Народный фронт» и Гражданская война в Испании. Политика «умиротворения» агрессора. Развитие культуры в первой трети ХХ в. Начало Второй мировой войны. Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане. Коренной перелом в войне. Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам. Разгром Германии, Японии и их союзников. Начало «холодной войны». Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции. «Разрядка». Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века. Достижения и кризисы социалистического мира. Латинская Америка в 1950– 1990-е гг. Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг. Современный мир История России. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921. Россия в Первой мировой войне. Великая российская революция 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков. Созыв и разгон Учредительного собрания. Гражданская война и ее последствия. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма». СССР в годы нэпа. 1921–1928. Советский Союз в 1929–1941 гг. Великая Отечественная война. 1941–1945. Апогей и кризис советской системы. 1945– 1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953). «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991). Становление новой России (1992–1999). Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 10 классе «История: сложный 20 век» Тематически КолОсновное содержание й блок, тема во часов Раздел «Первая половина XX века» (14 часов) Тема «История с 1914-1945 гг.» 14 ч Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война. Революционная волна после Первой мировой войны. Версальско-вашингтонская система. «Народный фронт» и 7 Гражданская война в Испании. Политика «умиротворения» агрессора. Развитие культуры в первой трети ХХ в. Начало Второй мировой войны. Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане. Коренной перелом в войне. Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам. Разгром Германии, Японии и их союзников. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921. Россия в Первой мировой войне. Великая российская революция 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков. Созыв и разгон Учредительного собрания. Гражданская война и ее последствия. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма». СССР в годы нэпа. 1921– 1928. Советский Союз в 1929–1941 гг. Великая Отечественная война. 1941–1945 Раздел «Вторая половина XX века» (20 часов) Тема «История с 1945 до наших дней» 20 ч Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции. «Разрядка». Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века. Достижения и кризисы социалистического мира. Латинская Америка в 1950–1990-е гг. Страны Азии и Африки в 1940–1990е гг. Современный мир Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953). «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х. Советское общество в середине 1960х – начале 1980-х. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991). Становление новой России (1992–1999). Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации Тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 11 классе «История: сложный 20 век» Тематически КолОсновное содержание й блок, тема во часов Раздел «Первая половина XX века» (14 часов) Тема «История с 1914-1945 гг.» 14 ч Страны Запада в 1920-е гг. Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии. Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США. Нарастание агрессии. Германский нацизм. «Народный фронт» и Гражданская война в Испании. Политика «умиротворения» агрессора. Развитие культуры в первой трети ХХ в. Начало Второй мировой войны. Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане. Коренной перелом в войне. Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам. Разгром Германии, Японии и их союзников. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921. Россия в Первой мировой войне. Великая российская революция 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков. Созыв и разгон Учредительного собрания. Гражданская война и ее последствия. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма». СССР в годы нэпа. 1921– 1928. Советский Союз в 1929–1941 гг. Великая Отечественная 8 война. 1941–1945 Раздел «Вторая половина XX века» (20 часов) Тема «История с 1945 до наших дней» 20 ч Начало «холодной войны». Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции. «Разрядка». Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века. Достижения и кризисы социалистического мира. Латинская Америка в 1950–1990-е гг. Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг. Современный мир Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953). «Оттепель»: середина 1950х – первая половина 1960-х. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991). Становление новой России (1992–1999). Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации 3. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 10 классе «История: сложный 20 век» № Тема урока Форма проведения Кол-во час 1-2 Первая Мировая война 3-4 Мир и СССР после войны 5-6 Мир и СССР в 1920-1930 гг. Урок-игра 2 КВН 2 Урок с 2 применением игровых технологий 7 8-9 10-11 Назревание нового мирового конфликта Вторая Мировая война Великая Отечественная война Дебаты 1 Ученый совет 2 Театрализованное 2 представление 12 Итоги новой войны 13-14 Мир на заре Холодной войны 15-16 СССР на заре Холодной войны 17 Холодная война Диспут 1 Ролевая игра 2 Урок-суд 2 Анализ 1 первоисточников 18-20 Апогей Холодной войны. Регламентированная 2 дискуссия 21-22 Политическая разрядка Деловая игра 2 23-25 СССР в Холодной войне Брейн-ринг 3 26-28 Окончание Холодной войны. Развал СССР. Пресс-конференция 2 29-30 Новая Россия в 1990-ых Что? Где? Когда? 2 30-31 Россия в 2000-ых Интегрированный 2 9 урок 32-34 Противоречия 21 века Викторина 2 Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 11 классе «История: сложный 20 век» № п.п Тема урока Форма проведения Кол-во час 1-2 Загадки Первой Мировой войны Ролевая игра 2 3-4 Передовые страны после войны Урок-суд 2 5-6 Жизнь на периферии после войны Анализ 2 первоисточников 7 НЭП и «эпоха просперити» Регламентированная 1 дискуссия 8-9 10-11 Великая чистка в СССР Мюнхенский сговор Ученый совет 2 Театрализованное 2 представление 12 Накануне новой войны 13-14 Загадки Второй Мировой войны 15-16 Новый передел мира 17 Корейская война Диспут 1 Ролевая игра 2 Урок-суд 2 Анализ 1 первоисточников 18-20 Вьетнамская оказия Пресс-конференция 2 21-22 Нужна ли была сегрегация? Что? Где? Когда? 2 23-25 Феномен диссидентства Интегрированный 3 урок 26-28 Сколько стоила перестройка? Диспут 2 29-30 На руинах «Красной машины» Ролевая игра 2 30-31 Контрасты 1990-ых в России Урок-суд 2 32-34 Россия и мир в 21 веке Анализ 2 первоисточников