РП Шахматы физкультурно-спортивной направленности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по шахматам
Возраст обучающихся: 7 - 12 лет
Срок реализации: 4 года

2023г.

1

Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………..……….3
1.1. Актуальность программы
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Объём программы
1.4. Организационно-педагогические условия
2. Планируемые результаты ……………………………………………..6
3. Содержание программы ………………………………………….……..9
4. Календарно-тематическое планирование…………………………….11
5. Перечень ключевых слов………………………………………………..27
6. Методические материалы………………………………………………..28

2

1.Пояснительная записка
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый
план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания
способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой
регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества
личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями,
навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно
справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении
игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность
самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
1.1 Актуальность программы связана с тем, что шахматы в школе
положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции
школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и
метапредметных результатов.
1.2 Цели программы:
•
способствовать становлению личности школьников и наиболее
полному раскрытию их творческих способностей,
•
реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям.
Задачи программы:
•
совершенствование у детей многих психических процессов и таких
качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
•
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
•
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и
практической деятельности;
•
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и
коллектив¬ной деятельности;
•
умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к
самореализации.
3

1.3 Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На
реализацию курса отводится 2 часа в неделю .
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой
общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего
школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут
(1академический час)
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и
коллективные (игровая деятельность).
Курс предусматривает очную и дистанционную форму обучения.
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок, решения занимательных задач и
игровых ситуаций.
Занятия ведутся на русском языке.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания
и позиции для игровой практики.
1.4 Организационно-педагогические условия
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом и Положением о
дополнительном образовании образовательного учреждения. Чтобы не
допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических
перегрузок занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного
компонента в структуру занятия.
Общая характеристика курса
Обучение игре в шахматы во внеурочной деятельности выстроено на основе
программы факультативного курса «Шахматы – школе» автора И.Г. Сухина,
имеющей гриф «Рекомендовано Министерства образования российской
Федерации».
Программой первого года обучения предусматривается 72 шахматных
занятий (два занятия в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На
каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с
углубленной практической проработкой отдельных тем.
Программа второго года обучения предусматривает 72 учебных занятия, по
два в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени
отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь
много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и
позиционного преимущества. Важным достижением в овладении
шахматными основами явится умение детей ставить мат. Учебный курс
включает в себя шесть тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная
нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого
4

короля”, “Достижение мата без жертвы материала”, “Шахматная
комбинация”. В программе дается перечень дидактических игр и
практических заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится
вариант поурочного распределения программного материала, а также список
оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.
Программа третьего и четвертого года обучения предназначена для
поэтапного обучения игре в шахматы учащихся начальной школы (68 часов).
Материал выстроен на основе ранее приобретенных знаний и умений, где
ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии.
При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не
только доступный, но и максимально ориентированный на развитие
материал. Учебный курс включает в себя три большие темы: “Основы
дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”. В программе
приводится перечень практических заданий с небольшими пояснениями к
ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а
также список учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.

5

2.Планируемые результаты
К концу 1 учебного года дети должны знать:
•
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
•
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
•
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу 1 учебного года дети должны уметь:
•
ориентироваться на шахматной доске;
•
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
•
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
•
правильно расставлять фигуры перед игрой;
•
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
•
рокировать;
•
объявлять шах;
•
ставить мат;
•
решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу 2 учебного года дети должны знать:
•
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
•
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу 2 учебного года дети должны уметь:
•
записывать шахматную партию;
•
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и
ферзем, королем и ладьей;
•
проводить элементарные комбинации.
К концу 3 учебного года дети должны знать:
•
принципы игры в дебюте;
•
основные тактические приемы;
•
что означают термины: дебют, миттельшпиль.
К концу 3 учебного года дети должны уметь:
•
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить
несложные тактические удары и проводить комбинации;
К концу 4 учебного года дети должны знать:
•
основные тактические приемы;
6

•
что означают термины: миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,
ключевые поля.
К концу 4 учебного года дети должны уметь:
•
находить несложные тактические удары и точно разыгрывать
простейшие окончания.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
•
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
•
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
•
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
•
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
•
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
•
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
•
Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
•
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
•
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
•
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений.

