2
• дидактических материалов, ученических тетрадей, наглядных
пособий, приборов и т.д.;
• классной доской с освещением, указкой и приспособлением для
размещения таблиц, карт и схем (при необходимости);
• электронными средствами обучения (далее - ЭСО) - интерактивные
доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства
отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, (при
необходимости);
• приборами и оборудованием для выполнения лабораторных и
практических работ (для специализированных кабинетов);
• персональным компьютером и принтером (при необходимости);
• предметными стендами.
2.1.3. При оборудовании учебных кабинетов соблюдаются следующие
размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
• между рядами двухместных столов — не менее 60 см;
• между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50-70
см;
• между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой)
или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50 см;
• от последних столов до стены (перегородки), противоположной
классной доске, — не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной,
— 100 см;
• от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100 см;
• от первой парты до учебной доски — не менее 240 см;
• наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной
доски — 860 см;
• высота нижнего края учебной доски над полом — 70-90см;
• угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины
крайнего места ученика за передним столом должен быть не менее 35
градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45
градусов для обучающихся I ступени образования.
2.1.4. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны
быть оборудованы светорегулируемыми устройствами.
2.1.5. Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора
персонального компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см.
2.1.6. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов,
программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в
тетрадях обучающихся, продолжительность непрерывного использования
экрана не должна превышать для обучающихся 1-4-х классов — 10 минут, для
5-9-х классов — 15 минут. Общая продолжительность использования ЭСО на
уроке не должна превышать:
• для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет
- 30 минут;
• компьютера - для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут,
3
5- 9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут.
2.1.7. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО
должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см.
Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом
наклона 30°.
2.1.8. Интерактивную доску и другие ЭСО следует выключать или
переводить в режим ожидания, когда их использование приостановлено или
завершено.
2.1.9. Учебный кабинет должен быть обеспечен первичными средствами
пожаротушения и аптечкой для оказания первой доврачебной помощи
(кабинеты повышенной травмоопасности).
2.1.10. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения
проветривания помещений в любое время года. Проветривание в присутствии
детей не проводится.
2.1.11. Контроль температуры воздуха во всех помещениях,
предназначенных для пребывания детей, осуществляется с помощью
термометров.
2.1.12. В кабинете должны быть в наличии:
• график проветривания;
• инструкция по действиям в ЧС с указанием ответственного за
эвакуацию;
• аптечка с перечнем медикаментов (при необходимости);
• инструкции по охране труда и пожарной безопасности;
• журнал инструктажа обучающихся по охране труда (при
необходимости).
2.2. Требования к освещению учебного кабинета
2.2.1. В учебном кабинете должно присутствовать боковое
естественное левостороннее освещение. В мастерских для технологии,
актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое
естественное освещение.
2.2.2. В учебных помещениях при одностороннем боковом
естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее
удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%.
2.2.3. Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов,
обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими
светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень
естественного освещения.
2.2.4. Для рационального использования дневного света и
равномерного освещения учебных помещений следует:
• не закрашивать оконные стекла;
• не расставлять на подоконниках цветы;
• очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2
раз в год (осенью и весной).
2.2.5. Система общего освещения обеспечивается потолочными
светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными
4
лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественнобелый.
2.2.6. Не допускается в одном помещении использовать разные типы
ламп, а также лампы с разным светоизлучением.
2.2.7. Уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для
детей старше 7 лет - не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и
рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры - 300
люкс, в мастерских трудового обучения - 400 люкс.
2.2.8. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры
светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно
заменять перегоревшие лампы.
2.3. Требования к воздушно-тепловому режиму учебного кабинет
2.3.1. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в
учебном кабинете и лаборантских должна составлять 18 0-240С; в мастерских
— 170-200 С.
2.3.2. Во внеучебное время при отсутствии детей в кабинетах
организации должна поддерживаться температура не ниже 15 0 С.
2.3.3. Относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%.
2.3.4. Учебные кабинеты проветриваются во время каждой перемены
при отсутствии в них школьников. До начала занятий и после их окончания
необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
2.3.5. Отдельные системы вытяжной вентиляции предусматриваются
для учебных кабинетов (особенно специализированных), столярных и
слесарных мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены
плиты.
2.4. Требования к мебели и оборудованию учебного кабинета
2.4.1. Размеры учебной мебели в зависимости от роста детей должны
соответствовать значениям, приведенным в таблице:
Номера
мебели
по ГОСТ
11015-93
11016-93
1
2
3
4
5
Группа
роста
(мм)
1000 1150
1150 1300
1300 1450
1450 1600
1600 1750
Высота над
полом крышки края
стола, обращенного к
ученику, по
ГОСТ 1101593(мм)
Цвет
Высота
маркировки над полом
передне
го края
сиденья, по
ГОСТ 1101693(мм)
260
520
оранжевый
фиолетовы
й
580
желтый
340
640
красный
380
700
зеленый
420
460
300
5
Свыше
6
1750
760
голубой
460
Цветовую маркировку наносят на видимую боковую наружную
поверхность стола и стула в виде круга.
