РП Я - патриот России туристско-краеведческая направленность

Приложение
Дополнительной образовательной
общеразвивающей программы,
утверждённой
решением педагогического совета
МАОУ СОШ п. Цементный №25
От 29.08.2020

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«Я – ПАТРИОТ РОССИИ»
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год

2020 г

Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………..…….. 3
1.1. Актуальность программы
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Адресность и объём программы
1.4. Формы аттестации
2. Планируемые результаты …………………………………………… 5
3. Учебный план ………………………………………………………… 5
4. Календарный учебный график ………………………………………6
5. Рабочая программа …………………………………..….…………….7
6. Организационно-педагогические условия ………………………… .8
6.1. Кадровые условия
6.2. Материально-технические условия
6.3.Технические средства обучения
7. Методические материалы …………………………………………… 9
8. Оценочные материалы ………………………………………………. 9

1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к
духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании
детей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений
ребенка к действительности, его творческой самоотдаче.
Принята государственная программа,
целью которой является
совершенствование системы патриотического воспитании граждан Российской
Федерации. В
этой программе большая роль отводится образовательным
учреждениям всех видов и типов. И это не случайно. Ведь сегодня одна из
важнейших задач государства и всех его политических институтов - воспитать
каждого молодого россиянина патриотом с младых лет. Воспитание это
начинается в семье, в детском саду, в школе, и продолжается в высших и
средних учебных заведениях, на производстве. И воспитание не словом, а
делом. Пользы от этого намного больше.
1.2. Цель и задачи программы.
Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе
чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и
социальной ценности, формирование в учащихся граждански активных,
социально значимых качеств.
Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно
«пробудить», ведь как данность оно есть в каждой душе, но у многих оно
элементарно спит. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо
воспитывать, обостряя чувство принадлежности к родной земле, к народу,
живущему на ней. Именно это чувство, дает человеку право считать себя
частичкой всего того, что связано с землёй, прежде всего с ее историей.
У каждого человека есть своя малая Родина — край, где он родился, где
все ему кажется родным, особенным. Знать свою историю — значит твердо
стоять на родной земле, гордиться ее героическим прошлым, быть достойным
ее будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно
становится патриотом своего Отечества.
Изучение истории посёлка неразрывно связанно с краеведением.
Патриотизм рождается из знания славного прошлого своего Отечества, его
истории. Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, школы,
района, округа, области дает возможность будить интерес у ребенка к
родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории
человечества. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и
служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому
понятию — к стране, в которой ты живешь.
Цель реализации программы - Воспитание у детей нравственных
чувств, этического сознания, ценности Человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд
организационных, личностных, творческих задач.
Задачи.
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать взаимопонимания;
- достигать осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку;
- изучать историю малой родины, родного края, его прошлое и настоящее,
проходящее через человеческие судьбы;
- укреплять преемственность поколений;
- развивать личностные качества школьников: ответственность,
аккуратность,
активность, потребность в саморазвитии и самореализации.
- 1.3. Адресность и объём программы
Данная программа дополнительного образования «Я – патриот России»,
определяет круг вопросов, предлагаемых для изучения активу школьного музея
МАОУ СОШ п. Цементный. Любой член коллектива школьного музея должен
знать в общих чертах историю и теорию музейного дела, обладать навыками и
умениями для ведения собирательской, оформительской и просветительской
работы.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданскопатриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных
интересов
и
способностей,
служить
целям
совершенствования
образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Программой предусмотрено 1 год изучения курса 4 часа в неделю. Кроме
этого предполагается индивидуальное консультирование обучающихся по мере
необходимости, а также использование дистанционных форм обучения в
каникулярное время.
1.4. Формы аттестации

Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и
выставок музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста
экспозиций.

Разработка и проведение экскурсий.

Изучение коллекций школьного музея.

Открытые занятия

Викторины

Конкурсы

Встречи с интересными людьми

Реализация социальных проектов

Участие в историко-краеведческой конференции обучающихся
городских, окружных научно- практических конференциях.

В конце каждого года обучения создание и защита собственных проектов
музейного дела.

Основные принципы реализации программы:
1. Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на
основе своих интересов и потенциальных возможностей;
2.Принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной
работы;
3. Принцип добровольного участия детей в деятельности музея;
4. Принцип интеграции разных видов деятельности;
5. Систематичность и регулярность занятий.
Основные методы и формы реализации программы
Демонстрационные:
- экскурсии;
- электронные презентации;
Практические:
- участие в организации и проведении исследовательской работы;
Стимулирующие:
- поощрение-награждение;
- конкурсы-дипломы, свидетельства.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы
  помещения музея:
- галерея Героев - в коридоре 3-го этажа школы (экскурсии по экспозициям)
- этнографическая комната – архив (фотографии и документы)
- основной зал музея (экспозиции, витрины).
 ноутбук.