7

•
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
•
Определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
•
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые,
чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и
её правила.
•
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение»,
лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры
в дебюте;
•
Основные тактические приемы. Что означают термины: дебют,
миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
•
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить
несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать
простейшие окончания

8

3.Содержание программы
1 год обучения (72 часа; 2 часа в неделю)
Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”,
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее
правила.
Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
2 год обучения (68 часов; 2 часа в неделю)
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в
Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального
положения.
Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального
перевеса. Способы защиты.
Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь
против короля. Король и ладья против короля.
Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле
(начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
9

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые
комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского
прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения
пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие
к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей
(комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
3 год обучения (68 часов; 2 часа в неделю)
Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и
ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра
против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее
развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба
за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение.
Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
4 год обучения (68 часов; 2 часа в неделю)
Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.
Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое
нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3
хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы
завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия,
освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”,
перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи),
ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против
ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые
случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи).
Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка
проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка
проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой,
шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля.
Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка
против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о
том, как играть в эндшпиле.

10

4. Календарно-тематическое планирование
1 год обучения (2 часа в неделю)
№
урока

Тема занятия

1. Шахматная доска
1

Знакомство с шахматной
доской

2

Шахматная доска

2. Шахматные фигуры.
3
4
5

Знакомство с
шахматными фигурами
Решение шахматных
задач.
Шахматные фигуры.
Обобщение.

3. Начальная
расстановка фигур.

Содержание
Шахматная
доска, белые и
черные поля,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ,
центр.

Белые, черные,
ладья, слон,
ферзь, конь,
пешка, король.

Начальное
положение

Виды деятельности.
Чтение и инсценирование
дидактической сказки
«Удивительные приключения
шахматной доски». Знакомство с
шахматной доской. Белые и черные
поля. Чередование белых и черных
полей на шахматной доске.
Шахматная доска и шахматные
поля квадратные. Расположение
доски между партнерами.
Чтение и инсценировка
дидактической сказки «Котята –
хвастунишки». Горизонтальная
линия. Количество полей в
горизонтали. Количество
горизонталей на доске.
Вертикальная линия. Количество
полей в вертикали. Количество
вертикалей на доске. Чередование
белых и черных полей в
горизонтали и вертикали.
Диагональ. Отличие диагонали от
горизонтали и вертикали.
Количество полей в диагонали.
Короткие диагонали. Центр. Форма
центра. Количество полей в центре.
Дидактические задания и игры
«Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ».
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король. Чтение и
инсценировка дидактической
сказки И.Г. Сухина «Приключения
в шахматной стране».
Дидактические задания и игры
«Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай»,
«Что общего?», «Большая или
маленькая».
Расстановка фигур перед
шахматной партией. Правило:

11

Дата
провед
ения

6

7

8

9

10

11
12

Начальное положение
Проверочная работа.

(начальная
позиция);
расположение
каждой из
фигур в
начальной
позиции;
правило «ферзь
любит свой
цвет»; связь
между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями и
начальной
расстановкой
фигур.
4. Ходы и взятие фигур. (Основная тема
Знакомство с шахматной учебного
курса.)
фигурой. Ладья.
Правила хода и
взятия каждой
из фигур, игра
«на
Ладья в игре.
уничтожение»,
белопольные и
чернопольные
слоны,
одноцветные и
разноцветные
Знакомство с шахматной слоны,
качество,
фигурой. Слон.
легкие и
тяжелые
фигуры,
ладейные,
коневые,
слоновые,
ферзевые,
королевские
пешки, взятие
Слон в игре.
на проходе,
превращение
пешки.

Ладья против слона.
Решение шахматных
задач.

«Ферзь любит свой цвет», связь
между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур.
Дидактические задания и игры
«Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

Место ладьи в начальном
положении. Ход. Ход ладьи.
Взятие. Дидактические задания и
игры «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры
«Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ладья
против ладьи, две ладьи против
одной, две ладьи против двух),
«Ограничение подвижности».
Место слона в начальном
положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольнын
слоны. Разноцветные и
одноцветные слоны. Качество.
Легкая и тяжелая фигура.
Дидактические задания и игры
«Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший
путь».
Дидактические задания и игры
«Захват контрольного поля», «Игра
на уничтожение» (слон против
слона, два слона против одного, два
слона против двух), «Ограничение
подвижности».
Дидактические задания и игры
«Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Атака неприятельской
фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру». Термин «стоять под
12

13

Знакомство с шахматной
фигурой. Ферзь.

