ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Игрушка и сувенир»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года
2023 г
Содержание
1. Пояснительная записка.... ………………………………………..…….. 3
1.1. Актуальность программы
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Адресность и объём программы
1.4. Особенность программы
1.5. Формы аттестации
2.
Планируемые результаты .…………………………………………… 6
3.
Учебный план . ………………………………………………………… 6
4. Календарный учебный график . ……………………………………… 7
5. Тематический план … ……..…………………………………………… 7
6. Рабочая программа модуля « Игрушка и сувенир»……………….. 10
6.1. Содержание программы 1 год обучения
6.2. Содержание программы 2 год обучения
6.3. Календарно-тематическое планирование
7. Материально – техническое обеспечение…………………………… 16
8. Организационно – педагогические условия………………………… 16
8.1. Кадровые условия
8.2. Материально-технические условия
9. Список литературы. ……………………………………………………. 17
2
1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Образовательная программа «Игрушка и сувенир», является авторской,
имеет художественную направленность. Программа призвана углубить
представление о видах декоративно-прикладного искусства через изготовление
поделок своими руками, выйти за рамки школьной программы «Технология
(ручной труд)».
Цель программы: направлена на развитие художественно-эстетического вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам декоративноприкладного искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и
образного мышления, подготовки личности к воспитанию трудолюбия,
формированию
стремления
к
воссозданию
чувственного
образа
воспринимаемого мира.
Задачи программы:
- развитие творческих способностей;
- формирование у обучающихся эмоциональной отзывчивости, эмоциональнооценочных отношений и интереса к образцам декоративно-прикладного
искусства;
- формирование у обучающихся углублённых знаний и умений:
Освоение характерных элементов, колорита, композиции;
Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах,
скручивать куклы обереги, воспитывая при этом чувство формы, ритма,
симметрии
Воспитание на образцах изделий педагога внимательного и бережного
отношения к окружающей среде
Воспитание желания заниматься трудовой деятельностью
Обучение трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы,
коллективному взаимодействию, взаимопомощи друг другу.
Адресность и объем
Образовательная программа дополнительного образования «Игрушка и
сувенир» адресована всем желающим образовательных отношений –
обучающиеся 1-3 классов, желающих расширить свои представления в области
декоративно-прикладного
искусства
и
их
родителям
(законным
представителям). Программа рассчитана на изучение курса обучающихся 1-3
3
классов в течение двух лет обучения и предусматривает 108 часов, из расчета 36
часов (1-ый год обучения) для 1 класса и 72 часа (2-ой год обучения) для 2
класса. Занятия проходят 1 раз в неделю для 1 кл. по 1 ак. ч., для 2 кл. по 2 ак.
часа.
В целях реализации Программы предполагается использование различных
видов и форм занятий, разнообразных путей организации познавательной
деятельности обучающихся, привлечение широкого круга источников знания и
информации.
Набор детей проходит в начале учебного года только по желанию ребёнка.
Количество детей ограничено:
1-ый год обучения (1 класс) до 10-15 человек
2-ой год обучения (2 класс) до 10-12 человек.
Дети одного возраста, изучая общую тему, могут выполнить изделия разные
по объёму и сложности в зависимости от уровня развития творческого
мышления.
Особенностью данной программы является то, что она носит развивающий
характер. Развитие мелкой моторики, пространственного и творческого
воображения, трудовых навыков. Содержание учебного материала
ориентировано на активизацию творческих способностей детей и формирования
у них желания создавать своими руками.
Некоторые разделы программы, носят названия конкретных праздников, т.к.
ориентированы на изготовление различного рода подарков, игрушек, сувениров
к данным праздникам. Несколько разделов программы носят названия, которые
отражают определённый вид трудовой деятельности («Лепка из пластилина»,
«Оригами», «Аппликация из бумаги и картона») и др.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки, качество и творчество, а
принципы организации процесса обучения строятся по принципу:
- целенаправленность
- системность
- последовательность
- доступность
- самостоятельность
- успешность.
В процессе обучения обучающиеся знакомятся:
- с предметом труда – используемым материалом;
- с орудиями труда – применяемыми инструментами;
- с практической деятельностью - умением выполнять необходимые операции
определёнными инструментами.