2. Планируемые результаты
Результативность работы по патриотическому воспитанию измеряется
степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего
гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать
общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело
процветания Отечества, родного края и малой родины.
В результате изучения дополнительной общеразвивающей программы
«Я – патриот России», любой член коллектива школьного музея МАОУ СОШ
п.
 Цементный должен:
 Сформировать интерес к истории родного края, страны, уважительного
отношения к ветеранам и старшему поколению;

 Приобретать навыки общения с аудиторией, работы с архивными
документами и другими историческими и литературными источниками;

 Усвоить основы проектно-исследовательской работы исторической
направленности и краеведческой деятельности;

 Освоить изготовление и оформление поздравительных открыток ко всем
календарным праздникам.
 Сформировать у учащихся интерес участие в акциях, митингах и др.


3. Учебный план

Программа рассчитана на изучение курса обучающимися 5 классов в
течение 1 года и предусматривает 144 часа, из расчета 2 раза по 2 часа.
Название модуля
Количество часов
итого
1 год
обучения
1. Я - патриот России
144
144

4. Календарный учебный график
При реализации программы используется календарный учебный график
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы посёлка Цементный, который составляется с
целью обеспечения единства образовательной деятельности в образовательном
пространстве посёлка Цементный и Невьянского городского округа. Он
обеспечивает соблюдение прав обучающихся, их родителей и педагогов,
выполнение нормативно-правовых требований к организации учебной
деятельности в школе. Продолжительность учебного времени и времени
каникул, предусмотренная календарным учебным графиком, соответствует
требованиям
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утвержденного Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях"».
Государственная итоговая аттестация проводится по расписанию,
ежегодно устанавливаемому Министерством образования и науки Российской
Федерации.
Особенности календарного учебного графика освоения
программы «Я патриот России»:
1-10 сентября – организационные мероприятия (формирование группы);
начало занятий в рамках реализации программы – вторая неделя;
занятия проводятся групповое, индивидуальные.
учебный год делится на два полугодия;
во время каникул занятия проводятся в форме дистанционного
обучения;
 количество учебных недель – 36;
 время начала занятий определяется с учетом текущего расписания
обучающихся и занятостью преподавателя – после основных занятий с
перерывом не менее 45 минут;






5.

Рабочая программа модуля «Я патриот Росии»

I. Введение. Организаторская работа. - 6 часов
Что такое музей. Презентация кружка. Правила и инструктаж по ТБ .
История «В нашей школе есть музей». Распределение обязанностей.
II. Основы музейных знаний. – 32 часа
Экспонаты музея рассказывают. О чем будет рассказывать школьный
музей. Его основные разделы. Экскурсия «Экспозиции школьного музея
рассказывают». Где и как собирать материалы для музея. Как оформить
выставку, музейную экспозицию. Практическая работа с историческими
источниками. Практическая работа- Реставрация экспонатов в условиях
школьного музея.
III. Работа с документацией. -18 часов
Знакомство с Основным и вспомогательным фондом школьного музея.
Изучение архивных документов. Методы проведения экскурсий. Как
подготовить доклад, экскурсию.
IV. Оформительская работа. – 32 часа
Поддержание в порядке стендов и экспозиций. Практическая работаОформление информационных стендов к памятным датам. Практическая
работа- Оформление тематических экспозиций.
Практическая работа- Оформление и изготовление поздравительных
открыток ко всем календарным праздникам и с днём рождения.
V. Культурно-массовая, патриотическая работа - 56 часов
Вахта памяти: - митинги, возложение цветов, поздравление ветеранов,
Практическая работа- участие в акциях: «Бессмертный полк», «Подарок
ветерану своими руками», «Георгиевская ленточка», «Письмо» и др.
Практическая работа- Участие в линейках, литературно-исторических
композициях, викторинах и конкурсах.
Практическая работа- Поздравление ветеранов войны, тружеников тыла,
ветеранов педагогического труда с календарными праздниками года и днём
рождения.
кружок «Я - патриот России»
№ Название раздела
Количество часов всего 144
п/п
Теория Практика
Всего
1. Организационная
16
16
работа
2. Оформительская
32
16
48
работа
3. Культурно –
44
36
80
массовая работа
Занятия кружка: 2 раза - по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144 часа в год)
Формы занятий. Индивидуальное занятие; Групповое занятие; Коллективное
занятие.

