3.26 10-11 кл РП КВД История сложный 20 век

2

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История: сложный XX
век» для 10-х или 11-х классов составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС)
среднего общего образования, а также с учетом федеральной программы
воспитания, Концепции преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные
программы.
Создание курса продиктовано высокими требованиями современного
российского общества к качеству исторического образования, возросшим
интересом к событиям отечественной истории в условиях усиления
противостояния России Западному миру. Новая геополитическая ситуация
предполагает, что наряду с воспитанием патриотизма у старших школьников
особое внимание следует уделить формированию мировоззренческой позиции;
дать четкое понимание того, какую миссию в мире несла и продолжает нести
Россия. Преподавание курса основано на знаниях, полученных обучающимися в
ходе изучения учебного предмета «История», и будет способствовать
дополнению, обобщению и осмыслению знаний, полученных на уроках истории.
Программа курса предусматривает формирование у учащихся устойчивого
интереса к предмету, выявление и развитие их способностей, ориентацию на
профессии, существенным образом связанные с историей, подготовку к обучению
в вузе.
Цель курса - формирование у обучающихся готовности к защите
исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию
фальсификации исторических фактов.
Основные задачи курса:
- дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании к
месту и роли России во всемирно-историческом процессе как самобытной
цивилизации;
- расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных
исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации
истории;
- способствовать развитию и воспитанию личности, способной к
гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и определению
своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта
государства;
- показать достижения предшествующих поколений, их вклад в
экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;
- содействовать формированию интереса обучающихся к материальным,
культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;
- сформировать способность интегрировать знания из курса истории,
литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и
настоящего России;

3

- способствовать осознанному единству с народом России как источником
власти и субъектом тысячелетней российской государственности;
- формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных для
российской идентичности образов, культурных форм, символов и сюжетов при
знакомстве с памятниками культуры.
программа реализуется с применением
следующих видов деятельности: индивидуальная, групповая и фронтальная.
На изучение курса отводится:
10 класс – 34 часа.
11 класс – 34 часа
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
в 10-11 классе «История: сложный XX век»
Личностные результаты.
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты. Метапредметные планируемые результаты
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;

4

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;

5

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты.
Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

– рассматривать историю России
как неотъемлемую часть мирового
исторического процесса;
– знать
основные
даты
и
временные периоды всеобщей и
отечественной истории из раздела
дидактических единиц;
– определять последовательность и
длительность исторических событий,
явлений, процессов;
– характеризовать
место,
обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий;
– представлять
культурное
наследие России и других стран;
– работать
с
историческими
документами;
– сравнивать
различные
исторические документы, давать им
общую характеристику;
– критически
анализировать
информацию из различных источников;
– соотносить
иллюстративный
материал с историческими событиями,
явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать
статистическую
(информационную) таблицу, график,
диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный
ряд как источник информации;
– составлять
описание
исторических объектов и памятников на
основе текста, иллюстраций, макетов,
интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими
таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической
карты;
– владеть основной современной
терминологией исторической науки,
предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести
диалог, участвовать в дискуссии по
исторической тематике;
– оценивать роль личности в
отечественной истории ХХ века;

– демонстрировать умение сравнивать и
обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и
национальные особенности и понимать роль
России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать
вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
– определять место и время создания
исторических документов;
– проводить
отбор
необходимой
информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ при
изучении
политической
деятельности
современных руководителей России и ведущих
зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и
трактовки важнейших проблем отечественной
и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную
обусловленность оценок российскими и
зарубежными
историческими
деятелями
характера и значения социальных реформ и
контрреформ, внешнеполитических событий,
войн и революций;
– использовать
картографические
источники для описания событий и процессов
новейшей отечественной истории и привязки
их к месту и времени;
– представлять
историческую
информацию в виде таблиц, схем, графиков и
др., заполнять контурную карту;
– соотносить
историческое
время,
исторические события, действия и поступки
исторических личностей ХХ века;
– анализировать и оценивать исторические
события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения
по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из
разных источников, знание исторических
фактов,
владение
исторической
терминологией;
– приводить аргументы и примеры в
защиту своей точки зрения;

6

– ориентироваться
в
– применять полученные знания при
дискуссионных вопросах российской анализе современной политики России;
истории ХХ века и существующих в
– владеть
элементами
проектной
науке их современных версиях и деятельности.
трактовках.

