ОАОП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант О.7)
Описание образовательной программы
ФАОП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) является основным документом, определяющим
содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную
деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
ФАОП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) представляет собой образовательную программу,
адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с задержкой
психического развития с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей,
обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР
предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими адаптированную
основную общеобразовательную программу начального общего образования (АООП НОО)
обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных образовательных условий
на уровне основного общего образования.
Целями
реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР являются:
· организация
учебного процесса для обучающихся с ЗПР с учетом целей, содержания и
планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО;
· создание условий
для становления и формирования личности обучающегося;
· организация
деятельности педагогических работников образовательной организации по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР.
Достижение
поставленных целей реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает
решение следующих основных задач:
· формирование у
обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа
жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей
к социальному самоопределению;
· обеспечение
планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
· обеспечение
преемственности начального общего, основного общего и среднего общего
образования;
· достижение
планируемых результатов освоения ФАОП ООО обучающимися с ЗПР;
· обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования;
· установление
требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части образовательной программы и
соответствующему усилению воспитательного и социализирующего потенциала
образовательной организации, инклюзивного подхода в образовании, обеспечению
индивидуализированного психологопедагогического сопровождения каждого
обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования;
· выявление и
развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством включения их
в деятельность клубов, секций, студий и кружков, включения в общественно
полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей
образовательных организаций дополнительного образования;
· организация
творческих конкурсов, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
· участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
· включение
обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного
пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
· организация
социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной
ориентации обучающихся при поддержке педагогических работников, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
· создание условий
для сохранения и укрепления физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
ФАОП ООО для
обучающихся с ЗПР учитывает следующие принципы и подходы:
· принцип учета
ФГОС ООО: ФАОП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям,
содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне основного
общего образования;
· принцип учета
языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной организации
ФАОП ООО определяет право получения образования на родном языке из числа языков
народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в
учебных планах, планах внеурочной деятельности;
· принцип учета
ведущей деятельности обучающегося: ФАОП ООО обеспечивает конструирование
учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы
формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
· принцип
индивидуализации обучения: ФАОП ООО предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР с
учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
· системно-деятельностный
подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной
учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование
его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· принцип учета
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся с ЗПР при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
· принцип
обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых
учебных предметов;
· принцип
интеграции обучения и воспитания: ФАОП ООО предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на
достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
· принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических
требований.
ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР учитывает
возрастные и психологические особенности обучающихся с задержкой психического
развития.
Общими для всех обучающихся с ЗПР
являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное
качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных
составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с
ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и
коммуникативных способностей.
При организации обучения на уровне
основного общего образования следует учитывать особенности познавательного
развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику
усвоения ими учебного материала.
ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР
определяет, что обучающиеся с задержкой психического развития получают
образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения, планируемым результатам основного общего образования нормативно
развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при создании
условий, учитывающих их особые образовательные потребности. При обоснованной
необходимости для обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых образовательных
технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но
не более, чем до шести лет <61>. В этом случае обучение может быть организовано
по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому образовательной
организацией самостоятельно, с учетом пролонгации года. Соответствующая
корректировка вносится в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей.
<61> Пункт 17 Раздел
1
ФГОС ООО, утвержденного приказом N 287.
Для обучающихся
с ЗПР необходим дифференцированный подход к отбору содержания программ учебных
предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей
обучающегося. Объем знаний и умений по учебным предметам несущественно
сокращается за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию
требований.
В целях удовлетворения образовательных
потребностей и интересов обучающихся с ЗПР могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы в пределах осваиваемой образовательной программы основного общего
образования в порядке, установленном локальными нормативными актами
образовательной организации <62>.
--------------------------------
<62> Пункт 3 статьи
34
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598).