14

Ферзь в игре.

15

Ферзь против ладьи и
слона.
Решение шахматных
задач.

16

17

Знакомство с шахматной
фигурой. Конь.

18

Конь в игре.

19

Конь против ферзя,
ладьи слона.

боем». Дидактические задания и
игры «Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ладья
против слона, две ладьи против
слона, ладья против двух слонов,
две ладьи против двух слонов,
сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место ферзя в начальном
положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь – тяжелая фигура.
Дидактические задания и игры
«Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший
путь».
Дидактические задания и игры
«Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ферзь
против ферзя), «Ограничение
подвижности».
Дидактические задания и игры
«Перехитри часовых». «Сними
часовых». «Атака неприятельской
фигуры». «Двойной удар»,
«Взятие». «Защита». «Выиграй
фигуру», «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение»
(ферзь против ладьи, ферзь против
слона, ферзь против ладьи и слона,
сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место коня в начальном
положении. Ход коня, взятие. Конь
– легкая фигура. Дидактические
задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в
поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры
«Захват контрольного поля», «Игра
на уничтожение» (конь против
коня, два коня против одного, один
конь против двух, два коня против
двух), «Ограничение
подвижности».
Дидактические задания и игры
«Перехитри часовых». «Сними
часовых». «Атака неприятельской
13

20

Решение шахматных
задач.

21

Знакомство с пешкой.

22

Пешка в игре.

23

Пешка против ферзя,
ладьи, коня, слона.
Решение шахматных
задач.

24

25

Знакомство с шахматной
фигурой. Король.

26

Король против других
фигур.

27

Решение шахматных
задач.

фигуры». «Двойной удар».
«Взятие». «Защита». «Выиграй
фигуру. «Захват контрольного
поля». «Защита контрольного
поля». «Игра на уничтожение»
(конь против ферзя, конь против
ладьи, конь против слона, сложные
положения), «Ограничение
подвижности».
Место пешки в начальном
положении. Ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая, королевская
пешка. Ход пешки, взятие. Взятие
на проходе. Превращение пешки.
Дидактические задания и игры
«Лабиринт», «Один в поле воин».
Дидактические задания и игры
«Игра на уничтожение» (пешка
против пешки, две пешки против
одной, одна пешка против двух,
многопешечные положения),
«Ограничение подвижности».
Дидактические задания и игры»
Перехитри часовых». «Сними
часовых». «Атака неприятельской
фигуры». «Двойной удар».
«Взятие». «Защита». «Выиграй
фигуру». «Игра на уничтожение»
(пешка против ферзя, пешка против
ладьи, пешка против слона, пешка
против коня, сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место короля в начальном
положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его
ставить нельзя. Дидактические
задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в
поле воин», «Кратчайший путь»,
«Игра на уничтожение» (король
против короля).
Дидактические задания и игры
«Перехитри часовых». «Сними
часовых». «Атака неприятельской
фигуры». «Двойной удар»,
«Взятие». «Защита», «Выиграй
фигуру». «Захват контрольного
поля». «Защита контрольного
поля». «Игра на уничтожение»
(король против ферзя, король
против ладьи, король против слона,
король против коня, король против
14

пешки), «Ограничение
подвижности».

28
29

5. Цель шахматной
партии.
Шах.
Шах.

30

Мат.

31

Мат

32
33

Ставим мат.
Ставим мат.

Шах, мат, пат,
ничья, мат в
один ход,
длинная и
короткая
рокировка и ее
правила.

34
Ничья, пат.
35-36 Решение шахматных
задач.
37
38-39

40-41

Рокировка.
Решение шахматных
задач.
6. Игра всеми
фигурами из
начального положения.
Шахматная партия.

42-45

Шахматная партия

46

Повторение
программного
материала.

47-52

Игра всеми фигурами из
начального положения в
паре.
Решение шахматных
задач.
Практическая работа.

53-55
56-58

Самые общие
представления
о том, как
начинать
шахматную
партию.

Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от шаха.
Открытый шах. Двойной шах.
Дидактические задания «Шах или
не шах», «Дай шах», «Пять шахов»,
«Защита от шаха». Дидактическая
игра «Первый шах».
Цель игры. Мат ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой. Мат в один
ход. Мат в один ход ферзем,
ладьей, слоном, пешкой (простые
приемы). Дидактические задания
«Мат или не мат», «Мат в один
ход».
Мат в один ход: сложные примеры
с большим числом шахматных
фигур. Дидактическое задание
«Дай мат в один ход».
Отличие пата от мата. Варианты
ничьей. Примеры на пат.
Дидактическое задание «Пат или не
пат».
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки. Дидактическое
задание «Рокировка».