2. Содержание курса внеурочной деятельности
в 10-11 классе «История: сложный 20 век»
История всеобщая
Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война.
Революционная волна после Первой мировой войны. Версальсковашингтонская система. Страны Запада в 1920-е гг. Политическое развитие
стран Южной и Восточной Азии. Великая депрессия. Мировой
экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США. Нарастание
агрессии. Германский нацизм. «Народный фронт» и Гражданская война в
Испании. Политика «умиротворения» агрессора. Развитие культуры в первой
трети ХХ в. Начало Второй мировой войны. Начало Великой Отечественной
войны и войны на Тихом океане. Коренной перелом в войне. Жизнь во время
войны. Сопротивление оккупантам. Разгром Германии, Японии и их
союзников. Начало «холодной войны». Гонка вооружений. Берлинский и
Карибский кризисы. Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции.
«Разрядка». Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века.
Достижения и кризисы социалистического мира. Латинская Америка в 1950–
1990-е гг. Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг. Современный мир
История России. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921.
Россия в Первой мировой войне. Великая российская революция 1917 г.
Первые революционные преобразования большевиков. Созыв и разгон
Учредительного собрания. Гражданская война и ее последствия. Идеология и
культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма». СССР в
годы нэпа. 1921–1928. Советский Союз в 1929–1941 гг. Великая
Отечественная война. 1941–1945. Апогей и кризис советской системы. 1945–
1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953). «Оттепель»: середина 1950-х –
первая половина 1960-х. Советское общество в середине 1960-х – начале
1980-х. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991). Становление
новой России (1992–1999). Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи
модернизации
3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 10 классе «История:
сложный 20 век»
Тематически КолОсновное содержание
й блок, тема
во
часов
Раздел «Первая половина XX века» (14 часов)
Тема
«История с
1914-1945 гг.»

14 ч

Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война.
Революционная волна после Первой мировой войны.
Версальско-вашингтонская система. «Народный фронт» и

7

Гражданская война в Испании. Политика «умиротворения»
агрессора. Развитие культуры в первой трети ХХ в. Начало
Второй мировой войны. Начало Великой Отечественной войны
и войны на Тихом океане. Коренной перелом в войне. Жизнь
во время войны. Сопротивление оккупантам. Разгром
Германии, Японии и их союзников.
Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921. Россия в
Первой мировой войне. Великая российская революция 1917 г.
Первые революционные преобразования большевиков. Созыв и
разгон Учредительного собрания. Гражданская война и ее
последствия. Идеология и культура периода Гражданской
войны и «военного коммунизма». СССР в годы нэпа. 1921–
1928. Советский Союз в 1929–1941 гг. Великая Отечественная
война. 1941–1945
Раздел «Вторая половина XX века» (20 часов)
Тема
«История с
1945 до наших
дней»

20 ч

Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы.
Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции. «Разрядка».
Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века.
Достижения и кризисы социалистического мира. Латинская
Америка в 1950–1990-е гг. Страны Азии и Африки в 1940–1990е гг. Современный мир
Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.
«Поздний сталинизм» (1945–1953). «Оттепель»: середина 1950-х
– первая половина 1960-х. Советское общество в середине 1960х – начале 1980-х. Политика «перестройки». Распад СССР
(1985–1991). Становление новой России (1992–1999). Россия в
2000-е: вызовы времени и задачи модернизации

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 11 классе «История: сложный
20 век»
Тематически КолОсновное содержание
й блок, тема
во
часов
Раздел «Первая половина XX века» (14 часов)
Тема
«История с
1914-1945 гг.»

