Пояснительная записка Учебный план (далее - учебный план) образовательных организаций, реализующей АООП НОО обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее ― учебный план), обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план, включающий предметные и развивающие направления внеурочной деятельности. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ п. Цементный разработан на основании ФГОС для детей с ОВЗ и следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями); -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ"; -Приказ Министерства просвещения Российский Федерации № 1026 от 24 ноября 2022 г «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1598. - СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26); - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью; - Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ СОШ п. Цементный. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебные планы могут быть представлены в 4-х вариантах: 1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет); 2 вариант ― подготовительный первый (I )- IV; V-IX классы (10 лет); 3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет); 4 вариант ― подготовительный первый (I 1 )- IV; V-IX; X-XII (13 лет). Выбор вариантов сроков обучения Организация осуществляет самостоятельно с учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; - наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Учебный план рассчитан на работу Учреждения в режиме 5- дневной учебной недели и состоит из инвариантной части (федеральный компонент) и вариативной (национально- региональный и школьный компоненты). Учебный процесс организован в 1 смену, обучающиеся занимаются в коррекционных классах: во 2 «Г» (один ученик очно, одна ученица на домашнем обучении) и 4 «Д» (два ученика очно). Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) в младших классах. Всего на коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). С 1 сентября 2022 года Минпросвещения России запустил цикл внеурочных занятий «Разговор о важном». Центральными темами «Разговоров о важном» станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др. В 2024-2025 учебном году продолжается изучение курса внеурочной деятельности «Разговор о важном», «Ритмика», «Общая физическая подготовка», «Финансовая грамотность», «Функциональная грамотность». Занятия проводятся 1 раз в неделю. Коррекционно-развивающая область реализуется через психокоррекционные и логопедические занятия, 3 раза в неделю. Продолжительность учебной недели–5 дней. Обучение проходит в 1-ую смену. Начало занятий – 8.00 Продолжительность учебного года составляет 33 недели (1 класс), 34 недели (2-4 класс). Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Продолжительность занятий: 1 класс -1 полугодие 35 минут, 2 полугодие 40 минут 2-4 класс- 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут. В условиях приостановки учебных занятий по причине карантина возможен переход на дистанционную форму обучения в указанный период. Учебный план для обучающихся, осваивающих адаптированную основную образовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью, в 2024-2025 учебном году представлен в Приложении 1. Приложении 1 Учебный план МАОУ средней общеобразовательной школы п. Цементный АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1) на 2024-2025 уч.год. Предметные области Классы Учебные предметы Язык и речевая Русский язык практика Чтение Речевая практика Математика и Математика Естествознание Мир природы и человека Искусство Музыка Рисование (изобразительное искусство) Технология Труд (технология) Физическая Адаптивная культура физическая культура ИТОГО Часть, формируемая участниками образовательного процесса Элективный курс «Функциональная грамотность» ИТОГО Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область Логопедические занятия Психо-коррекционные занятия Итого Внеурочная деятельность «Разговоры о важном» «Ритмика» «Функциональная грамотность» «Финансовая грамотность» «Общая физическая подготовка» Итого Количество часов 1 2 3 4 3 3 2 3 2 3 4 2 4 1 3 4 2 4 1 3 4 2 4 1 12 15 8 15 5 2 1 1 1 1 1 1 1 5 4 2 3 1 3 1 3 1 3 5 12 21 - 20 - 20 - 20 - 81 1 1 1 - 22 22 21 23 21 23 20 23 84 90 3 3 6 3 1 1 - 3 3 6 3 1 1 0,5 1 3,5 3 3 6 3 1 1 0,5 1 3,5 3 3 6 4 1 1 1 12 12 24 13 4 4 1 1 4 4 14 1 3 Всего Учебный план МАОУ средней общеобразовательной школы п. Цементный АООП начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1) на 20242025 уч.г. Второй год обучения. Предметные Учебные Количество часов в неделю, форма области предметы обучения Очно форма Общее Индивидуал Занятия с количество ьные классом занятия 1. Язык и 1.1 Русский язык 3 3 речевая 1.2 Чтение 4 4 практика 1.3 Речевая практика 2 2 2. Математика 2.1 Математика 4 4 3. 3.1 Мир природы и 1 1 Естествознани человека е 4. Искусство 4.1 Рисование 1 1 Изобразительное искусство 4.2 Музыка 1 1 5. Технология 5.1 Труд (технология) 1 1 6. Физическая 6.1 Адаптивная культура физическая культура ИТОГО: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Элективный курс «Функциональная грамотность» ИТОГО Максимально допустимая нагрузка Коррекционно-развивающая область Логопедические занятия Психо-коррекционные занятия Внеурочная деятельность 3 - 3 21 - 0 - 21 - 0 22 1 6 3 3 2,5 «Разговоры о важном» «Ритмика» Финансовая грамотность «Общая физическая подготовка» 1 1 0,5 1 1 22 23 6 3 3 3,5 1 1 0,5 1 Учебный план МАОУ средней общеобразовательной школы п. Цементный АООП начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1) на 2024-2025 уч.г. Четвертый год обучения Предметные Учебные Количество часов в неделю, форма обучения области предметы Очно форма Общее Индивидуальные Занятия с количество занятия классом 1. Язык и 1.1 Русский язык 3 3 речевая 1.2 Чтение 4 4 практика 1.3 Речевая 2 2 практика 2. Математика 2.1 Математика 4 4 3. 3.1 Мир природы 1 1 Естествознани и человека е 4. Искусство 4.1 Рисование 1 1 Изобразительное искусство 4.2 Музыка 1 1 5. Технология 5.1 Труд 1 1 (технология) 6. Физическая 6.1 Адаптивная 3 3 культура физическая культура ИТОГО: 20 0 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений ИТОГО 20 0 20 Максимально допустимая 23 нагрузка Коррекционно-развивающая область Логопедические занятия 3 3 Психо-коррекционные занятия 3 3 Внеурочная деятельность «Разговоры о важном» 1 1 «Ритмика» 1 1 «Функциональная грамотность» 1 1 «Общая физическая подготовка» 1 1