ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО
понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы (личностных, метапредметных и предметных). Внеурочная деятельность является
неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности составлен в соответствии с основными нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №115 от 22 марта 2021 года
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «Методические
рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования»;
- ФГОС начального общего образования, утвержденные приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 286, ФГОС основного общего образования, утвержденные приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, ФГОС среднего общего образования, утвержденным
приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
- Приказ Минпросвещения РФ от 12.08.2022 №273 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413»;
- приказ Министерства просвещения РФ от 09.10.2024 г. №704 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации №171 от 19.03.2024 г. «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации №110 от 19.02.2024 г. «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ п.
Цементный;
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ п.
Цементный;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ п.
Цементный;
- Положение о реализации внеурочной деятельности обучающихся в МАОУ СОШ п.
Цементный.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может
включать в себя:
2
1) внеурочную
деятельность
по
учебным
предметам
образовательной
программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской,
математической,
естественнонаучной,
финансовой)
обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том
числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных
образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном
окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих
объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и
этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по
интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений,
организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению
успешной реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов,
педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников,
безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости,
профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с
окружающей средой, социальной защиты учащихся).
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ п. Цементный составлен с целью дальнейшего
совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей,
обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного
пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и
сохранения их здоровья.
План внеурочной деятельности начального, основного, среднего общего образования МАОУ
СОШ п. Цементный на 2024-2025 учебный год обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Федерального государственного образовательного начального, основного, среднего
общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках
внеурочной деятельности, состав и структуру направлений, формы организации, обеспечивает
учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность опирается на содержание начального, основного, среднего общего
образования, интегрируясь с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и
3
развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В
процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление
личности ребенка.
Цель внеурочной деятельности: воспитание всесторонне развитой личности и создание
условий для активной жизнедеятельности обучающихся, для гражданского самоопределения и
самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном,
физическом и духовно-нравственном развитии.
Основные задачи:
• создавать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного общего
образования и более успешного освоения его содержания;
• способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно
значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные,
духовные и культурные ценности подрастающего поколения, формировать систему достижения
поставленных целей в избранном направлении деятельности;
• создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной
деятельности, дополнить, углубить те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для
формирования важных личностных качеств;
• способствовать воспитанию внутренних потребностей личности обучающихся в здоровом
образе жизни, ответственного отношения к природе и социокультурной среде;
• развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
• воспитывать у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма к своей стране.
Принципы внеурочной деятельности:
1.
Принцип учета потребности обучающихся и их родителей.
2.
Принцип гуманистической направленности.
3.
Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности.
4.
Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года
при организации внеурочной деятельности.
5.
Принцип успешности и социальной значимости.
6.
Принцип доверия и неназидательности.
7.
Принцип интереса и сотрудничества.
Организуя занятия в рамках внеурочной деятельности, коллектив школы стремится создать
такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая
способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия
по выбору в зависимости от своих интересов.
Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей).
Различны формы этих занятий: практикумы, проектная и исследовательская деятельность,
компьютерные занятия, экскурсии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны,
общественно – полезная практика, соревнования и другие. Для ребенка создается особое
образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно
проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных
групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
Формирование групп осуществляется в зависимости от направлений, форм внеурочной
деятельности и с учётом индивидуальных пожеланий родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Поддержка образовательного процесса с применением дистанционных образовательных
технологий для обучающихся реализуется посредством информационно-коммуникационной сети
«Интернет»:
1. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ (видеоуроки и интерактивные задания по
всем учебным предметам).
2. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru).
4
3. Образовательный портал «Учи.ру».
4. Профориентационный портал «Билет в будущее» (https://site.bilet.worldskills.ru/).
5. СФЕРУМ – ресурс для проведения онлайн- видеоконференций.
Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены следующим образом:
Обязательная часть:
- 1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
- 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся;
- 1 час в неделю — на занятия «Россия – мои горизонты», направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (четверг, в 6-11 классах).
Вариативная часть:
- занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей
обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на
углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
- занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях,
школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята России»).
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности использованы через реализацию плана
внеурочной деятельности с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве школы. Программы внеурочной деятельности
разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели, во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели, в 5-9
классах – на 34 учебные недели, в 10-11 классах – на 34 учебные недели.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 4 года обучения на
уровне начального общего образования не более 1350 часов; за 5 лет обучения на уровне основного
общего образования не более 1750 часов; за 2 года обучения на уровне среднего общего образования
не более 700 часов. Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов
в неделю.
Формы внеурочной деятельности в МАОУ СОШ п. Цементный предусматривают активность
и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают
гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав
обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики),
экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое.
В целях реализации плана внеурочной деятельности МАОУ СОШ п. Цементный использует
ресурсы других организаций: СЮН, ДЮСШ п. Цементный, АО «Невьянский цементник».