Игра всеми фигурами из
начального положения (без
пояснения о том, как лучше
начинать шахматную партию).
Дидактическая игра «Два хода».
Игра всеми фигурами из
начального положения. (с
пояснения о том, как лучше
начинать шахматную партию).
Самые общие рекомендации о
принципах разыгрывания дебюта.
Игра всеми фигурами из
начального положения.
Демонстрация коротких партий.
Мат в один и два хода
Повторение программного
15

Игра в шахматы. Азы
шахматных турниров.

59-62
63-72

Решение шахматных
задач.
Игра всеми фигурами из
начального положения в
паре.

материала – викторины «В стране
шахмат», проверочные работы.
Блиц – опрос и т.д. Игра всеми
фигурами из начального положения
в паре.
Мат в один
Самые общие рекомендации о
принципах разыгрывания дебюта.
Игра всеми фигурами из
начального положения.
Демонстрация коротких партий

2 год обучения (72 часа; 2 часа в неделю)
№
урока

1-2

2-3

Тема занятия
Повторение
изученного
материала.
Повторение
изученного
материала.

Виды деятельности

Повторение
программного
материала,
изученного за
год обучения

Просмотр диафильма «Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в
мире шахмат». Поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр. Ходы
шахматных фигур. Шах, мат, пат.
Начальное положение.
Игровая
практика (игра всеми фигурами из
начального положения).
Рокировка. Взятие на проходе.
Превращение
пешки.
Варианты
ничьей. Самые общие рекомендации о
принципах разыгрывания дебюта.
Задания на мат в один ход.
Демонстрация
коротких
партий.
Дидактические игры и задания «Две
фигуры против целой армии», «Убери
лишние фигуры», «Ходят только
белые»,
«Неотвратимый
мат».
Игровая практика.
Происхождение шахмат. Легенды о
шахматах. Чатуранга и шатрандж.
Шахматы проникают в Европу.
Просмотр
диафильма
«Книга
шахматной мудрости. Второй шаг в
мир шахмат». Чемпионы мира по

Повторение
изученного
материала.

1. Краткая
история шахмат.
4-5

Содержание

Краткая история
шахмат.

Рождение
шахмат. От
чатуранги к
шатранджу.
Шахматы
проникают в

16

Дата
провед
ения

6-7

8-9

10-11

12-13

14-15

16-17

18-19

2. Шахматная
нотация.
Шахматная
нотация.
Обозначение
горизонталей,
вертикалей, полей.

Шахматная
нотация.
Обозначение
шахматных фигур и
терминов.
3. Ценность
шахматных
фигур.
Ценность
шахматных фигур.
Ценность фигур.
Сравнительная
сила фигур.
Ценность
шахматных фигур.
Достижение
материального
перевеса.
Ценность
шахматных фигур.
Способы защиты.

Европу.
Чемпионы мира
по шахматам.
Обозначение
горизонталей и
вертикалей,
полей,
шахматных
фигур. Краткая и
полная
шахматная
нотация. Запись
шахматной
партии. Запись
начального
положения.

Ценность фигур.
Сравнительная
сила фигур.
Достижение
материального
перевеса.
Способы
защиты.

Обозначение
горизонталей,
вертикалей, полей. Дидактические
игры и задания «Назови вертикаль»,
«Назови
горизонталь»,
«Назови
диагональ», «Какого цвета поле»,
«Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая
практика. На этом занятии дети, делая
ход, проговаривают, какая фигура с
какого поля на какое идет. Например:
«Король с е1 – на е2».
Обозначение шахматных фигур и
терминов. Запись начального
положения. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись
шахматной партии. Игровая практика
(с записью шахматной партии или
фрагмента шахматной партии).
Ценность фигур. Сравнительная сила
фигур. Дидактические игры и
задания» Кто сильнее», «Обе армии
равны». Достижение материального
перевеса. Дидактические игры и
задания «Выигрыш материала»
(выигрыш ферзя). Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания»
Выигрыш материала» (выигрыш
ладьи, слона, коня). Игровая практика.