В процессе обучения предусматривается разнообразие операций по
изготовлению изделий. При возникновении сложностей в операционных
умениях, необходимостью является следующее:
4
- повторный показ операций, сопровождаемый объяснением
- наблюдение за руками учащегося при выполнении операций
- синхронность движений рук учащегося и педагога
- постепенное усложнение выполняемых операций для отработки умелости рук.
В процессе обучения обучающиеся, работают с такими материалами, как
бумага, картон, пластилин, газета, природный материал, нитки, пуговки, стекло,
пластик и др.
На занятиях имеет место изучение (10-15 минут от занятия) теоретического
материала по истории создания той или иной игрушки, сувенира с
использованием тематической литературы и наглядного материала это:
- образцы изделий и форм отдельных деталей
- схемы выполнения определённых видов работ
- инструкции по технике безопасности.
Основное место на занятиях отводится практической работе, которая имеет свои
особенности в зависимости от вида выполняемого изделия и используемого
материала.
Занятия подразумевают проявления детьми трёх уровней активности:
- репродуктивно-подражательный
- поисково - исполнительный
- творческий.
Последняя активность самого высокого уровня она связана
с
сообразительностью, самостоятельным поиском, с обдумыванием трудовых
операций. Учащиеся идут к ней с первого занятия.
Занятия с детьми по предложенной программе способствуют:
- адаптации ребёнка к жизни в личностно-значимой сфере через приобщение его
к художественно-творческой деятельности
- организации содержательного досуга
- созданию комплекса условий для личностного развития ребёнка и подготовки
его к будущему, на основе развития общечеловеческих качеств, которые всегда
и в любой ситуации создают основу для решения всех жизненных проблем и
конфликтов
- развитию в каждом ребёнке его творческого начала.
Формы аттестации
Способы определения результативности:
мониторинг образовательной деятельности ребенка,
опрос,
педагогическое наблюдение,
участие в выставках, конкурсах городского уровня,
тематическое и семестровое оценивание,
5
карта личных достижений воспитанника в 1-ом семестре, во 2-ом
семестре.
С целью учёта знаний и умений в конце учебного года:
для всей параллели 1-х классов (1 год обучения) занятие в форме
соревнования «Изготовление гусеницы», где обучающиеся показывают
свои знания, умения и навыки
для 2-х классов (2 год обучения) защищают творческие проекты (по
желанию)
для 2-х классов (2 год обучения) участие личных или коллективных
творческих работ в районных выставках и конкурсах.
2. Планируемые результаты
Учащиеся, прошедшие курс обучения должны знать:
- основные виды декоративно-прикладного творчества (согласно своему
возрасту)
- основы материаловедения
- материалы и инструменты, используемые в работе
- свойства ткани, бумаги, картона, газеты, пластмассы, стекла, ниток и
природных материалов
- общие правила технологии изготовления игрушек и сувениров из различных
материалов
- способы оформления, декорирования изделий из различных материалов
- соблюдение правил техники безопасности
Должны уметь:
- свободно владеть и объяснять правила пользования инструментами и
приспособлениями, необходимыми в процессе работы
- выполнять и объяснять правило выполнения ручных швов
- объяснять правило кроя и последовательность изготовления изделий
выполнять
необходимые
операции
по
изготовлению
изделий
(соответствующих возрасту)
3. Учебный план
Программа рассчитана на изучение курса обучающихся 1-3 классов в течение
двух лет обучения и предусматривает 108 часов, из расчета 36 часов (1-ый год
обучения) для 1 класса и 72 часа (2-ой год обучения) для 2 класса. Занятия
проходят 1 раз в неделю для 1 кл. по 1 ак. ч., для 2 кл. по 2 ак. часа.
Название модуля
Количество часов
1 год
2 год
6
итого
1. Игрушка и сувенир
обучения
36
обучения
72
108
4. Календарный учебный график основного общего образования МАОУ
СОШ п. Цементный
Годовой календарный учебный график Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
посёлка Цементный составляется с целью обеспечения единства
образовательной деятельности в образовательном пространстве посёлка
Цементный и Невьянского городского округа. Он обеспечивает соблюдение
прав обучающихся, их родителей и педагогов, выполнение нормативноправовых требований к организации учебной деятельности в школе.