План внеурочной деятельности начального общего образования
Занятия внеурочной
деятельности
1. Информационно просветительские
занятия патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
2.Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
Класс
Форма
организации
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Название курса
Кол-во часов
Итого
Разговоры о важном
Классный 1а,1б,1в
час
2а,2б,2в
3а,3б,3в, 3г
4а,4б,4в
3
3
4
3
13
Финансовая грамотность
Практикум 2а,2б,2в
3
10
Финансовая грамотность
Развитие функциональной
Практикум 3а,3б,3в, 3г
Практикум 4а,4б,4в
4
3
5
грамотности обучающихся
обучающихся
3. Занятия,
Знакомство с интересной
направленные на
наукой «Химия»
удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся
Вариативная часть для обучающихся
Клуб
Занимательная информатика Практикум
4. Занятия, связанные с
реализацией особых
Робототехника
Практикум
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
5. Занятия, направленные ОФП
Секция
на удовлетворение
интересов и потребностей
обучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и талантов
4а,4б,4в
0,5
0,5
4а,4б
2
8,5
1,5
1,5
2
1,5
1
3
ИТОГО
35
1а,1б,1в
2а,2б,2в
3а,3б,3в,3г
4а,4б,4в
4а,4б,4в
План внеурочной деятельности начального общего образования (по часам)
Занятия
Название курса
внеурочной
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
«Разговоры о важном»
1. Информационно просветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
«Развитие функциональной
2.Занятия по формированию
грамотности
функциональной грамотности
обучающихся»
обучающихся
Финансовая грамотность
Классы
1
2
34
34
34
3
4
34
6
17
17
34
136
34
34
68
34
3. Занятия, направленные на
Знакомство с интересной
удовлетворение
наукой «Химия»
профориентационных интересов
и потребностей обучающихся
Вариативная часть для обучающихся
«Занимательная
4. Занятия, связанные с
информатика»
реализацией особых
«Робототехника»
интеллектуальных и
социокультурных потребностей
обучающихся
Итого
17
17
17
34
102
17
5. Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
развитииспособностей и
талантов
ИТОГО
ОФП
51
85
85
34
34
170
391
План внеурочной деятельности основного общего образования (по классам)
Занятия
Название курса
внеурочной
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
«Разговоры о важном»
1. Информационно просветительские занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
2.Занятия по
формированию
функциональной
грамотности обучающихся
3. Занятия, направленные
на удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
4. Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
«Развитие
функциональной
грамотности
обучающихся: модуль
Читательская
грамотность»
Форма
организации
Класс
Классный час 5а,5б,5в,5г
6а,6б,6в,6г,
6д
7а,7б,7в,7г
8а,8б,8в
9а,9б,9в,9г
4
5
Практикум
Практикум
2
1
7
2
2
5
25
6д
9г
8-е классы
Финансовая грамотность Практикум
Практикум
9-е классы
«Россия-мои горизонты» Классный час 6а,6б,6в,6г,
6д
7а,7б,7в,7г
8а,8б,8в
9а,9б,9в,9г
5-е классы
«Химия в моей будущей НОУ
профессии»
6-е классы
НОУ
5-е классы
«Юный инженер»
НОУ
6-е классы
НОУ
7-е классы
НОУ
8-е классы
НОУ
8-е классы
«Основы инженерной
графики»
Робототехника
НОУ
5-е классы
6а,6б,6в,6г,
6д
7
Кол-во Итого
часов
20
4
3
4
4
3
4
0,5
0,5
1
1
2
2
2
2
2,5
9,5
7-е классы
2
8-е классы
1
Клуб
9-е классы
1
Практикум
9-е классы
1
Секция
9-г
1
1
3
3
потребностей обучающихся
Проблемные вопросы
географии
Информатика в задачах
«Общая физическая
5. Занятия, направленные
подготовка»
на удовлетворение
интересов и потребностей
обучающихся в творческом
и физическом развитии,
помощь в самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и талантов
6. Занятия, направленные Основы
на удовлетворение
исследовательской
социальных интересов и
деятельности
потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности социально
ориентированных
ученических сообществ,
детских общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно с
обучающимися комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
НОУ
8а,8б, 8в
ИТОГО 65,5
План внеурочной деятельности основного общего образования (по часам)
Направления
Название курса
внеурочной
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
1. Информационно просветительские занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Разговоры о важном
8
Классы
V
34
VI
34
Итого
VII
VIII
IX
34
34
34
170
2.Занятия по
формированию
функциональной
грамотности обучающихся
3. Занятия, направленные
на удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
Развитие
функциональной
грамотности
обучающихся (по
модулям)
Россия-мои горизонты
Химия в моей будущей
профессии»
Юный инженер
68
68
102
238
34
374
34
34
17
34
17
34
34
68
68
Основы инженерной
графики
Вариативная часть для обучающихся
4. Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностейобучающихся
Робототехника
5. Занятия, направленные
на удовлетворение
интересов и потребностей
обучающихся в творческом
и физическом развитии,
помощь в самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и талантов
6. Занятия, направленные
на удовлетворение
социальных интересов и
потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности социально
ориентированных
ученических сообществ,
детских общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно с
обучающимися комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
17
17
17
153
34
Проблемные вопросы
географии
34
Информатика в задачах
34
ОФП
34
Основы
исследовательской
деятельности
102
102
9
204
153
306
34
102
272
1037
План внеурочной деятельности среднего общего образования (по классам)
Классы
Итого
Направления
Название курса
внеурочной
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
X
XI
«Разговоры о важном»
1
1
2
1
1
1
3
1. Информационно просветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
2.Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
3. Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Вариативная часть
«Решение уравнений и задач
повышенной сложности по
физике»
«Россия – мори горизонты»
1
Инженерная графика
1
4. Занятия, связанные с
Программирование
реализацией особых
интеллектуальных и
Человек и общество
социокультурных потребностей
обучающихся
5. Занятия, направленные на
Родная литература
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии,
помощь в самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и талантов
ИТОГО
2
1
1
4
1
1
5
9
План внеурочной деятельности среднего общего образования (по часам)
Направления
Название курса
внеурочной
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
1. Информационно просветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
2.Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
3. Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
«Разговоры о важном»
Классы
X
XI
34
34
68
34
34
34
102
«Решение уравнений и задач
повышенной сложности по
физике»
«Россия – мори горизонты»
34
Инженерная графика
34
10
Итого
Вариативная часть
4. Занятия, связанные с
Программирование
реализацией особых
интеллектуальных и
Человек и общество
социокультурных потребностей
обучающихся
5. Занятия, направленные на
Родная литература
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии,
помощь в самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и талантов
ИТОГО
11
2
34
34
136
34
34
170
306