14 ч

Страны Запада в 1920-е гг. Политическое развитие стран
Южной и Восточной Азии. Великая депрессия. Мировой
экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США.
Нарастание агрессии. Германский нацизм. «Народный фронт»
и Гражданская война в Испании. Политика «умиротворения»
агрессора. Развитие культуры в первой трети ХХ в. Начало
Второй мировой войны. Начало Великой Отечественной войны
и войны на Тихом океане. Коренной перелом в войне. Жизнь
во время войны. Сопротивление оккупантам. Разгром
Германии, Японии и их союзников.
Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921. Россия в
Первой мировой войне. Великая российская революция 1917 г.
Первые революционные преобразования большевиков. Созыв
и разгон Учредительного собрания. Гражданская война и ее
последствия. Идеология и культура периода Гражданской
войны и «военного коммунизма». СССР в годы нэпа. 1921–
1928. Советский Союз в 1929–1941 гг. Великая Отечественная

8

война. 1941–1945
Раздел «Вторая половина XX века» (20 часов)
Тема
«История с
1945 до наших
дней»

20 ч

Начало
«холодной
войны».
Гонка
вооружений.
Берлинский и Карибский кризисы. Дальний Восток в 40–70-е гг.
Войны и революции. «Разрядка». Западная Европа и Северная
Америка в 50–80-е годы ХХ века. Достижения и кризисы
социалистического мира. Латинская Америка в 1950–1990-е гг.
Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг. Современный мир
Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг.
«Поздний сталинизм» (1945–1953). «Оттепель»: середина 1950х – первая половина 1960-х. Советское общество в середине
1960-х – начале 1980-х. Политика «перестройки». Распад СССР
(1985–1991). Становление новой России (1992–1999). Россия в
2000-е: вызовы времени и задачи модернизации

3. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 10 классе
«История: сложный 20 век»
№
Тема урока
Форма проведения Кол-во час
1-2

Первая Мировая война

3-4

Мир и СССР после войны

5-6

Мир и СССР в 1920-1930 гг.

Урок-игра

2

КВН

2

Урок с

2

применением
игровых технологий
7
8-9
10-11

Назревание нового мирового конфликта
Вторая Мировая война
Великая Отечественная война

Дебаты

1

Ученый совет

2

Театрализованное

2

представление
12

Итоги новой войны

13-14

Мир на заре Холодной войны

15-16

СССР на заре Холодной войны

17

Холодная война

Диспут

1

Ролевая игра

2

Урок-суд

2

Анализ

1

первоисточников
18-20

Апогей Холодной войны.

Регламентированная

2

дискуссия
21-22

Политическая разрядка

Деловая игра

2

23-25

СССР в Холодной войне

Брейн-ринг

3

26-28

Окончание Холодной войны. Развал СССР.

Пресс-конференция

2

29-30

Новая Россия в 1990-ых

Что? Где? Когда?

2

30-31

Россия в 2000-ых

Интегрированный

2

9

урок
32-34

Противоречия 21 века

Викторина

2

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 11 классе
«История: сложный 20 век»
№ п.п
Тема урока
Форма проведения Кол-во час
1-2

Загадки Первой Мировой войны

Ролевая игра

2

3-4

Передовые страны после войны

Урок-суд

2

5-6

Жизнь на периферии после войны

Анализ

2

первоисточников
7

НЭП и «эпоха просперити»

Регламентированная

1

дискуссия
8-9
10-11

Великая чистка в СССР
Мюнхенский сговор

Ученый совет

2

Театрализованное

2

представление
12

Накануне новой войны

13-14

Загадки Второй Мировой войны

15-16

Новый передел мира

17

Корейская война

Диспут

1

Ролевая игра

2

Урок-суд

2

Анализ

1

первоисточников
18-20

Вьетнамская оказия

Пресс-конференция

2

21-22

Нужна ли была сегрегация?

Что? Где? Когда?

2

23-25

Феномен диссидентства

Интегрированный

3

урок
26-28

Сколько стоила перестройка?

Диспут

2

29-30

На руинах «Красной машины»

Ролевая игра

2

30-31

Контрасты 1990-ых в России

Урок-суд

2

32-34

Россия и мир в 21 веке

Анализ

2

первоисточников


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».