2
педагогических условий, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических
материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом
случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, форм аттестации.
Федеральная основная образовательная программа — учебнометодическая документация (федеральный учебный план, федеральный
календарный учебный график, федеральный рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная
рабочая
программа
воспитания,
федеральный
календарный
план
воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или)
определенной
направленности,
планируемые
результаты
освоения
образовательной программы.
Рабочая программа — это программа, разработанная на основе
федеральных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения
в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем,
количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
1.4. Инструментом для реализации федерального компонента
государственного стандарта общего образования в образовательных
организациях являются следующие документы:
- приказ Министерства просвещения РФ № 372 от 18 мая 2023 года «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»;
- приказ Министерства просвещения РФ № 370 от 18 мая 2023 года «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
- приказ Министерства просвещения РФ № 371 от 18 мая 2023 года «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
- приказ Министерства просвещения РФ № 874 от 30 сентября 2022 года «Об
утверждении порядка разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ»;
- приказ Министерства просвещения РФ № 712 от 11 декабря 2020 г. «О
внесении
изменений
в
некоторые
федеральные
государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся».
3
1.5. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля (далее – рабочая программа) –
часть основной образовательной программы (далее – ООП) соответствующего
уровня общего образования, входящая в ее содержательный раздел.
1.6. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных
чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее
части реализация общеобразовательных программ осуществляется с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных
государственных образовательных стандартах, если реализация указанных
образовательных программ без применения указанных технологий и перенос
сроков обучения невозможны.
1.7. К рабочим программам, которые определяют содержание
деятельности в рамках реализации образовательной программы начального
общего, основного общего, среднего общего образования, относятся:
• программы по учебным предметам, курсам, модулям;
• программы внеурочной деятельности;
• программы воспитания;
• программы коррекционной работы, включающие организацию работы с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
1.8.
Рабочая
программа
является
служебным
документом.
Исключительное право на нее принадлежит работодателю, если трудовым или
иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
2. Учебная рабочая программа
2.1. Рабочая программа — нормативно-управленческий документ
образовательной организации, характеризующий систему организации
образовательной деятельности.
2.2. Рабочая программа предназначена для реализации требований к
минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными
ФГОС и ФОП по конкретному предмету (курсу) учебного плана
образовательной организации. Разработка рабочей программы относится к
компетенции образовательной организации и осуществляется педагогом или
рабочей группой педагогов для определенных классов (групп) и учитывает
возможности методического, информационного, технического обеспечения
учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику
обучения в данном классе (классах, группах) школы.
4
2.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования,
организации и управления образовательной деятельностью по определенной
учебной дисциплине (образовательной области).
2.4. Задачи программы:
дать представление о практической реализации ФГОС при изучении
конкретного предмета (курса);
конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной
дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей учебновоспитательной деятельности школы и контингента обучающихся;
приобщить обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам
и нормам поведения в российском обществе.
2.5. Рабочая программа разрабатывается на основе:
требований федерального государственного образовательного стандарта
общего образования;
федеральной основной образовательной программы соответствующего
ступени обучения;
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
учебного плана школы (федерального и регионального компонента,
компонента образовательной организации);
годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
основной образовательной программы школы;
федеральной образовательной программы по учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) или авторской программы, содержание и планируемые
результаты которой должны быть не ниже соответствующего содержания и
планируемых результатов федеральной основной общеобразовательной
программы;
учебно-методического комплекса.
2.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:
является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном
объеме;
определяет содержание образования по учебному предмету на базовом
или профильном уровнях;
обеспечивает преемственность содержания образования по учебному
предмету;
5
реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
включает модули регионального предметного содержания;
создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;
обеспечивает
достижение
планируемых
результатов
каждым
обучающимся.
2.7. Рабочая программа составляется на один учебный год или на
соответствующий уровень образования (начальное общее, основное общее,
среднее общее образование) с последующей корректировкой.
2.8. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного
предмета, работающих в школе, или индивидуальной.
2.9. Рабочая программа составляется в электронном виде и размещается
на официальном сайте школы.
2.10. Рабочая программа реализует право каждого учителя:
расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения;
определять последовательность изучения материала;
корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение
отдельных разделов и тем федеральной программы в соответствии с
поставленными целями;
конкретизировать требования к результатам освоения основной
образовательной программы обучающимися (следует учесть, что планируемые
результаты не должны быть ниже заявленных в государственном
образовательном стандарте и федеральной программе);
включать материал регионального компонента по предмету;
выбирать методики, технологии обучения и диагностики уровня
подготовленности обучающихся, виды контроля.
