ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Фотоискусство»
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Срок реализации: 2 года
2023 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой
основой
данной
рабочей
программы
«Фотоискусство» являются следующие
нормативные документы и
методические рекомендации:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
от
29.12.2012 г.№273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 г.N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»
- Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября
2014 г. № 1726-р)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (от
29.05.2015 г. № 996-р)
В основу программы «Фотоискусство» легла авторская комплексная
образовательная программа Соловьева В. П., 2010 года.
Направленность программы – научно техническая. В этом учебном году по
данной программе обучается одна группа (первый год обучения).
Актуальность данной программы состоит в том, что её реализация
позволит приобщить детей и подростков к художественной фотографии во
всех её аспектах, привить обучающимся художественный вкус, а это, в свою
очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их
нравственных качеств, развитие эстетических чувств, умение отличать
подлинное произведение искусства от суррогатных проявлений и может
облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
«В эру, перегруженную информацией, фотография предоставляет
единственную быструю возможность понять что-либо и самую компактную и
честную форму для его запоминания. Фотография подобна цитате, меткому
замечанию или пословице». (Сьюзан Зонтаг).
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что она позволяет в условиях глубоких изменений социальноэкономической среды, происходящих в российском обществе, где особую
роль приобретает проблема адаптации детей и подростков к этим
изменениям, подготовить их к дальнейшей самостоятельной творческой
жизни.
В данной программе учтены новейшие технологические изменения в
области фотографии, что привело к включению в неё новых тем,
отражающих такие достижения, как:
- массовое внедрение цифровой фотографии;
- наличие на рынке большого количества копируемых технологий;
- предпечатная подготовка фотографий;
-правильное архивирование фотографий;
- наличие рынка потребления фотографий.
Содержание программы составлено с учётом изменений и
нововведений, произошедших за период массового внедрения цифровых
технологий,
и
учитывает
изменившуюся
материальную
базу
фотографирования. Это выражается в более глубоком изучении некоторых
тем программы («Фотокамера цифровая и плёночная», «Цветоведение»,
«Печать на различных носителях»), что способствует профессиональному
совершенствованию обучающихся. Освоение и использование программы
Photoshop расширяет спектр творческих возможностей детей и способствует
формированию самостоятельности в выборе тех или иных техник.
Данная образовательная программа предусматривает оказание помощи
обучающимся в подготовке портфолио, которое может быть им полезен при
последующем выборе профессии, связанной с применением искусства
фотографии. В ходе обучения широко используются экскурсии, выходы на
природу, участие в конкурсах, выставках.
Цели и задачи программы
Цель программы 1 года обучения: Создание условий для развития
творческих способностей обучающихся с учетом их возрастных
особенностей, средствами Фотоискусства.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать эстетического восприятие и художественный вкус;
- Способствовать развитию духовного мира воспитанников, их зрительного
восприятия, пространственного мышления,
Воспитывающие:
- воспитывать организованность, дисциплинированность и чувство
коллективизма;
Обучающие:
- овладение приёмами работы с различными видами плёночных и цифровых
фотоаппаратов;
-обучение теоретическим основам в области фотографического искусства;
Цель программы 2 года обучения: Создание условий для формирования у
обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самоопределению в процессе занятий
Фотоискусством.
Задачи:
Развивающие:
- развитие потребности в творчестве и познании окружающего мира;
-формирование навыков самостоятельной творческой работы;
-развитие чувственно-эмоционального отношения к объектам фотосъёмки.
Воспитывающие:
-формирование у детей историко-культурологического мировоззрения на
основе российских национальных традиций;
- воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности за
достижение высоких творческих результатов.
Обучающие:
-знакомство с методами анализа художественных фотографий;
- обучение технологии печати фотографий;
- обучение работе с графическими редакторами;
- знакомство с приёмами фотографирования в различных внешних условиях.
Срок реализации программы – 2 года обучения.
Объём программы в год – 108 часов.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
знать историю фотографии,
знать теоретические основы фотографии;
знать названия жанров и видов;
уметь работать с фотоаппаратом;
уметь обрабатывать фотографии на компьютере.