Продолжительность учебного времени и времени каникул, предусмотренная
настоящим календарным учебным графиком, соответствует требованиям
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденного
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях». При ежегодном составлении
и утверждении календарного учебного графика на текущий учебный год
администрация МАОУ СОШ п. Цементный руководствуется Примерным
календарным графиком управления образования Невьянского городского округа
для муниципальных образовательных учреждений.
Государственная итоговая аттестация проводится по расписанию, ежегодно
устанавливаемому
Министерством образования и науки Российской
Федерации.
Особенности календарного учебного графика освоения программы
«Решение уравнений и задач повышенной сложности»
1-3 сентября – организационные мероприятия (формирование группы);
начало занятий в рамках реализации программы – вторая неделя
сентября текущего года, окончание - в соответствии с учебным
планом программы;
учебный год для 1 класса делится на 5 четвертей (33 уч. недели);
учебный год для 2 класса делится на 4 четверти (34 уч. недели);
во время каникул занятия проводятся в форме дистанционного обучен.
время начала занятий определяется с учетом текущего расписания
обучающихся и занятостью преподавателя – после основных занятий
(с перерывом не менее 45 минут);
учебные занятия, выпадающие на праздничные дни, переносятся на
другие рабочие дни.
7
5. Тематический план дополнительной образовательной программы в
1классе «Игрушка и сувенир» 36 часов
№
Название разделов
Название темы
1
Вводное занятие
1.Материалы,
инструменты и
приспособления.
1
2
Аппликация из
листьев.
1. Осень (проект).
4
3
Мастерская Деда
Мороза.
1. Игрушки из ниток.
4
2. Аппликация из
салфеток. Снеговик.
5
Лепка из пластилина.
1. Пластилин-волшебник.
3
2. «Рисунки» жгутиками
из пластилина (свою
любимую букву).
2
П/П
4
3. «Рисунки» жгутиками
из
пластилина
(корзиночка).
4. Пластилиновые розы
для корзинки.
5. Лепка из отдельных
частей. Игрушки.
6. Рисунки пластилином.
5
Аппликация
бумаги и картона
из 1. Открытка для мамы.
8
Колво
часов
2
2
3
4
3
Коррекция
6
Оригами.
1.Сердечко, выполнено в
технике оригами.
1
7
Шитьё.
1. Пришивание пуговиц.
1
8
Итоговый урок-игра.
1. Изготовление
гусеницы.
1
Итого:
36
Тематический план дополнительной образовательной программы во 2
классе «Игрушка и сувенир» 72 часа
№
Название разделов
Название темы
П/П
1
Вводный урок
2
Работа с природным 1.Перевоплощение
материалом.
овощей.
3
4
Новогодняя игрушка
Народная игрушка.
Материалы и
инструменты.
Колво
часов
1
3
2.Оберег.
5
3.Кукла оберег.
8
1.Новогодняя открытка.
4
2.Сувенир «Снеговик».
4
3.Сувенир
года».
«Символ
4
1.Скрутим куклу ладную,
милую нарядную (куклазакрутка,
кормилка,
нитяные куклы, куклы
зернушки, покосница.
12
9
Коррекция
5
«День св. Валентина». 1.Сердечки из бумаги и
картона.
2
6
День
защитника Открытка.
Отечества.
4
7
Международный
женский день.
1.Открытка.
4
2.Декорирование
стеклянной посуды.
8
Пасха.
1.Пасхальный заяц.
2
2.Корзинка к Пасхе
6
1.Цветы из бумаги.
2
2. Открытка.
3
8
9
9 Мая.
Итого:
72
6. Рабочая программа модуля « Игрушка и сувенир»
6.1. Содержание программы
1-ый год обучения
Раздел 1. «Вводное занятие» (1ч.)
Тема 1. Материалы, инструменты и приспособления. (1ч.)
Ознакомление обучающихся, с расписанием занятий, правила поведения на
занятии.
Знакомство с материалами необходимыми для работы в течение года.
Дать понятие слову приспособления, познакомить с необходимыми для нашей
работы.
Познакомить с инструментами и правилами безопасной работы с ними.
Раздел 2. «Аппликация из листьев» (4ч.)
Тема 1. Проект «Осень». (4ч.)
Знакомство с техникой ДПТ «Аппликация».
Правила сбора природного материала и подготовка его к работе.
Демонстрация основных приёмов при работе с листьями травы и деревьев.
Правила техники безопасности при работе с клеем и ножницами.