3. Структура рабочей программы
3.1. Структура рабочей программы определяется Положением с учетом
требований ФГОС НОО-2021, ФГОС ООО, ФГОС ООО-2021, ФГОС СОО,
ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО, локальных нормативных актов школы.
3.2. Компоненты рабочей программы:
- титульный лист;
- пояснительная записка, включающая в себя общую характеристику
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), описание места учебного
предмета, курса в учебном плане;
- содержание учебного предмета, учебного курса, дисциплины, (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
6
- тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами,
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании – указывается в тематическом планировании
рабочих программ, разрабатываемых в соответствии с ФГОС НОО-2021 и
ФГОС ООО-2021, ФГОС СОО-2021. В качестве электронных (цифровых)
образовательных ресурсов можно использовать материалы из ФГИС «Моя
школа» и перечня, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от
02.08.2022 № 653.
3.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также
должны содержать указание:
на форму проведения занятий – для рабочих программ,
разрабатываемых в соответствии с ФГОС НОО-2021 и ФГОС ООО-2021;
на форму организации и виды деятельности – рабочих программ,
разрабатываемых в соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО.
3.4. В тексте пояснительной записки рабочей программы указывается:
название программы, на основе которой разработана Рабочая программа;
цели и задачи данной программы обучения в области формирования
системы знаний, умений, навыков;
количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
3.5. Раздел, посвященный результатам освоения учебного предмета,
курса, конкретизирует соответствующий раздел пояснительной записки ООП
соответствующего уровня общего образования. Все планируемые результаты
освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения
учащимися.
В разделе кратко фиксируются:
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата;
организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся;
система оценки достижения планируемых результатов;
3.6. Раздел, посвященный содержанию учебного предмета, курса, модуля
включает:
7
краткую характеристику содержания предмета, модуля или курса по
каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС НОО-2021,
ФГОС ООО, ФГОС ООО-2021, ФГОС СОО, ФОП НОО, ФОП ООО и ФОП
СОО соответственно;
метапредметные связи учебного предмета, модуля, курса;
ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
3.6. Раздел, посвященный тематическому планированию, включает:
перечень тем, планируемых для освоения учащимися;
количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы;
информацию об электронных учебно-методических материалах,
которые можно использовать при изучении каждой темы (обязательно для
рабочих программ, разрабатываемых в соответствии с ФГОС НОО-2021 и
ФГОС ООО-2021).
3.7. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы
воспитания.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Требования к оформлению:
• электронный документ в формате Microsoft Word;
• листы формата А4;
• ориентация страницы – книжная, альбомная;
• поля – обычные;
• шрифт – Times New Roman;
• кегль –12(или 14, в таблице – 10, 11 или 12;
• межстрочный интервал – одинарный;
• переносы не ставятся;
• абзац 1,25 см (кроме таблиц);
• выравнивание – основной текст по ширине;
• таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены
от предыдущего и последующего текста одним интервалом.
4.2. Файл с рабочей программой хранится на локальном диске «Школа»,
размещается на официальном сайте школы.
5. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
5.1. Рабочая программа сначала рассматривается на заседании
соответствующего школьного методического объединения на предмет ее
соответствия требованиям государственного образовательного стандарта.
Решение методического объединения педагогов отражается в протоколе
8
заседания. на первой странице рабочей программы (вверху слева) ставится
гриф: РАССМОТРЕНО.
Протокол заседания методического объединения педагогов от____№ ___
подпись руководителя МО, расшифровка подписи.
5.2. После этого рабочая программа анализируется заместителем
директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия
программы учебному плану общеобразовательной организации и требованиям
государственных образовательных стандартов. На первой странице рабочей
программы (в центре) ставится гриф: СОГЛАСОВАНО.
5.3. Рабочая программа утверждается приказом директора школы. На
первой странице рабочей программы (вверху справа) ставится гриф:
УТВЕРЖДЕНО.
5.4. В правом верхнем углу титульного листа рабочей программы
указывается номер приложения к основной образовательной программе, номер
и дата приказа.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете школы и утверждается приказом
директора МАОУ СОШ п. Цементного.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение о разработке и утверждении рабочих образовательных
программ общеобразовательной организации принимается на неопределенный
срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
Рассмотрено на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 31.08.2023
Арапова
Ольга
Владимировна
Подписан цифровой подписью:
Арапова Ольга Владимировна
DN: O="МАОУ СОШ п. Цементный ",
CN=Арапова Ольга Владимировна, E=
soshcem@mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Расположение:
Дата: 2023.09.08 16:30:38+05'00'