МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Невьянского муниципального округа
МАОУ СОШ п. Цементный
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Будакова Т.Ю.
Протокол №
от «__» _____2025 г.
Широкова Е.Р.
Протокол №
от «__» _____2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ
п.Цементный
Арапова О.В.
Протокол №
от «__» _____2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 2-3 классов
П. Цементный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых
результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их
мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» входит в учебнометодический комплект, который также включает следующие издания:
- Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы.
В 2 частях. Часть 1;
- Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы.
В 2 частях. Часть 2;
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2–3
классы;
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 2–3 классы;
- Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 2–3 классы.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
- развитие основ экономического образа мышления;
- воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
развитие учебно-познавательного интереса в области экономических
отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также
при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности. Основные
содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими
учебными предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир,
технология, литература. При организации занятий учителю и педагогу
дополнительного образования детей важно учитывать изменения социальной
ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия:
- возросший уровень информированности детей, использование СМИ как
существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же
время необходимость обеспечения информационной и
психологической
безопасности детей;
- недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с
помощью текстов учебных материалов курса научить младшего школьника
читать целенаправленно, осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и
осмыслению прочитанного;
- актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе
совместной игровой и учебной деятельности со сверстниками.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в
самостоятельном познании окружающего мира, познавательной активности и
инициативности при изучении курса «Финансовая грамотность» является создание
развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания, в
том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и предположений, учебный
диалог.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии –
способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат
деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль
ребёнка как ученика и его направленность на саморазвитие.
Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными
особенностями младших школьников и включают задачи, практические задания,
игры, учебные мини-исследования и проекты.
В процессе изучения курса у учащихся младших классов формируются такие
умения и навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор,
обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа
в малых группах.
Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности
являются межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги»,
«Какие виды денег существуют», «Что я знаю о банковской карте», «Что такое
семейный бюджет», «Какие виды семейных доходов существуют», «На что
расходуются деньги в семье», «Сколько денег тратит семья на питание», «Сколько
денег требуется семье на оплату коммунальных услуг».
Место курса «Финансовая грамотность» в учебном плане
Обучение
финансовой грамотности является важнейшей составляющей
начального
общего образования. На изучение курса «Финансовой
грамотности» в начальной школе отводится по 0,5 ч в неделю: во 2-3 классах
Программа будет реализована как в рамках внеурочной деятельности.
Основные формы и виды деятельности обучающихся: учебная, проектная,
игровая (ролевые, дидактические, ситуационные, деловые игры), рефлексивнооценочная, регулятивная, коммуникативная (проблемно- ценностные дискуссии со
сверстниками и взрослыми), моделирование, анализ ситуаций, наблюдение и др.
Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» ориентирован на
формирование и развитие универсальных учебных действий, применение
полученных знаний в повседневной жизни детей младшего школьного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 КЛАСС
Что такое деньги и для чего они нужны
1. Что такое деньги (4ч).
2. Откуда взялись деньги(4ч).
3. Рассмотрим деньги поближе (4ч).
4. Защита денег от подделок (4ч).
5. Какие деньги были раньше в России (4ч).
6. Современные деньги России и других стран (4ч).
7. Учимся обращаться с деньгами (4ч).
8. Что мы узнали о деньгах? (5ч).
9. Подведение итогов (1ч)
3 КЛАСС
Что такое семейный бюджет
1. Откуда в семье берутся деньги (4ч).
2. На что тратятся деньги (4ч).
3. Как с умом управлять своими деньгами (4ч).
4. Как считать доходы и расходы семьи(4ч).
5. Как делать сбережения(4ч).
6. Учимся делать сбережения(4ч).
7. Учимся считать доходы и расходы семьи (4ч).
8. Что мы узнали о доходах и расходах семьи? (5ч).
9. Подведение итогов (1ч)
1.
2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
- осознание себя как члена семьи и общества;
овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых
отношений;
- познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения
элементарных финансовых задач;
- осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в
области финансов, так и действий окружающих;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов
(денег);
понимание различия между расходами на товары и услуги первой
необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними»
расходами;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
финансовых ситуациях.
Ученик младших классов также получит возможность для формирования:
понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- положительной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и
сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках,
направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления простой финансовой информации;
- использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков
разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей между
финансовым поведением человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или
объекта к изученным финансовым понятиям;
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем,
для решения финансовых задач;
- владение элементарными способами решения проблем творческого и
поискового характера.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
осуществлять под руководством учителя элементарную проектную
деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел,
находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых
задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
- определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
- постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих
действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
проявление познавательной и творческой инициативы в применении
финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи;
- выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый
контроль и оценка результата;
- оценка правильности выполнения финансовых действий и способов
решения элементарных финансовых задач;
- корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки
и учёта выявленных ошибок;
- корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников,
учителей, родителей;
- использование цифровой формы записи хода и результатов решения
финансовой задачи.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при
выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и
корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
- умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы
в устной и письменной форме;
- умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и
право каждого иметь своё мнение;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку финансовых действий и решений;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности при выполнении учебного проекта и ми- ни-исследования, в учебной
игре;
- умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать
собственное финансовое поведение и поведение окружающих.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию
в обсуждении финансовых целей и решений;
формулировать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты
- правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар,
деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды
денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения,
семейный бюджет, банковский вклад);
- понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
- понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их
объяснить;
- умение приводить примеры товарных денег;
- умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не
благо;
- понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое
безналичный расчёт и пластиковая карта;
- умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры
регулярных и нерегулярных доходов семьи;
умение называть основные направления расходов семьи, приводить
примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать
планируемые и непредвиденные расходы;
- умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на
условных примерах;
- умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений
семьи;
- понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут
кредиты;
- знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение
приводить примеры пособий;
- умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, диаграмма);
- объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные,
полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
2 КЛАСС
Что такое деньги и для чего они нужны
Базовые понятия: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты,
купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.
