Приложение 1.15 РП внеуроч деят Занимательная химия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Курс "Занимательная химия" предназначен для учащихся начальных
классов. Актуальность данного курса направлена на повышение интереса к
химии через экспериментальную работу в виде занимательных и
познавательных опытов.
Занятия элективного курса способствуют расширению и углублению
знаний, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В курсе
большое место занимает демонстрация опытов с эффектными результатами
выпадения окрашенных осадков, изменения цвета, образования вспышек.
Учащимся такие опыты нравятся. Но основное в них не внешний эффект, а
глубокое понимание учащимися происходящих химических явлений. Во
многих опытах можно найти и красивое, и интересное, и обучающее.
Формирование умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной
умственной деятельности и в процессе групповой работы. Учащиеся
закрепляют навыки анализа, обобщения, учатся известные приемы переносить
в новые нестандартные ситуации.
Основная цель курса - знакомство учащихся с химической наукой,
формирование у учащихся химического мировоззрения.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
 познакомить учащихся с основными химическими понятиями;
 научить наблюдать химические превращения в лаборатории и в
окружающем мире;
 привить первоначальные навыки проведения простейшего химического
эксперимента;
 увлечь учащихся химией, показать уникальность химической науки,
выработать потребность самостоятельно приобретать химические знания.
Место курса в учебном плане.


Программа «Занимательная химия» создана на основе федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования. В
соответствии с учебным планом МАОУ СОШ п. Цементный программа
реализуется в параллели 3 классов 0,5 часа в неделю. Программа рассчитана
на 17 ч (34 учебные недели).

2

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.

3

Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;

4

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального
уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных
действий.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
1) осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его
сторонах и объектах;
2) обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе;
3) овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира
(наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
4) использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности;
5) расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная химия»
Модуль №1. Химия – ка наука (5 ч).
Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Введение
в химпрактикум. Профессии, связанные со знанием химии. Хранение
5

материалов и реактивов в химической лаборатории. Правила обращения с
химической посудой. Изготовление простых приборов, проверка их на
герметичность. Стеклянные трубки и их применение. Фильтрование и
перегонка. Выпаривание и кристаллизация.
Модуль №2: Химические вещества (4 часа).
Простые и сложные вещества (сера, железо, медь, оксид алюминия, уксусная
кислота, сульфат меди(II), (гидроксид кальция). Изучение их физических
свойств. Физические явления и химические реакции вокруг нас (диффузия
веществ, «золотой дождь» в воде, обесцвечивание черной краски). Условия
протекания химических реакций, признаки химических процессов (огонь без
спичек, вода зажигает бумагу, огненная метель, хамелеон, осадок появился исчез - вновь появился). Смеси и растворы. Приготовление растворов с
определённой массовой долей растворенного вещества Вода. («Ледяной узор»
на стекле, буквы из кристаллов).
Модуль №3. Химические реакции (5 часов).
Типы химических реакций («сноп» искр из тигля, «золотой нож», вспышка
смеси цинка и серы, получение молока). Электролитическая диссоциация
(химический спектр). Сильные и слабые электролиты. Индикаторы
(индикаторы в химии и в жизни) Понятие РН. Как образуются осадки.
Гидролиз солей (волшебный кувшин).
Модуль №5. Химия в нашей жизни (3 часа).
Химия в нашем доме. Химия в природе. Химические вещества в
повседневной жизни человека.
Формы организации занятий.
Занятия
проводятся
во
второй
половине
дня,
продолжительность занятий 40 минут. Встреча, демонстрация, диспут,
игра, проект, круглый стол,коллективно-творческое дело, лабораторный
практикум, журнал, экскурсия.
Программа
предусматривает
теоретические,
практические
и
экскурсионные занятия.
№
1
2
3
4

Тематическое планирование курса «Занимательная химия»
Раздел содержания курса
Количество
часов
Химия – как наука.
5
Химические вещества.
4
Химические реакции.
5
Химия в нашей жизни.
3

6

Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная химия»
№
Тема и содержание
п./п. занятия

