Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357 О внесении измен

Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357
"О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт
начального общего образования,
утвержденный Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от
6 октября 2009 г. N 373"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 N
22540)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата сохранения: 04.09.2021

Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357
"О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт ...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 04.09.2021

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г. N 22540

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 сентября 2011 г. N 2357
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603;
N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; Российская газета, 2011, N 201), пунктом 7
Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N
142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г.,
регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707).
Министр
А.А.ФУРСЕНКО

Приложение
Утверждены
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 сентября 2011 г. N 2357
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 1 из 6

Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357
"О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт ...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 04.09.2021

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373
1. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется
образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать
три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса,
а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
учебный план начального общего образования;
план внеурочной деятельности;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 2 из 6

Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357
"О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт ...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 04.09.2021

требованиями Стандарта.
Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются
основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем
государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе
примерной основной образовательной программы начального общего образования.".
2. Пункт 19.1 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.".
3. В пункте 19.3 слова "более 3210 часов" заменить словами "более 3345 часов".
4. Пункт 19.7 изложить в следующей редакции:
"19.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни должна обеспечивать:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически
сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового
образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой
и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,
инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя,
наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам,
связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности
самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать
успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 3 из 6

Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357
"О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт ...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 04.09.2021

средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений
поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
должна содержать:
1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ
экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание
ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и
формированию
экологической
культуры
обучающихся,
отражающие
специфику
образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;
3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по
формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни,
поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления
психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма;
4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части
формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;
5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по
формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся.".
5. Дополнить пунктами 19.10 и 19.11 следующего содержания:
"19.10. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации
основной образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через
такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников
образовательного процесса.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся
на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом
интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 4 из 6

Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357
"О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт ...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 04.09.2021

деятельности.
19.11. Система условий реализации основной образовательной программы начального
общего образования в соответствии с требованиями Стандарта (далее - система условий)
разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Система условий должна учитывать особенности образовательного учреждения, а также его
взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках
межведомственного взаимодействия).
Система условий должна содержать:
описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых,
материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;
обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с
приоритетами основной образовательной программы начального общего образования
образовательного учреждения;
механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
контроль за состоянием системы условий.".
6. Дополнить пунктом 28 следующего содержания:
"28. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы
начального общего образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса,
обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и
начального общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и
административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и
индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся,
выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный,
групповой, уровень класса, уровень учреждения);

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 5 из 6

Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357
"О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт ...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 04.09.2021

вариативность
форм
психолого-педагогического
сопровождения
участников
образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная
работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).".

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 6 из 6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».