Развитие воображения, чувства формы, восприятия цвета.
Развитие творческого потенциала.
Понятие проект. Виды проектов. Способы выполнения.
10
Условия выполнения группового проекта. Основные правила работы в парах.
Знакомство с видом ДПТ «Оригами». Колосья, выполненные в технике
оригами.
Раздел 3. «Мастерская Деда Мороза» (9ч.)
Тема 1 . Игрушки из ниток. (4ч.)
Материалы, используемые для изготовления игрушек.
Изготовление шерстяных ниток.
Понятие объёмной игрушки и плоской.
Новогодние игрушки из ниток.
Технология изготовления шапочки на ёлку. Праздничное оформление.
Технология изготовления рождественского ангела.
Тема 2. Аппликация из салфеток. Снеговик. (5ч.)
Познакомить с понятием объёмная аппликация.
Технология изготовления объёмной аппликации.
Приём скручивания шариков из бумажных салфеток.
Развивать усидчивость, аккуратность.
Раздел 4. «Лепка из пластилина» (16ч.)
Тема 1. Пластилин волшебник. (3ч.)
Знакомство со свойствами пластилина.
Основные правила при работе с пластилином.
Основные сведения об инструментах, приспособлениях, применяемых при
работе с пластилином.
Развивать моторику мелких мышц пальцев.
Воспитание усидчивости и аккуратности.
Развитие видеть прекрасное в окружающем.
Тема 2. . «Рисунки» жгутиками из пластилина (свою любимую букву). (2ч.)
Приёмы раскатывания жгутиков.
Приучать к планированию своей работы - набросок будущей работы,
прорисовывание работы, выбор цвета, подготовка рабочего места, практическая
деятельность, уборка рабочего места.
Тема 3. «Рисунки» жгутиками из пластилина (корзиночка). (2ч.)
Закрепить умение рисовать жгутиками.
Развивать образное мышление.
Тема 4. . Пластилиновые розы для корзинки. (2ч.)
Приёмы изготовления роз из пластилина.
Приёмы изготовления листьев.
Понятие композиция в корзине.
Развивать образное мышление.
Тема 5. . Лепка из отдельных частей. Игрушки. (3ч.)
Совершенствовать навыки работы с пластилином.
Учить видеть в окружающих предметах объёмные геометрические формы.
Учить анализировать предмет, его строение.
11
Тема 6. Рисунки пластилином. (4ч.)
Основное представление о технике выполнения рисунка с помощью
размазывания.
Воспитывать аккуратность.
Раздел 5. «Аппликация из бумаги и картона» (3ч.)
Тема 1. Открытка для мамы. (3ч.)
Вспомнить: представление об аппликации, свойства бумаги.
Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Технология изготовления объёмной открытки для мамы в технике скрапбукинг.
Композиция открытки.
Раздел 6. «Оригами» (1ч.)
Тема1. Сердечко, выполнено в технике оригами. (1ч.)
Продолжить развивать моторику мелких мышц пальцев.
Побуждать к творческому самовыражению.
Раздел 7. «Шитьё»(1ч.)
Тема 1. Пришивание пуговиц.(1ч.)
Научить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок.
Научить пришивать пуговицы со сквозными отверстиями, закреплять нить.
Развивать моторику мелких мышц пальцев.
Воспитывать точность в работе.
Раздел 8. «Итоговый урок-игра» (1ч.)
Тема 1. Изготовление гусеницы. (1ч.)
Дать представление о стадиях развитии гусениц, пользе.
Виды гусениц, окраски.
Работа в группах. Задание для каждой группы индивидуальное из любого
материала изготовить гусеницу.
Подведение итогов.
6.2. Содержание программы
2-ой год обучения
Раздел 1. «Вводный урок» (1 час)
Тема 1. Материалы и инструменты (1 час)
Знакомство с порядком и содержанием работы на занятиях, с задачами,
планами, традициями коллектива.
Демонстрация образцов игрушек и сувениров.
Основные сведения о материалах и инструментах, используемых в работе.
Соблюдение техники безопасности при работе режущим, колющим
инструментом, правила поведения в кабинете.
Раздел 2. «Работа с природным материалом» (16 часов)
Тема 1. Перевоплощение овощей (3 ч)
Изготовление из овоща существа, применяя при этом режущий инструмент,
текстиль и другие материалы, необходимые для завершения образа.