Личностные результаты:
- понимать, что деньги – средство обмена, а не благо;
- осознавать ответственность за расходование денег.
Метапредметные результаты:
использовать различные способы поиска, сбора и представления
информации об истории возникновения денег и их назначении в современной жизни
людей;
- использовать логические действия сравнения различных видов денег;
работать в малой группе (распределять обязанности, представлять
результаты работы группы).
Предметные результаты Базовый уровень
Обучающийся научится:
- объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (обмен,
товар, покупка, продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта,
наличные деньги, безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат,
банковская карта);
- называть признаки денег;
- описывать ситуации, в которых используются деньги;
- приводить примеры обмена;
- приводить примеры товарных денег;
- называть отличия между монетами и бумажными деньгами;
- объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;
- считать деньги;
- правильно считать сдачу;
- называть отличия между наличными и безналичными деньгами;
- решать задачи с элементарными денежными расчётами;
- составлять задачи с элементарными денежными расчётами.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать товарные деньги;
- объяснять, для чего нужны деньги.
3 КЛАСС
Что такое семейный бюджет.
Базовые понятия: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная
плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные
расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;
- понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов
(денег);
- понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями.
Метапредметные результаты:
использовать различные способы поиска, сбора и представления
информации о доходах и расходах семейного бюджета, правилах его составления;
- использовать логические действия сравнения основных источников доходов
семьи, основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и
расходов в бюджете семьи;
- работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять
обязанности, составлять план действий, оформлять и представлять результаты
работы группы).
Предметные результаты:
Базовый уровень Обучающийся
научится:
- объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы,
регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда,
банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы,
планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений,
экономия);
- называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;
- называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
- приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;
сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные,
необязательные, лишние);
- объяснять, как появляются долги и чем они опасны;
- считать доходы и расходы семьи;
- называть способы сокращения расходов и экономии;
- называть способы увеличения доходов семьи;
- приводить примеры различных видов сбережений;
- объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;
- составлять бюджет семьи на простых условных примерах.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться обосновывать целесообразность
приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование
разделов/ тем
2 КЛАСС
Количество часов Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Часть 1. Что такое деньги и для чего они нужны (17 часов)
https://www.youtube.com/watch?v=s7
1
Что такое деньги.
4
sDEn3jYKo&t=8s
https://vk.com/video12038676_17101
0280
4
https://www.youtube.com/watch?v=p9
2
Откуда взялись деньги
15IJJG_f4
https://www.youtube.com/watch?v=m
0kjVnckXLg
3
Рассмотрим
деньги
4
https://vk.com/video/@i.ishmuratova?
поближе
z=video212925280_456239017%2Fpl_12038
676_-2
4
Защита
денег
от
4
https://www.youtube.com/watch?v=R
подделок
4y5v_ZHR3I&t=27s
5
Какие деньги были
раньше в России
4
4
https://www.youtube.com/watch?v=aF
hCHnewo2I&t=2s
https://www.youtube.com/watch?time
_continue=2&v=ZFNNeH_D2P0&fea
ture=emb_logo
6
Современные
деньги
России и других стран
4
https://videouroki.net/video/09sovremennye-dengi-rossii.html
https://multiurok.ru/files/sovremennye
-dengi-rossii-i-drugikh-stran.html
7
Учимся обращаться с
деньгами.
4
8
Что мы узнали о
деньгах?
5
https://www.youtube.com/watch?v=v
WonuVlrV_s&t=2s
https://www.youtube.com/watch?v=Pu
9KZORyCb8
https://www.youtube.com/watch?v=_n
ShANCaJgU&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?v=va
GnAN_DJXU
9.
Подведение итогов
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
3 КЛАСС
№
Наименование
разделов/ тем
Что такое семейный бюджет
1
Откуда в семье берутся
деньги
Количество часов
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
4
https://www.youtube.com/watch?v=kV
jTk27xwo0&t=3s
https://rutube.ru/video/7c70906916f6f3
76d2f699f846dfc507/
2
На что тратятся деньги.
4
https://infourok.ru/konspektvneurochnogo-zanyatiya-pofinansovoy-gramote-3115883.html
3
Как с умом управлять
своими деньгами
4
https://yandex.ru/video/preview/11068
798390002240554
4
Как считать доходы и
расходы семьи
4
https://vk.com/video/@i.ishmuratova?z
=video212925280_456239021%2Fpl_120386
76_-2
https://www.youtube.com/watch?v=a6
d-_r2PIbs
5
Как делать сбережения
4
https://videouroki.net/video/24-kakdelat-sberezheniya.html
6
Учимся
сбережения.
делать
4
https://www.youtube.com/watch?v=a6
d-_r2PIbs
7
Учимся считать доходы
и расходы семьи.
Что мы узнали о
доходах и расходах
семьи?
Подведение итогов
4
https://www.youtube.com/watch?v=OCj
I6oaPqlc
https://yandex.ru/video/preview/44002
07596770545847
8
9.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
5
1
34
Результативность реализации программы отслеживается через:
устный опрос;
письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
тестовое задание;
решение задач;
решение кроссворда и анаграммы;
мини-исследование;
графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
творческая работа: постер, компьютерная презентация;
викторина;
проект.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
2–3 классы. В 2 частях. Часть 1;
•
Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
2–3 классы. В 2 частях. Часть 2;
•
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. https://resh.edu.ru
2. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата»- http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-izarplata;
4. Портал «Профориентир», «Мир профессий» - http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» -http://subsidii.net/