2.4.2. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам:
• меньшие — ближе к доске;
• большие — дальше.
2.4.3. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в
первом ряду.
2.4.4. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на
ближние к классной доске парты.
2.4.5. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными
заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
2.4.6. Не менее двух раз за учебный год школьников, сидящих на
крайних рядах, 1 и 3 ряда меняют местами, не нарушая соответствия мебели
их росту.
2.4.7. Рассаживание обучающихся должно проводиться классными
руководителями с учётом рекомендаций врача (медицинской сестры).
2.5. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
кабинета
2.5.1. Учебный кабинет должен быть укомплектован компьютерным
оборудованием и учебными материалами, необходимыми для выполнения
образовательных программ, обеспечивающих необходимое содержание
образования и уровень обязательной подготовки в соответствии с
требованиями ФГОС.
2.5.2. В учебном кабинете должны быть размещены (на стендах или в
иной доступной для ознакомления форме):
• требования
Федерального
государственного
образовательного
стандарта (ФГОС) по профилю кабинета;
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных организациях;
• требования,
образцы
оформления
различного
вида
работ
(лабораторных, творческих, контрольных, самостоятельных и т.п.);
• образцы
успешного
выполнения
обучающимися
требований
образовательного стандарта;
• анализ типичных ошибок;
• задания и результаты олимпиад, конкурсов, интеллектуальных
марафонов по профилю кабинета и их анализ;
• рекомендации по организации и выполнению домашних работ;
• рекомендации по подготовке к различным формам диагностики;
• тематические разработки занятий;
• дидактический и раздаточный материал;
• материалы для организации контроля знаний и самостоятельной работы
обучающихся;
• демонстрационные материалы;
6
• творческие работы обучающихся (рефераты, проекты, модели, рисунки)
• учебно-методическая и справочная литература по предмету;
• требования охраны труда и пожарной безопасности;
• правила поведения школьников в учебном кабинете.
2.5.3. В кабинете размещается расписание работы учебного кабинета по
обязательной
программе,
факультативным
занятиям,
кружкам,
индивидуальным занятиям с отстающими.
3. Права и обязанности участников образовательной деятельности
3.1. Организация деятельности администрации
3.1.1. Администрация организации, осуществляющей образовательную
деятельность, обязана:
• определять порядок использования оборудования учебных кабинетов;
• следить за выполнением требований к санитарно-гигиеническим
характеристикам и нормам охраны труда;
• обеспечивать сохранность оборудования учебного кабинета во
внеурочное время и санитарно-гигиеническое обслуживание кабинета по
окончании учебных занятий.
3.2. Организация деятельности заведующего учебным кабинетом
3.2.1. Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с
занимаемой должности приказом директора МАОУ СОШ п. Цементный.
3.2.2. Оплата за заведование кабинетом осуществляется на основании
Положения о компенсирующих выплатах с учётом результатов смотраконкурса кабинетов;
3.2.3. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 1 сентября 2020 года;
• Правилами внутреннего трудового распорядка;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• настоящим Положением об учебном кабинете;
3.2.4. Заведующий учебным кабинетом обязан:
• обеспечивать сохранность здоровья и безопасность жизнедеятельности
обучающихся во время проведения занятий;
• планировать деятельность кабинета на учебный год, осуществлять
заполнение паспорта кабинета;
• составлять режим работы учебного кабинета в части проведения
занятий, консультаций и др.;
• осуществлять
координирование
деятельности
преподавателей,
закрепленных с учетом профиля преподаваемых дисциплин за учебным
кабинетом, в оснащении его материально-технической и учебноинформационно-методической базы;
• вести учет имеющегося в кабинете оборудования на основе заполнения
паспорта кабинета.
7
• принимать своевременные меры по ремонту и эстетическому
оформлению кабинета;
• формировать списки и подавать заявки администрации школы на
приобретение необходимого оборудования, приборов, наглядных пособий
согласно учебным программам;
• содержать учебный кабинет в соответствии с санитарногигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету;
• обеспечивать кабинет различной учебно-методической документацией;
• следить за режимом проветривания, за исправностью системы
вентиляции и освещения;
• обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета;
• обеспечивать своевременное списание в установленном порядке,
пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества;
• организовывать внеклассную работу по предмету (консультации,
дополнительные занятия, заседания клубов и др.), отражать ее в расписании
работы кабинета;
• обеспечивать контроль соблюдения правил и требований охраны труда
и пожарной безопасности, правил поведения в кабинете, проводить с
обучающимися соответствующие инструктажи с отметкой в журнале
регистрации инструктажей.