Ценность
шахматных фигур.
Защита.
4. Техника
матования
одинокого короля.
Техника матования
одинокого короля.

шахматам. Игровая практика.

Две ладьи
против короля.
Ферзь и ладья
против короля.
Король и ферзь
против короля.

Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания
«Выигрыш материала» (выигрыш
пешки). Способы защиты.
Дидактические игры и задания
«Защита» (уничтожение атакующей
фигуры, уход из-под боя). Игровая
практика.
Защита. Дидактические игры и
задания «Защита» (защита
атакованной фигуры другой своей
фигурой, перекрытие, контратака).
Игровая практика.
Две ладьи против короля.
Дидактические игры и задания «Шах
или мат», «Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.
17

20-21

Две ладьи против
короля.
Техника матования
одинокого короля.
Ферзь и ладья
против короля.

22-23

Техника матования
одинокого короля.
Ферзь и король
против короля.

24-25

Техника матования
одинокого короля.
Ладья и король
против короля.

26-27

28-29

30-31

32-34

35-37

5. Достижение
мата без жертвы
материала
Достижение мата
без жертвы
материала.
Учебные
положения на мат в
два хода в
эндшпиле.
Достижение мата
без жертвы
материала.
Учебные
положения на мат в
два хода в
миттельшпиле.
Достижение мата
без жертвы
материала.
Учебные
положения на мат в
два хода в дебюте.
6. Шахматная
комбинация.
Матовые
комбинации. Темы
комбинаций. Тема
отвлечения.
Матовые
комбинации. Тема

Король и ладья
против короля.

Учебные
положения на
мат в два хода в
дебюте,
миттельшпиле и
эндшпиле
(начале,
середине и
конце игры).
Защита от мата.

Ферзь и ладья против короля.
Дидактические игры и задания «Шах
или мат», «Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.
Ферзь и король против короля.
Дидактические игры и задания «Шах
или мат», «Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.
Ладья и король против короля.
Дидактические игры и задания «Шах
или мат», «Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода
в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические
игры и задания «Объяви мат в два
хода». Защита от мата. Дидактические
игры и задания «Защитись от мата».
Игровая практика.

Учебные положения на мат в два хода
в миттельшпиле. Дидактические игры
и задания «Объяви мат в два хода».
Защита от мата. Дидактические игры и
задания «Защитись от мата». Игровая
практика.

Достижение
мата путем
жертвы
шахматного
материала
(матовые
комбинации).
Типы матовых

Учебные положения на мат в два хода
в дебюте. Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода».
Защита от мата. Дидактические игры и
задания «Защитись от мата». Игровая
практика.
Матовые комбинации. Темы
комбинаций. Тема отвлечения.
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема
завлечения. Дидактические игры и
18

завлечения.
38-40

Матовые
комбинации. Тема
блокировки.

41-43

Матовые
комбинации. Тема
разрушения
королевского
прикрытия.
Матовые
комбинации. Тема
освобождения
пространства. Тема
уничтожения
защиты. Тема
«рентгена».
Матовые
комбинации.
Другие шахматные
комбинации и
сочетание приемов.
Комбинации,
ведущие к
достижению
материального
перевеса. Тема
отвлечения. Тема
завлечения.
Комбинации,
ведущие к
достижению
материального
перевеса. Тема
уничтожения
защиты. Тема
связки.
Комбинации,
ведущие к
достижению
материального
перевеса. Тема
освобождения
пространства. Тема
перекрытия
Комбинации,
ведущие к
достижению
материального
перевеса. Тема
превращения

44-46

47-48

49-50

51-52

53-54

55-56

комбинаций:
темы
разрушения
королевского
прикрытия,
отвлечения,
завлечения,
блокировки,
освобождения
пространства,
уничтожения
защиты и др.
Шахматные
комбинации,
ведущие к
достижению
материального
перевеса.
Комбинации для
достижения
ничьей
(комбинации на
вечный шах,
патовые
комбинации и
др.).