знать об истории фотографии России, о роли фотографии в истории
страны;
знать о правилах оценки в фотоконкурсах и методиках их
проведения;
уметь составлять фоторастворы;
уметь работать с аналоговой фотографией;
уметь снимать на плёночный фотоаппарат;
уметь обрабатывать фотоматериалы с помощью компьютерных
технологий.
Метапредметные результаты:
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственных возможностей ее решения;
уметь анализировать результаты фотосъемки, творческой
деятельности по принятым критериям и показателям;
уметь соблюдать нормы и правила безопасности;
уметь учитывать разные мнения;
уметь координировать разные обязанности в сотрудничестве;
уметь работать в группе;
уметь адекватно воспринимать конструктивную критику;
различать способы и результаты действия;
уметь вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета
сделанных ошибок;
уметь анализировать причины успеха и неуспеха учебной
деятельности,
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
Личностные результаты:
владеть различными приёмами и способами создания фотографий;
владеть основными этапами создания творческого проекта на
заданные темы;
иметь ответственное отношение к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
владеть коммуникативной компетентностью в процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
уметь проводить аналитическую работу при рассмотрении различных
тем в контексте программы и вне её уметь строить жизненные планы с
учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических
условий.
Оценочные материалы.
Формы аттестации и контроля: анализ фотоснимков, участие в
районных выставках, анализ практической деятельности, опросы, выставки и
конференции, анализ участия в областных и всероссийских конкурсах.
Чтобы проследить качество обученности воспитанников по образовательной
программе, необходимо организовать систему заданий, направленных на
выявление степени обученности по различным параметрам программы.
Виды контроля включают:
1) входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется
для выявления у обучающихся имеющихся знаний, умений и навыков;
2) промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине
учебного года. По его результатам, при необходимости, происходит
коррекция учебно-тематического плана;
3) итоговый контроль (май). По окончании учебного года обучающиеся
принимают участие в отчётной фотовыставке лучших работ.
Анализ результатов образовательного процесса проводится на итоговом
занятии. Лучшие работы обучающихся могут быть рекомендованы для
участия в конкурсах и выставках уровня: школы, района, всероссийские и
международные выставки. Отбор работ проводится по критериям, с
которыми знакомят каждого ребёнка. В отборе участвует вся группа вместе с
педагогом.
Формы и режим занятий
Занятия проходят в форме лекций, бесед, сообщений, практических
занятий в аудитории, репортажной съёмки, выхода на пленэр. Занятие имеет
свою структуру. Теоретическое занятие сопровождается демонстрацией
методического материала (фотографии, дидактический материал, литература,
журналы, слайды, фототехника, фотоматериалы и т.д.) Практические занятия
включают в себя фотосъёмку, последующую обработку отснятого материала,
обработку на компьютере и т.д.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических
часа с перерывом по 10 минут.
В отдельных случаях при соблюдении непрерывности технологии
изготовления фотографий занятия могут проходить без перерыва с
соответствующим сокращением общего времени.
Возраст обучающихся от 9-14 лет.
Количество обучающихся в группах 8-10 человек. Это обусловлено,
прежде всего, условиями техники безопасности при работе, так как
технологический процесс требует соблюдения правил и норм при
использовании электрического, цифрового оборудования.
Учебный план.
№
1
2
Название
Возраст
Продолжительность Часов в
программ ы
обучающихся
занятий (ак. час)
год
Фотоискусство.
9-14
2
72
1 год обучения
Фотоискусство.
9-14
2
72
2 год обучения
Календарно-тематический план первого года обучения
Вводное занятие.
Входное (начальное) тестирование.
1
2
История возникновения фотографии (камераобскура, дагерротипия, черно-белая и цветная
фотография)
Пленочная и цифровая фотография.
6
Современная фототехника, ее особенности и
основные правила техники безопасности при работе.
