ОАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Описание образовательной программы
Определение и назначение адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Федеральная Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (далее
– ФАООП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию.
Федеральная Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся
с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения ФАООП НОО обучающихся с ЗПР.
Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный
разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФАООП НОО обучающихся с ЗПР, а также способы
определения достижения этих целей
и результатов.
Целевой раздел включает:
·
пояснительную записку;
·
планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР ФАООП НОО;
·
систему оценки
достижения планируемых результатов освоения ФАООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие
программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
·
программу формирования универсальных учебных действий
у обучающихся с ЗПР;
·
программы отдельных
учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области;
·
программу духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся с ЗПР;
·
программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
·
программу коррекционной работы;
·
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также
механизмы реализации компонентов ФАООП НОО.
Организационный раздел включает:
·
учебный план начального общего
образования;
·
систему
специальных условий реализации ФАООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
В основу разработки и реализации ФАООП НОО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации ФАООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их
особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации
разных вариантов ФАООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и
реализации ФАООП НОО обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности процесса обучения
и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей
развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится
на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР младшего
школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно- практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс
организации познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки ФАООП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
·
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
·
прочное усвоение
обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
·
существенное
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
·
обеспечение условий
для общекультурного и личностного развития
на основе формирования универсальных учебных действий,
которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени,
но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В
основу формирования ФАООП НОО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
·
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
·
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
·
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
·
принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности
обучающегося и расширение
его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
·
онтогенетический принцип;
·
принцип
преемственности, предполагающий при проектировании ФАООП начального общего образования ориентировку на программу
основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;
·
принцип целостности содержания образования, поскольку
в основу структуры
содержания образования положено
не понятие предмета,
а ―
«образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения
обучающимися с задержкой психического развития всеми
видами доступной им предметно- практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
·
принцип переноса
усвоенных знаний, умений,
и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,
что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
·
принцип сотрудничества с семьей.