12
Выявление достоинств из недостатков таких овощей.
Тема 2. Оберег (5 ч)
Знакомство с технологией изготовления и материалами оберегов наших
предков, их символические значения.
Настоящие обереги и их символика.
Изготовление оберега из соломы и его символика.
Тема 3. Кукла оберег (8 ч)
Изготовление куклы из соломы в форме креста.
Изготовление головы куклы, оформление лика, причёски.
Пошив платья для куклы (изучение ручных швов: «через край», «смёточный»).
Декорирование платья.
Раздел 3. «Новогодняя игрушка.» (12 часов)
Тема 1. Новогодняя открытка (4 часа)
Беседа о семейных традициях при встрече Нового года.
Легенда о 12-летнем календарном цикле по восточному календарю.
Просмотр репродукций открыток.
Изготовление открытки, применяя технику – бумага-пластика.
Тема 2. Сувенир «Снеговик» (4 часа)
История появления снеговика.
Основные атрибуты снеговика и определение их половой принадлежности.
Просмотр репродукций снеговиков.
Демонстрация образцов готовых изделий.
Изготовление снеговика.
Подбор материала и раскрой костюма для снеговика.
Декорирование сувенира «Снеговик».
Тема 3. Сувенир «Символ года» (4 часа)
История символа года по восточному календарю.
Изготовление объёмной мягкой игрушки.
Пошив, набивание, декорирование.
Раздел 4. «Народная игрушка» (12 часов)
Тема 1. Скрутим куклу ладную, милую, нарядную (12 ч)
Беседа о видах народных игрушек.
Показ образцов изделий и репродукций народных игрушек.
Изучение технологии куклы - закрутки.
Подбор ткани и декоративной отделки.
Кройка деталей куклы и костюма.
Сборка куклы с использованием различных ручных швов.
Сохранение обереженной функции – безликость куклы.
Раздел 5. «День святого Валентина» (2 часа)
Тема 1. Сердечки из бумаги и картона (2 ч)
История праздника «День святого Валентина».
Демонстрация образцов готовых форм изделий.
13
Способы декорирования.
Самостоятельная разработка своей модели валентинки.
Раздел 6. «День защитника Отечества» (4 часа)
Тема 1. Открытка (4 часа)
Рассказ об истории появления этого праздника.
Способы декорирования открыток.
Показ готовых образцов.
Самостоятельная разработка модели открытки.
Декорирование основы.
Раздел 7. «Международный женский день» (12 часов)
Тема 1. Открытка (4 часа)
Рассказ об истории появления этого праздника.
Традиции в каждой семье встречи этого праздника.
Показ готовых образцов.
Самостоятельная разработка модели открытки.
Декорирование основы.
Тема 2. Декорирование стеклянной посуды (8 ч)
Демонстрация образцов игрушек и сувениров.
Основные сведения о материалах и инструментах, используемых в работе.
Соблюдение техники безопасности при работе режущим, колющим
инструментом, правила поведения в кабинете.
Самостоятельный выбор способа декора посуды, учитывая её форму.
Изготовление и оформление.
Раздел 8. «Сувениры к Пасхе» (8 часов)
Тема 1. Пасхальный заяц(2 часа)
Рассказ об истории появления этого праздника.
Традиции в каждой семье встречи этого праздника.
Показ готовых образцов.
Самостоятельная разработка модели сувенира.
Декорирование основы.
Тема 2. Корзинка к Пасхе (6 ч)
Коллективная работа, взаимодействие в коллективе.
Демонстрация образцов готовых изделий.
Изготовление и декорирование яиц из картона.
Изготовление цыплят для корзиночки.
Декорирование корзиночки.
Раздел 9. «9 МАЯ» (5 часов)
Тема 1. Открытка (3час)
Айрисфолдинг. Техника ДПИ. Сочетание цветов.
Показ готовых образцов.
Самостоятельная разработка модели открытки.
Декорирование основы.
14
Тема 2. Цветы из бумаги (2 час)
Символика разных цветов.
Значение цвета.
Свойства и возможности гофрированной бумаги.
Изучение тех карты изготовления розы, тюльпана, нарцисса.
Оформление ветки цветами либо цветы оформить в букет.
