2_30_РП_КВД_Формирование_функциональной_грамотности_модуль_Читатаельская

Приложение 2.31
Основной образовательной программы основного общего
образования МАОУ СОШ п. Цементный, утвержденной приказом
№ 216-Д от 30 августа 2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Невьянского муниципального округа
МАОУ СОШ п. Цементный

РАССМОТРЕНО
ШМО учителей
русского языка и
литературы

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора

Директор МАОУ СОШ п.
Цементный

по УВР

________________________ ________________________
Арапова О.В.
________________________
Откидач Ю.Н.
Приказ №__216-Д__
Докучаева О.С.
от «29» августа 2025 г.
«___» августа 2025 г.
Протокол № ___
от «___» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие функциональной грамотности обучающихся:
модуль «Читательская грамотность»
5-6 класс, 1 час в неделю,
(общеинтеллектуальное направление)

Составитель:
учитель русского языка и литературы
Ю.Н. Откидач

п. Цементный, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной
грамотности обучающихся: модуль «Читательская грамотность»» для 6 класса является
составной частью основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ п. Цементный. Рабочая программа составлена в соответствии с:
–
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31
мая 2021 г. № 287,
–
учебным планом основного общего образования.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской
электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для
жизни» издательства «Просвещение», а также вновь создающиеся разработчиками
методические материалы, помогающие педагогам грамотно организовывать как работу всего
коллектива школьников, так и их индивидуальную, и групповую работу.
Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым
результатам, новыми характеристиками подросткового возраста.
Новизна реализации программы заключается в использовании следующих педагогических
технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения.
Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых
результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.
В результате изучения всех предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки
работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать
нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать
информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы,
тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют
навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут
использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей,
объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся
получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе
самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к
получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом
Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование читательской деятельности школьников;
умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные
тексты.
Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом
и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю.
Срок реализации программы - 1 год.
Планируемые
результаты
изучения
курса внеурочной деятельности
«Развитие функциональной грамотности обучающихся: модуль «Читательская
грамотность»»
Личностные универсальные учебные действия

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем:
понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных
родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств
языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:
обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из
сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по
данной теме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы;
составлять план текста;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Ученик получит возможность научиться:
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста;
структурировать его, выделять главное и второстепенное;
отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию
текста;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных
частей текста;
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать
смысл терминов, неизвестных слов;
работать с метафорами – понимать переносный смысл
выражений.
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе; строить сообщение в устной форме;
находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
проводить
сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Система оценки достижений учащихся 6 классов
Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета.
Виды контроля: практические, самостоятельные и контрольные работы.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом
возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и
развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития
языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия
мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система
учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации,
гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой
культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию
личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности,
толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики:
необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков
сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной
личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и
психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной
деятельности:
рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем
событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к
тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и
изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение
художественных текстов, устное словесное рисование;
поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы,
комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с
произведениями других видов искусства;
исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление
в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении курса остается работа с текстом, что закономерно является
важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей,
экологией, риторикой, географией, обществознанием.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Понятие о тексте. (6 часов)
Текст как явление употребления языка. Значение слова текст. Лингвистический подход к
тексту. Текст как результат употребления языка. Определение текста. Признаки текста:
выраженность, ограниченность, связность, цельность, упорядоченность или структурность,
лингвистическая организованность. Текст как основная единица общения. Композиция текста.
Тема и содержание. Восстановление информационного содержания текста. Тема и идея текста.
Смысловой анализ текста.
Тема 2. Формы и качества словесного выражения. (7 часов)
Возможности словесного выражения темы. Понятие форм словесного выражения.
Выражения устные и письменные. Выражения диалогические и монологические.
Взаимодействие форм словесного выражения. Функциональные стили. Начало и конец текста
(рамка текста). Ключевые (опорные) слова. Функциональные стили. Синтаксис текста
(связность). Предложение в составе текста. Типы речи. Повествование. Языковые средства
выражения повествования. Описание. Языковые средства выражения описания. Рассуждение.
Языковые средства выражения рассуждения. Понятие о типе речи как способе изложения.
Понятие о типе речи как доминирующей логической структуре: утверждение, отрицание,
доказательство, опровержение. Создание текста по структурной модели.
Тема 3. Стилистические возможности языковых средств. (4 часа)
Многозначность слова. Слова однозначные и многозначные. Прямые и переносные
значения. Типы переносных значений. Метафоры, метонимия, синекдоха. Роль
многозначности в языке. Омонимы. Лексические омонимы. Омонимы в каламбурах,
шутках, загадках, поговорках, пословицах. Паронимы. Суффиксы и приставки, которые
служат для различения смысла данных паронимов. Исправление ошибок в употреблении
паронимов.
Парономазия. Синонимы. Синонимический ряд. Антонимы. Словари
синонимов.
Словари антонимов. Оксюморон. Фразеология и фразеологизмы.
Использование фразеологизмов в художественной речи. Фразеологические словари.
Тема 4. Средства художественной выразительности. (8 часов)
Эпитет. Сравнение. Аллегория. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха. Фигуры: анафора,
антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание.
Стилистические фигуры, нахождение в текстах-образцах стилистических фигур, выявление их
роли. Стилистические ресурсы грамматики. Имена существительные. Выразительные
возможности грамматических форм. Категория рода в отношении к полу лица и
соотносительности падежных форм. Имена прилагательные. Полные и краткие формы
качественных прилагательных. Притяжательные прилагательные. Формы сравнительной
степени.
Глаголы. «Глагольный» характер разговорного стиля и стиля художественной литературы.
Формы наклонений.