6. Организационно-педагогические условия
6.1. Кадровые условия.
В школе созданы условия для профессионального развития педагогов,
направленные на усиление положительной мотивации и создание
благоприятного климата в коллективе, условий творческой работы педагогов,
самообразование и повышение квалификации.
межаттестационный период каждый педагог проектирует индивидуальную
траекторию повышения квалификации самостоятельно, участвуя в
образовательных программах, семинарах, вебинарах, представляя опыт работы
и т.п.
Система непрерывного повышения квалификации включает в
себя
 следующие элементы:

В повышение квалификации на базе федеральных, региональных и
муниципальных центров повышения квалификации;

Корпоративное обучение на базе школы;

Дистанционное обучение;

самообразование;



6.2. Материально-технические условия реализации программы
обеспечивают соблюдение:
санитарно-эпидемиологических требований дополнительной
образовательнойдеятельности;
требований пожарной и электробезопасности;
требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 

6.3.Технические средства обучения
Занятия проводятся в школьном музее, оснащенном ноутбуком, при
необходимости может быть использовано все имеющееся в музее
демонстрационные стенды, витрины и архивные документы.

7.

Методические материалы

Список литературы для учителя и обучающихся
1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан
РФ на 2016-2020 годы"
2. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных. – М., Просвещение, 2006.
3. Тиков Е. П. Методика организации и оформления тематической выставки в
школе. – М., Просвещение, 1984.
5. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей
в Российской Федерации до 2020 года»
6. Школьный музей. Из опыта. Под ред. В. Н. Столетова, М. П. Кашина. –
М.,Просвещение, 2007.
7. Книги, альбомы, фотографии, папки с документами в школьном музее.
8. Интернет-ресурсы: сайты «Память», «Солдаты России», «Подвиг народов»,
«Мемориал».

8. Оценочные материалы.
Участие в конкурсах, викторинах, концертах, акциях и мн.др. Специально
подготовленные для домашней работы раздаточные материалы для изготовления
открыток к календарным праздникам.
Программа кружка «Я - патриот России» предполагает теоретические и
практические занятия, участие в организации и проведении праздников,
контрольными занятиями являются выступления активистов школьного музея перед
обучающимися школы и родителями.

Календарно-тематический план кружка
«Я – патриот России»»
№
п/п

Название
разделов

1,2/1,2
3,4,5,6/3,4,5,6

7,8,9,10,11,12/1,2,3,4,5,6
13,14,15,16/7,8,9,10
17,18,19,20/11,12,13,14
21,22,23,24/15,16,17,18
25,26,27,28,29,30/19,20,2
1,22,23,24
31,32,33,34/25,26,27,28
35,36,37,38/29,30,31,32

39,40,41,42,43,44/1,2,3,4,
5,6
45,46,47,48/7,8,9,10
49,50,51,52/11,12,13,14
53,54,55,56/15,16,17,18

Название тем

Введение. Организаторская работа
Что такое музей. Презентация кружка. Правила и
инструктаж по ТБ.
История «В нашей школе есть музей» Распределение
обязанностей.
Основы музейных знаний.
Экспонаты музея рассказывают.
О чем будет рассказывать школьный музей. Его
основные разделы
Экскурсия «Экспозиции школьного музея
рассказывают»
Где и как собирать материалы для музея.
Как оформить выставку, музейную экспозицию
Практическая
работа
с
историческими
источниками.
Практическая работа. Реставрация экспонатов в
условиях школьного музея
Работа с документацией
Знакомство с Основным
и вспомогательным фондом школьного музея
Изучение архивных документов
Методы проведения экскурсий
Как подготовить доклад, экскурсию

Колво
часов

2
4
6
4
4
4
6
4
4
6
4
4
4

Оформительская работа
57,58/1,2
59,60,61,62,63,64/3,4,5,6,
7,8,
65,67,68,69/9,10,11,12
70-89/13,14,15,16,
17,18,19,20,21,22,23,24,
25,26,27,28,29,30,31,32
90-109/1,2,3,4,5,6,7,8,9,
10,11,12,13,14,15,16,17,
18,19,20
110,111,112,113,114,115/
21,22,23,24,25,26
116,117,118,119,120,121,122
,123/27,28,29,30,31,32,33,34
123-144/35,36,37,38,39,
40,41,42,43,44,45,46,47,
48,49,50,51,52,53,54,55,56

Поддержание в порядке стендов и экспозиций.
Практическая работа. Оформление информационных
стендов к памятным датам.
Практическая работа. Оформление тематических
экспозиций.
Практическая работа. Оформление и изготовление
поздравительных открыток ко всем календарным
праздникам и с днём рождения.
Культурно-массовая работа
Практическая работа. Поздравление ветеранов
войны, тружеников тыла, ветеранов педагогического
труда с календарными праздниками года и днём
рождения.
Вахта
памяти:
митинги, возложение цветов,
поздравление ветеранов
Практическая работаучастие в акциях:
«Бессмертный полк», «Подарок ветерану своими
руками», «Георгиевская ленточка», «Письмо» и др
. Практическая работа. Участие в линейках,
литературно-исторических композициях, викторинах
и конкурсах

2
6
4
20

20

6
8
22

Ко
рре
кци
я


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».