АОП ООО обучающихся с ЗПР
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа
(АООП) основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для этой
категории учащихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП основного общего образования обучающихся с ЗПР
предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими адаптированную
основную общеобразовательную программу начального общего образования (АООП НОО)
обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в соответствие с ФГОС НОО обучающихся с задержкой
психического развития, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных образовательных
условий. Успешное освоение обучающимися с ЗПР АООП НОО является необходимым
условием освоения обучающимися с ЗПР АООП основного общего образования.
Целями реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы посёлка Цементный (далее АООП ООО
МАОУ СОШ п. Цементный) являются:
- достижение
выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков,
компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР среднего
школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление
и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР
предусматривает решение
следующих основных
задач:
- обеспечение
соответствия адаптированной основной общеобразовательной
программы требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО);
- обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования
обучающимися с ЗПР;
- установление
требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части образовательной программы и соответствующему усилению
воспитательного и
социализирующего потенциала школы, инклюзивного подхода в
образовании, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося с ЗПР;
- обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений;
- взаимодействие
образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами, в том
числе, с центрами
психолого-педагогической и социальной помощи, социально-ориентированными
общественными организациями;
- выявление
и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством
включение их в
деятельность клубов, секций, студий и кружков, включение в общественно полезную
деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций
дополнительного образования;
- организацию
творческих конкурсов, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие
обучающихся c ЗПР, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной инклюзивной социальной среды,
школьного уклада;
- сохранение
и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с ЗПР, обеспечение их безопасности.
Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП ООО:
АООП ООО адресована
обучающимся с ЗПР, достигшим к началу 5 класса уровня психофизического развития
близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки
общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории
обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной
нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с
сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к
интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик,
у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции
в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации,
фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается
устойчивость форм адаптивного поведения.
Реализация АООП ООО предполагает, что обучающийся с ЗПР
получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным
предметам сокращается несущественно за счет
устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.