3.2.5. Заведующий учебным кабинетом школы имеет право:
• приостанавливать выполнение лабораторных, практических работ или
иных видов учебной деятельности, если они осуществляются с нарушением
правил эксплуатации оборудования кабинета, коммуникационных систем,
правил охраны труда и пожарной безопасности;
• не допускать к работе в учебном кабинете лиц, не прошедших инструктаж
по охране труда;
• вносить предложения администрации школы по улучшению работы
учебного кабинета.
3.3. Организация деятельности учителя-предметника
3.3.1. Учитель-предметник, проводящий занятия в учебном кабинете,
обязан:
• обеспечивать сохранность здоровья и безопасность жизнедеятельности
обучающихся во время проведения с ними уроков, консультаций, элективных
курсов и иных мероприятий, предусмотренных учебным планом и планом
воспитательной работы школы;
• соблюдать режим работы учебного кабинета в части проведения
занятий, консультаций и др.;
• содействовать оснащению материально-технической и учебноинформационно-методической базы учебного кабинета;
• бережно использовать в работе имеющееся в кабинете оборудование,
наглядные пособия, технические средства обучения;
• содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету;
• следить за чистотой учебного кабинета, осуществлять его
8
проветривание;
• обеспечивать бережное отношение обучающихся к мебели в кабинете;
• обеспечивать соблюдение требований охраны труда и пожарной
безопасности, правил поведения в кабинете, проводить соответствующие
инструктажи с обучающимися с отметкой в журнале регистрации
инструктажей школьников.
4. Документация учебного кабинета
4.1.
Наличие
нормативной
документации
на
открытие
и
функционирование учебного кабинета:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
• требования
Федерального
государственного
образовательного
стандарта (ФГОС) по профилю кабинета;
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
• акт приемки учебного кабинета школьной комиссией на предмет
подготовки кабинета к функционированию;
• паспорт кабинета, оформленного с указанием функционального
назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических
средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий,
дидактических материалов и др.;
• инструкции по охране труда в кабинете для работников и
обучающихся, а также при работе с учебным оборудованием и при
выполнении работ;
• инструкция о мерах пожарной безопасности в учебном кабинете:
• правила поведения в учебном кабинете для обучающихся школы;
• план работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;
• журнал регистрации инструктажей по охране труда обучающихся.
5. Смотр – конкурс учебных кабинетов
5.1. Комиссия для проведения смотра-конкурса учебного кабинета
назначается приказом директора школы. В неё входят: директор школы,
заместитель директора по УВР, заместитель директора по АХЧ, председатель
профкома, педагогические сотрудники. http://ohrana-tryda.com/node/2039
5.2. Смотр учебных кабинетов осуществляется по следующим
критериям:
а) документация:
• наличие паспорта кабинета;
• наличие плана развития кабинета;
• график работы кабинета.
б) методический отдел:
• наличие тематического планирования, методических пособий для
учителя, предметных журналов, газет;
• наличие и систематизация дидактического и раздаточного материала,
таблиц, карт, наглядных пособий;
9
• обеспеченность кабинета ТСО, медиа-, аудио- и видео материалами;
• исследовательские, творческие работы и проекты школьников;
• наличие методической литературы по предмету;
• наличие памяток для обучающихся;
• наличие стендовых материалов по образовательной программе;
• словари, книги для внеклассного чтения.
в) соблюдение санитарно-гигиенических норм:
• санитарно-гигиеническое состояние кабинета;
• сохранность и исправность школьной мебели;
• эстетичность оформления кабинета, озеленение;
• наличие системы проветривания.
г) соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности:
• наличие инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
• наличие правил поведения в кабинете;
• наличие инструкции о порядке действий при возникновении пожара
или иной ЧС и эвакуации из кабинета;
д) оформление кабинета:
• постоянные экспозиции по профилю кабинета;
• временные экспозиции;
• уют.
5.3. Школьная комиссия проводит смотр учебных кабинетов один раз в
год в два этапа. Первый этап в конце учебного года, второй этап - в августе.
5.4. Результаты смотра-конкурса кабинетов заносятся в специальную
таблицу, в которой указаны конкретные направления, обозначенные в данном
Положении, и максимальные баллы.
5.5.По результатам смотра издаются акты приемки кабинетов,
выделение лучших кабинетов, назначается плата за кабинет, издаётся приказ.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение об учебном кабинете школы является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете
школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение об учебном кабинете общеобразовательной организации
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего
Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.
10
Рассмотрено на Педагогическом совете
протокол № 8 от 25.06.2021
Арапова Ольга
Владимировна
Подписан: Арапова Ольга Владимировна
DN: ИНН=662101588500, СНИЛС=10723642226, E=buh_sem@inbox.ru,
C=RU, S=Свердловская область, L=Цементный,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОСЁЛКА ЦЕМЕНТНЫЙ, G=Ольга Владимировна, SN=Арапова,
CN=Арапова Ольга Владимировна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.08.09 11:26:26+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1