задания «Объяви мат в два хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема
блокировки. Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема
разрушения королевского прикрытия.
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема
освобождения пространства. Тема
уничтожения защиты. Тема
«рентгена». Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации. Другие
шахматные комбинации и сочетание
приемов. Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема
отвлечения. Тема завлечения.
Дидактические игры и задания
«Выигрыш материала». Игровая
практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема
уничтожения защиты. Тема связки.
Дидактические игры и задания
«Выигрыш материала». Игровая
практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема
освобождения пространства. Тема
перекрытия. Дидактические игры и
задания «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема
превращения пешки. Дидактические
игры и задания «Проведи пешку в
ферзи». Игровая практика.
19

57-58

59-60

61-62

63-64

65-66

67-68

69

70-72

пешки.
Комбинации,
ведущие к
достижению
материального
перевеса.
Сочетание
тактических
приемов.
Комбинации для
достижения
ничьей. Патовые
комбинации.
Комбинации для
достижения
ничьей.
Комбинации на
вечный шах.
Типичные
комбинации в
дебюте.

Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Сочетание
тактических приемов. Дидактические
игры и задания «Выигрыш
материала». Игровая практика.

Комбинации для достижения ничьей.
Патовые комбинации. Дидактические
игры и задания «Сделай ничью».
Игровая практика.
Комбинации для достижения ничьей.
Комбинации на вечный шах.
Дидактические игры и задания
«Сделай ничью». Игровая практика.
Типичные комбинации в дебюте.
Дидактические игры и задания
«Проведи комбинацию». Игровая
практика.
Типичные комбинации в дебюте
(более сложные примеры).
Дидактические игры и задания
«Проведи комбинацию». Игровая
практика.

Типичные
комбинации в
дебюте (более
сложные примеры).
Повторение
программного
материала
Повторение
программного
материала. Шах.
Повторение
программного
материала. Ничья.
Повторение
программного
материала. Мат.
Обобщение знаний.

Повторение
программного
материала,
изученного за
первый и второй
год обучения

Дидактические игры и задания.
Игровая практика.
Дидактические игры и задания.
Игровая практика.
Дидактические игры и задания.
Игровая практика.

3 год обучения (72 часа;2 часа в неделю)

№
урока

Дата
Тема занятия

Содержание

Виды деятельности

20

пл
ан

фа
кт

Повторение
изученного материала
1-2
3-4

Повторение изученного
материала.
Игровая практика

5-6

Повторение изученного
материала.

7-8

Практика матования
одинокого короля (дети
играют попарно).

9-10
11-12
13-14

15-16

17-18

19-20
21-22

1. ОСНОВЫ
ДЕБЮТА
Двух- и трехходовые
партии.
Решение задания “Мат
в 1 ход”
Невыгодность раннего
ввода в игру ладей и
ферзя.
Решение заданий
“Поймай ладью”,
“Поймай ферзя”.
Игра “на мат” с первых
ходов партии. Детский
мат. Защита.
Решение заданий.
Вариации на тему
детского мата. Другие
угрозы быстрого мата в
дебюте. Защита. Как

Повторение
программного
материала,
изученного за Просмотр диафильмов
“Приключения в Шахматной
2 год
стране. Первый шаг в мир шахмат”
обучения
и “Книга шахматной мудрости.
Второй шаг в мир шахмат”. Поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр. Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение пешки.
Взятие на проходе. Шах, мат, пат.
Начальное положение.
Шахматная нотация. Обозначение
горизонталей, вертикалей, полей.
Обозначение шахматных фигур и
терминов. Запись начального
положения. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись
шахматной партии. Ценность
шахматных фигур. Пример
матования одинокого короля.
Решение учебных положений на
мат в два хода без жертвы
материала и с жертвой материала
(из учебника второго года
обучения).
Игровая
практика с
записью
шахматной
партии
Игровая
практика
Выявление причин поражения в них
одной из сторон. Дидактическое
задание “Мат в 1 ход” (на втором
либо третьем ходу партии).
Дидактические задания “Поймай
ладью”, “Поймай ферзя”.
Дидактические задания “Поставь
детский мат”, “Защитись от мата

Дидактические задания “Поставь
детский мат”, “Мат в 1 ход”,
“Защитись от мата”.
21

23-24

отражать скороспелый
дебютный наскок
противника.
Решение заданий
“Повторюшка-хрюшка”
(черные копируют
ходы белых).
Наказание
“повторюшек”.
Решение заданий

Дидактические задания “Поставь
мат в 1 ход “повторюшке”,
“Выиграй фигуру у “повторюшки”.