№
урока
1/1
Кол-во
часов
6.3. Календарно-тематическое планирование
Модуля «Игрушка и сувенир»
(36 часов)
Тема урока
Раздел: «Вводный урок» (1 час)
ИТБ. Материалы, инструменты и приспособления
1
Раздел: «Работа с природным материалом» (8 часов)
1
2/1 Перевоплощение овощей
2
3,4/2, Оберег
3
5Кукла оберег
4
8/4-7
Раздел: «Новогодняя игрушка» (10 часов)
9,10/
1,2
11,12
/3,4
1315/57
1618/810
Новогодняя открытка
2
Сувенир «Снеговик»
2
Сувенир «Символ года»
3
Снежинка из ниток
3
Раздел: «День святого Валентина» (2 часа)
19,20 Сердечки из бумаги и картона
/1,2
2
Раздел «День защитника Отечества» (2 часа)
2
21,22/ Открытка
15
Коррекция
КТП
1,2
Раздел: «Международный женский день» (6 часов)
2
23,24/ Открытка
1,2
4
25Декорирование стеклянной посуды.
28/3-6
Раздел: «Сувениры к Пасхе» (8 часов)
2
29,30/ Пасхальный заяц
1,2
6
31- Корзинка к Пасхе
36/3-8
Итого: 36 часов
7. Материально – техническое обеспечение.
Оборудование:
Столы, стулья, учебная доска,
Шкафы, стеллажи - для хранения материалов и инструментов
Витрины, полки, планшеты - для демонстрации, выполненных работ
Гладильная доска
Наглядные пособия
Материалы:
Ткань: драп, плательная, трикотаж, капрон
Проволока с изоляцией и без изоляции
Картон и бумага, газеты
Нитки синтетические, шерстяные и хлопчатобумажные
Синтепон, вата, холофайбер
Пластмассовые баночки и бутылочки
Различные коробочки
Поролон, мел, клей ПВА и «Момент»
Инструменты:
Ножницы, иголки, булавки, кусачки, шило, палочки для набивки
Техническое обеспечение
Необходимое освещение, проектор, компьютер, экран.
8. Организационно – педагогические условия.
Кадровые условия.
В школе созданы условия для профессионального развития педагогов,
направленные на усиление положительной мотивации и создание
благоприятного климата в коллективе, условий творческой работы педагогов,
самообразование и повышение квалификации. В межаттестационный период
каждый педагог проектирует индивидуальную траекторию повышения
16
квалификации самостоятельно, участвуя в образовательных программах,
семинарах, вебинарах, представляя опыт работы и т.п.
Система непрерывного повышения квалификации включает в себя следующие
элементы:
повышение квалификации на базе федеральных, региональных
и муниципальных центров повышения квалификации,
корпоративное обучение на базе школы,
дистанционное обучение,
стажировки,
самообразование,
методическую работу в ОУ, городе, в рамках базовых
площадок федерального и регионального уровня.
Материально-технические условия реализации программы обеспечивают
соблюдение:
санитарно-эпидемиологических требований образовател. деятельности;
требований пожарной и электробезопасности;
требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
Занятия проводятся в учебном кабинете, оснащенном интерактивной доской. В
кабинет подведен интернет, что позволит пользоваться его широкими
возможностями.
9. Список литературы для учителя и обучающихся.
1.Агапова И., Давыдова М. Мягкая игрушка своими руками. - М.: Айрис пресс.
2002.
2.Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки крутка. М.: Детская школа. 1991.
3.Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей. М.: Просвещение 1993.
4.Кускова В. Художественные изделия из кожи. Екатеринбург. 1996.
5.Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных
мастерских. М.: Просвещение. 1986.
6.Скакунова В.В. Игрушки-самоделки по одной основе. Екатеринбург. 1993.
7. Скакунова В.В. Варежки-прихватки. Екатеринбург. 1994.
8.Старикова В.В. Уроки технологии 1-4 кл.: ООО Глобус. 2009.
9.Как шить красиво. Чудесные аксессуары для дома. М.: Внешсигма. 1999.
10.Лена. Рукоделие. ЗоАО:Эдипресс-конлига. 2005. № 9,12.
11. Лена. Рукоделие. ЗоАО:Эдипресс-конлига. 2007. №1,6,11.
12. Усачёва В.И. технология 1 класс. Волгоград: Учитель, 2009.
17