Тема 5. Видоизменения авторского повествования. (2 часа)
Перифраза. Средства словесного выражения сатиры и юмора. Создание юмористического
текста.
Тема 6. Лингвостилистический анализ текста. (7 часов)
Различные толкования структуры текста. Система текста. Система категорий, образующих
структуру текста. Предмет лингвостилистического анализа текста. Пути и приёмы
лингвостилистического анализа текста. Лингвостилистический анализ текста научного или
научно–популярного стиля речи. Лингвостилистический анализ текста публицистического
стиля речи. Лингвостилистический анализ текста художественного стиля. Основная функция
художественной литературы-воздействие через художественный образ.
Тематическое планирование
№ п/п

Тема раздела

Кол- ЦОР
во
часов

1

Понятие о тексте

6

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/ЧГ_6_
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

2

Формы и качества словесного 7
выражения

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/ЧГ_6_
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

3

Стилистические возможности 4
языковых средств

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/ЧГ_6
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

4

Средства художественной
выразительности

8

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/ЧГ_6
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

5

Видоизменения авторского
повествования

2

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/ЧГ_6
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

6

Лингвостилистический
анализ текста

итого

7

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/ЧГ_6_
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

34

Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Понятие о тексте
Лингвистический подход к тексту
Текст как основная единица общения
Композиция текста. Тема и содержание
Восстановление информационного содержания текста
Тема и идея текста
Смысловой анализ текста
Формы и качества словесного выражения
Возможности словесного выражения темы
Функциональные стили. Начало и конец текста (рамка текста)
Функциональные стили. Ключевые (опорные) слова
Функциональнные стили. Синтаксис текста (связность).
Предложение в составе текста.
Типы речи. Повествование. Языковые средства выражения
повествования
Типы речи. Описание. Языковые средства выражения описания
Типы речи. Рассуждение. Языковые средства выражения
рассуждения
Стилистические возможности языковых средств
Многозначность слова.
Омонимы. Паронимы. Парономазия
Синонимы. Антонимы. Оксюморон
Фразеология и фразеологизмы
Средства художественной выразительности
Эпитет. Сравнение. Аллегория
Тропы: метафора, метонимия, синекдоха
Тропы
Фигуры
Стилистические фигуры
Стилистические ресурсы грамматики. Имена существительные
Стилистические ресурсы грамматики. Имена прилагательные
Стилистические ресурсы грамматики. Глаголы
Видоизменения авторского повествования
Перифраз
Средства словесного выражения сатиры и юмора
Лингвостилистический анализ текста
Различные толкования структуры текста. Предмет
лингвостилистического анализа текста

Форма
проведения
занятия
6
Игра
Практикум
Практикум
Исследование
Практикум
Творческая работа
7
Диспут
Исследование
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
4
Викторина
Практикум
Практикум
Творческая работа
8
Практикум
Практикум
Лекция
Лекция
Лекция
Практикум
Практикум
Практикум
2
Лекция
Практикум
7
Беседа

29
30
31
32
33
34

Пути и приемы лингвостилистического анализа текста
Лекция
Лингвостилистический анализ текста научного, научноПрактикум
популярного стиля речи
Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля Практикум
речи
Лингвостилистический анализ текста публицистического стиля Творческая работа
речи
Лингвостилистический анализ текста художественного стиля
Практикум
речи
Лингвостилистический анализ текста художественного стиля
Творческая работа
речи

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского
языка и литературы (5–9 класс): учебно-методическое пособие / сост. С.В. Трухина,
Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021. 325 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ для формирования функциональной грамотности
Читательская грамотность, 6 класс Разработчики заданий: Ю.Н. Гостева, М.И.
Кузнецова, Г.А. Сидорова. Тестолог: Н.Г. Кошеленко
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Портал Российской электронной школы РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».