Принципы игры в
дебюте. Быстрейшее
развитие фигур. Темпы.
Гамбиты.
Решение задания
“Выведи фигуру”..
Наказание за
несоблюдение
принципа быстрейшего
развития фигур.
“Пешкоедство”.
Неразумность игры в
дебюте одними
пешками (с
исключениями из
правила).
Решение заданий.
Принципы игры в
дебюте. Борьба за
центр. Гамбит Эванса.
Ферзевый гамбит.
Решение заданий.

Дидактическое задание “Выведи
фигуру”.

42-43

Принципы игры в
дебюте. Безопасное
положение короля.
Рокировка.

Дидактические задания “Можно ли
сделать рокировку?”, “В какую
сторону можно рокировать?”,
“Поставь мат в 1 ход
нерокированному королю”,
“Поставь мат в 2 хода
нерокированному королю”, “Не
получат ли белые мат в 1 ход, если
рокируют?”.

44-45

Решение заданий.

46-47

Принципы игры в
дебюте. Гармоничное
пешечное
расположение. Какие
бывают пешки.
Решение заданий.

25-26

27-28
29-31

32-33
34-35

36-37
38-41

41-42

48-49

Дидактические задания “Мат в два
хода”, “Выигрыш материала”,
“Накажи “пешкоеда”, “Можно ли
побить пешку?”.

Дидактические задания “Захвати
центр”, “Выиграй фигуру”.

Дидактические задания “Чем бить
черную фигуру?”, “Сдвой
противнику пешки”.

22

50-51

52-53
54-56

57-58
59-60
61-62

63-64

65-67

68-72

Связка в дебюте.
Полная и неполная
связка.
Решение заданий.

Дидактические задания “Выиграй
фигуру”, “Сдвой противнику
пешки”, “Успешное развязывание”.

Очень коротко о
дебютах. Открытые,
полуоткрытые и
закрытые дебюты.
Решение заданий.
Типичные комбинации
в дебюте.
Типичные комбинации
в дебюте (более
сложные примеры).
Повторение
программного
материала
Повторение
программного
материала. Решение
задач.
Повторение
программного
материала. Решение
задач.
Повторение
программного
материала. Обобщение
знаний.

Повторение
Дидактические игры и задания.
программного Игровая практика.
материала,
изученного за
второй и
третий год
обучения

4 год обучения (72 часа; 2 часа в неделю)
№
урока

1-2

3-4

Тема занятия
Повторение
изученного
материала.
Повторение
изученного
материала.
Игровая практика

Дата

Содержа
ние

Виды деятельности

Повторен
ие
программ
ного
материала
,
изученног

Просмотр диафильмов “Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мир
шахмат” и “Книга шахматной мудрости.
Второй шаг в мир шахмат”. Поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Ходы фигур, взятие. Рокировка.
Превращение пешки. Взятие на проходе.

23

пл
ан

фа
кт

5-6

Повторение
изученного
материала.
1. ОСНОВЫ
МИТТЕЛЬШПИЛЯ

о за год
обучения

7-8

Самые общие
рекомендации о том,
как играть в
миттельшпиле.

Игровая
практика

9-10

Игровая практика

11-12

Тактические приемы.
Связка в
миттельшпиле.
Двойной удар.
Тактические приемы.
Открытое нападение.
Открытый шах.
Двойной шах.
Решение задания
“Выигрыш
материала”.
Матовые комбинации
(на мат в 3 хода) и
комбинации, ведущие
к достижению
материального
перевеса. Темы
завлечения,
отвлечения,
блокировки.
Решение заданий.
Матовые комбинации
и комбинации,
ведущие к
достижению
материального
перевеса. Темы
разрушения
королевского
прикрытия,
освобождения
пространства,
уничтожения защиты.
Решение заданий.

13-14

15-16

17-18

19-20
21-22

23-24
25-26

Матовые комбинации
и комбинации,
ведущие к
достижению
материального
перевеса. Темы

Шах, мат, пат. Начальное положение.

Дидактическое
материала

задание

“Выигрыш

Дидактическое задание “Выигрыш
материала”.
Дидактические задания “Объяви мат в 3
хода”, “Выигрыш материала”.

Игровая
практика

Дидактические задания “Объяви мат в 3
хода”, “Выигрыш материала”.

Дидактические задания “Объяви мат в 3
хода”, “Выигрыш материала”.