Оптика (виды объективов, их отличие и
возможности)
8
Основные настройки современных
фотоаппаратов (понятия диафрагмы, выдержки,
ИСО)
16
Фотокомпозиция. Основные правила
построения кадра.
12
Жанры фотографии. Отличительные
особенности каждого жанра.
4
Секреты фотосъемки. Понятие фокуса.
4
Свет и цвет. Источники и виды света. Основы
цветоведения.
Композиция в пейзаже. Фактор освещения.
«Золотые часы» освещения Ракурс, перспектива,
фрагмент. Разноплановость кадра. Панорама
6
Макросъемка. Особенности съемки живой
природы.
4
2
6
10
Всего
часов
72
72
Съёмка на пленэре и в помещении.
Подбор предметов для съемки. Композиция в
натюрморте. Освещение для натюрморта.
4
6
Основные правила и требования
к репортажной съёмке.
10
Знакомство с графическим редактором, работа с
файлами (основные понятия в линейке инструментов,
возможности творческого редактирования)
3
Этикет фотографа
3
Итоговое занятие-фотовикторина.
Итого:
72
Календарно-тематический план второго года обучения.
Вводное занятие.
1
Фотокомпозиция (законы восприятия)
12
Правило золотого сечения и применение его в
изобразительном искусстве и фотографии.
4
Линейная и диагональная композиция в
пейзажной фотографии.
4
Пейзаж. Съемка закатов и рассветов. Ночная
съемка. Отражения в пейзаже.
2
Мультиэкспозиция
2
Макросъемка. Капли воды. Эффект боке.
2
Естественное и искусственное освещение.
Студийное оборудование.
2
Портрет. Виды и особенности съемки.
8
Понятие ракурса. Секреты съемки
2
Мимика и поза при работе с моделью.
4
Архитектурная съемка в жанре пейзажа.
2
Особенности рекламной предметной съемки.
Оборудование.
4
Фоторепортаж. Основы уличной фотографии.
Мастера данного жанра
6
Эксперименты в фотографии. Сюрреализм.
АРТ-фотография.
2
Работа в графическом редакторе. Создание
слайд-шоу (принципы компановки фотографий,
звуковое сопровождение)
8
Создание фото-архива, приемы работы с
цифровыми фото-архивами.
4
Индивидуальная беседа, тестирование,
наблюдение, подготовка к итоговой фотовыставке.
Итоговое занятие-фотовикторина.
2
1
Итого:
72
Методические материалы
1. Агафонов, А.Н., Пожарская, С. А. Фотобукварь.- М: Детская книга,
1993.
2. Алан Розенталь Создание кино- и видеофильмов от А до Я. -М. :
Издательство ТРИУМФ,2003 – 352 с.
3. Дик, Н.Ф. Обучаем и воспитываем по-новому. Инновационные
формы внеучебной деятельности в 5-9 классах. – М: Феникс, 2009.
4. Дыко, Л.А. Основы композиции в фотографии. – М: Высшая школа,
2009.
5. Кэлви Тейлор-Хоу. Освещение при студийной съемке. – М.: АРТРОДНИК, 2008
6. Лапин, А.И. Фотография. Учебное пособие.-М.: Изд-во Московского
университета, 2003 .
7. Панкратова Т.А. Фотошоп : учебный курс. - СПб: Издательский дом
«Питер», 2003.
8. Розов, Г. Как снимать: Что может ваша камера?/Георгий
Розов._М.:Астрель,2012.-512с.
9. Одаренный ребенок. Особенности обучения. – М: Просвещение,
2006.
10. Психологический практикум. Тестируем детей. – М: Феникс, 2009.
Интернет-ресурсы
1. http://photo.far-for.net
2. http://omoses.livejournal.com/17807.html
3. http://www.lookatme.ru/flows/fotografiya/posts/54564-masterafotoreportazha-2008- 11-23
4. http://kaketosdelano.ru
5. www.fotodelo.ru
Периодические издания
Советское фото Фотомастерская
Русский репортер Р
оссийское фото Фото и видео
National Geographic