Основная образовательная программа начального общего образования (ФОП-2023)
Описание образовательной программы
Описание основной образовательной программы начального общего
образования муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы посёлка Цементный
Основная образовательная программа
начального общего образования (далее ООП НОО) муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа посёлка
Цементный» (далее МАОУ СОШ п. Цементный) разработана в соответствии с Порядком
разработки и утверждения федеральных основных образовательных программ,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2022г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022г., регистрационный № 70809).
В соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование относится к основным
образовательным программам и характеризует первый этап школьного
обучения. Образовательная программа
понимается в Законе «Об образовании в Российской Федерации» как комплекс основных
характеристик образования
(объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий,
реализация которых обеспечивает успешность выполнения ФГОС каждого уровня образования.
Программа начального общего образования
МАОУ СОШ п. Цементный является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность в единстве урочной
и внеурочной деятельности, при учёте правильного соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Целями
реализации программы начального общего образования являются:
·
обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина
Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение,
развитие и воспитание каждого обучающегося;
·
организация учебного процесса
с учетом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования,
отраженных в ФГОС НОО;
·
создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учетом
его потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
·
организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных
обучающихся и (или) для детей
социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей предусматривает решение
следующих задач:
·
формирование общей культуры,
гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное
развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление
здоровья;
·
обеспечение планируемых результатов по освоению
обучающимися целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
определяемых личностными, семейными, индивидуальными особенностями его развития
и состояния здоровья;
·
становление личности в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности, неповторимости;
·
обеспечение преемственности начального общего и
основного общего образования;
·
достижение планируемых результатов освоения ООП
НОО всеми обучающимися;
·
обеспечение доступности получения качественного
начального образования;
·
выявление и развитие способностей обучающихся, в
том числе лиц, проявивших выдающие способности, через систему клубов, секций,
организации общественно полезной деятельности;
·
организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
·
участие обучающихся и их родителей (законных
представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной
среды образовательной организации.
Принципы и подходы к формированию основной
образовательной программы начального общего образования. ООП НОО
учитывает следующие принципы:
·
принцип учета ФГОС НОО: ФОП
НОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям
обучения в начальной школе;
·
принцип учета языка обучения:
с учетом условий
функционирования образовательной организации ФОП НОО характеризует право
получения образования на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа
в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
·
принцип учета ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной
деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов
учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные
операции, контроль и
самоконтроль);
·
принцип индивидуализации обучения: программа
предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами с учетом мнения родителей (законных
представителей) обучающегося;
·
принцип преемственности и
перспективности: программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и способов
деятельности между этапами начального общего
образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по
образовательным программам основного
общего образования, единые подходы между их обучением
и развитием на уровнях начального общего и основного общего образования;
·
принцип интеграции обучения и
воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на
обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения
к действительности;
·
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет
использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной
нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами
и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 29
января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно- эпидемиологические требования).
В программе определяются основные механизмы её
реализации, наиболее целесообразные с учётом
традиций коллектива образовательной организации, потенциала педагогических
кадров и контингента обучающихся. Среди механизмов, которые
возможно использовать в начальной школе, следует отметить: организацию
внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов, факультативов, различных форм совместной познавательной
деятельности (конкурсы, диспуты, интеллектуальные марафоны
и т. п.). Положительные результаты даёт привлечение к образовательной деятельности школы организаций культуры
(к примеру, музеев,
библиотек, стадионов), художественных и театральных студий.
Эффективным механизмом реализации программ является использование индивидуальных программ и
учебных планов для отдельных обучающихся или небольших групп