Колич
ество
часов

Модуль №1: Химия – как наука.
Техника безопасности и
1
1.
правила работы в
химической лаборатории.
Введение в химпрактикум.
Профессии, связанные со
1
2.
знанием химии. Хранение
материалов и реактивов в
химической лаборатории.
Правила обращения с
1
3.
химической посудой.
Изготовление простых
1
приборов, проверка их на
герметичность.
Стеклянные трубки и их
применение.
Фильтрование и
1
5.
перегонка. Выпаривание и
кристаллизация.
Модуль №2: Химические вещества.
Простые и сложные
1
6.
вещества (сера, железо,
медь, оксид алюминия,
уксусная кислота, сульфат
меди(II), (гидроксид
кальция). Изучение их
физических свойств.
Физические явления и
1
7.
химические реакции
вокруг нас (диффузия
веществ, «золотой дождь»
в воде, обесцвечивание
черной краски)
Условия протекания
1
8.
химических реакций,
признаки химических
процессов (огонь без
4.

7

Форма проведения

Образовате
льный
ресурс

Лекция с
элементами беседы

ЦОС «Моя
школа»

Экскурсия в
школьную
химическую
лабораторию
Экскурсия в
школьную
химическую
лабораторию
Лабораторная
работа

ЦОС «Моя
школа»

Лабораторная
работа

ЦОС «Моя
школа»

Лабораторная
работа

ЦОС «Моя
школа»

Лабораторная
работа

ЦОС «Моя
школа»

Лабораторная
работа

ЦОС «Моя
школа»

ЦОС «Моя
школа»
ЦОС «Моя
школа»

спичек, вода зажигает
бумагу, огненная метель,
хамелеон, осадок появился
- исчез - вновь появился)
Смеси и растворы.
1
9.
Приготовление растворов
с определённой массовой
долей растворенного
вещества Вода. («Ледяной
узор» на стекле, буквы из
кристаллов)
Модуль №3: Химические реакции.
10. Типы химических реакций 1
(«сноп» искр из тигля,
«золотой нож», вспышка
смеси цинка и серы,
получение молока)
1
11. Электролитическая
диссоциация (химический
спектр). Сильные и слабые
электролиты
12. Индикаторы (индикаторы 1
в химии и в жизни)
Понятие РН.
1
13. Как образуются осадки
Гидролиз солей
1
(волшебный кувшин)
Модуль №4: Химия в нашей жизни.
1
15. Химия в нашем доме.
14.

Химия в природе.

1

Химические вещества в
повседневной жизни
человека
ИТОГО : 17ч

1

16.
17.

8

Лабораторная
работа

ЦОС «Моя
школа»

Лабораторная
работа

ЦОС «Моя
школа»

Лабораторная
работа

ЦОС «Моя
школа»

Лабораторная
работа

ЦОС «Моя
школа»

Лабораторная
работа
Лабораторная
работа

ЦОС «Моя
школа»
ЦОС «Моя
школа»

Лабораторная
работа
Лабораторная
работа
Занятиепрезентация

ЦОС «Моя
школа»
ЦОС «Моя
школа»
ЦОС «Моя
школа»

Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Учебные пособия:
 Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
 Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М.: Блик и К,
2001.
 Николаев Л.А. Современная химия. Пособие для учителей. - М.:
Просвещение, 1980
 Урок окончен – занятия продолжаются: под ред. Э.Г.Злотникова. – М.:
Просвещение, 1992
 Жилин Д.М. Юный химик. 130 опытов с веществами – М.: МГИУ, 2001
 Зданчук Г.А. Химический кружок. – М.Просвещение, 1984
 Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл. – М.: Дрофа,
1999
 Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. В.Г.Денисова. –
Волгоград: Учитель, 2006
 Бочарова С.В. Элективный курс: Химия в повседневной жизни. –
Волгоград : Корифей, 2007
 Бочарова С.В. Элективный курс: Химические вещества - строительные
вещества.– Волгоград : Корифей, 2007
 Назарова Т.С., А.А.Грабецкий, В.Н. Лавров, Химический эксперимент в
школе – М.: Просвещение, 1987

Арапова Ольга
Владимировна

9

Подписан цифровой подписью: Арапова Ольга
Владимировна
DN: O="МАОУ СОШ п. Цементный ", CN=
Арапова Ольга Владимировна, E=soshcem@
mail.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2023.09.08 18:03:37+05'00'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».