24

27-28
29-30

31-32
33-34

35-36
37-38

39-40

41-42

43-44
45-46

47-48
49-50

связки, “рентгена”,
перекрытия.
Решение заданий.
.Матовые комбинации
и комбинации,
ведущие к
достижению
материального
перевеса. Другие
темы комбинаций и
сочетание
тематических
приемов.
Решение заданий.
Комбинации для
достижения ничьей.
Патовые комбинации.
Комбинации на
вечный шах.
Решение заданий.
“Сделай ничью”.
Классическое
наследие.
“Бессмертная” партия.
“Вечнозеленая”
партия.
Решение заданий
2. ОСНОВЫ
ЭНДШПИЛЯ
Ладья против ладьи.
Ферзь против ферзя.
Ферзь против ладьи
(простые случаи).
Решение заданий

Игровая
практика
Игровая
практика

Дидактические задания “Объяви мат в 3
хода”, “Выигрыш материала”.

Дидактическое задание “Сделай ничью”.

Дидактические задания “Мат в 2 хода”,
“Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

Ферзь против слона.
Ферзь против коня.
Ладья против слона
(простые случаи).
Ладья против коня
(простые случаи).
Решение заданий

Дидактические задания “Мат в 2 хода”,
“Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

Матование двумя
слонами (простые
случаи). Матование
слоном и конем
(простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”,
“Мат в 3 хода”.

25

51-52

Решение заданий

53-54

Пешка против короля.
Когда пешка проходит
в ферзи без помощи
своего короля.
Правило “квадрата”.
Решение заданий
Игровая
практика
Пешка против короля.
Белая пешка на
седьмой и шестой
горизонталях. Король
помогает своей пешке.
Оппозиция.
Решение заданий
Игровая
практика
Пешка против короля.
Белая пешка на пятой
горизонтали. Король
ведет свою пешку за
собой.
Решение заданий
Игровая
практика
Удивительные
ничейные положения.
Два коня против
короля. Слон и пешка
против короля. Конь и
пешка против короля.
Игровая
Повторение
практика
программного
материала. Решение
заданий

55-56
57-58

59-60
61-62

63-64
65-66

67-72

Игровая
практика
Дидактическое задание “Квадрат”.

Дидактические задания “Мат в 2 хода”,
“Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”,
“Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить
королем?”.

Дидактические задания “Мат в 3 хода”,
“Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или
ничья?”, “Куда отступить королем?”.

Дидактические задания “Куда отступить
королем?”, “Путь к ничьей”.

26

5. Перечень ключевых слов.
Рокировка
Белые и черные поля
Борьба за центр
Быстрейшее развитие фигур
Гамбиты
Гармоничное пешечное расположение
Горизонталь, вертикаль
Двойной удар
Двойной шах
Двух- и трехходовые партии
Детский мат и защита от него
Диагональ
длинная и короткая рокировка
Достижение материального перевеса
Запись начального положения
Запись шахматной партии
Игра на мат с первых ходов
Ключевые поля
Краткая и полная шахматная нотация
Мат в один ход
Матовые комбинации на мат в 3 хода
Начальное положение (начальная позиция)
Оппозиция
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
Открытое нападение
Открытый шах
Пат, шах, мат
Понятие о темпе
Правило “квадрата”
Принципы игры в дебюте
Связка в дебюте
Способы защиты
Сравнительная сила фигур
Тактические приемы
Ценность фигур
27

6. Методические материалы
Список литературы по обучению детей шахматной игре
1. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.
2. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
3. Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО
“Марвик-М”, 1994.
4. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК,
1990.
5. Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.
6. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
7. Макарычев С., Макарычева М. От А до ...— М.: “64”, 1995.
8. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель,
АСТ, 2001.
9. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский
центр Маркота.
10. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
11. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
12. Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991.
13. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:
Поматур, 2000.
14. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
15. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
16. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
17. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной
школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
18. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
19. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск:
Духовное возрождение, 2004.
20. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное
возрождение, 2005.
21. Суэтин И. Как играть дебют.— М.: ФиС, 1981.
22. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991.
23. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика,
1991.
24. Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.
25. Шумилин Н. Практикум по тактике.— М.: Андреевский флаг, 1993.
26. Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.
27. Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.

28

Дидактические шахматные сказки
1.Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
2.Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
3.Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения
деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
4.Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И.
Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов //
Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа,
1994. – Вып. 2.
5.Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране.
– М.: Педагогика, 1991.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
1.Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра. Ильин Е.
Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
2. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир.Никитин В. Чья армия
сильней? – Красноярск, 1977.
3.Сухин И. Волшебная игра.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».